1

Тема: Херсонська військова авіаційна школа (ХАШ), м. Херсон, 1936-1941

Херсонская военная авиационная школа (ХАШ) просуществовала лишь пять лет (1936-1941).

В декабре 1936 года состоялся первый выпуск (обучение курсанты начали ещё в Полтаве).

29 ноября 1940 года решением Центрального совета Осоавиахима Херсонская авиашкола перешла в подчинение Военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку офицеров летчиков-истребителей.

В конце июня 1941 года школу эвакуировали в г. Борисоглебск Воронежской области. Там находилось одно из старейших военно-учебных заведений страны – Борисоглебская Краснознаменная авиационная школа пилотов имени В. П. Чкалова. Херсонская авиашкола вливалась в неё. Инструкторы и часть техников перелетели на самолетах. Остальной личный состав, курсанты, семьи работников и имущество школы отправились по железной дороге.

В ноябре 1941 года из Борисоглебска отправились на фронт два авиационных истребительных полка. Они были сформированы из пилотов и самолетов эвакуированной ХАШ. После победы в Великой Отечественной войне авиашкола в Херсоне так и не открылась.

читать:

Post's attachments

HASH.doc 768 kb, 2 downloads since 2016-06-08 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Thanks: GRYN1

Share

2

Re: Херсонська військова авіаційна школа (ХАШ), м. Херсон, 1936-1941

Херсонская школа героев

Рядом с аллеями Потемкинского сквера в Херсоне среди зелени старых акаций притаился неприметный переулок Доры Любарской. Здесь в одном из старых зданий, построенных в начале XX века для губернской земской управы и восстановленных в современном виде уже после войны, ныне расположено одно из отделений городского роддома № 1. Меж тем здание это, находящееся в стороне от обычных туристических маршрутов, знало иные времена и имеет свою особую историю В этом здании с 1936 по 1941 годы располагалась Херсонская авиационная школа. По разным данным, за годы существования этого учебного  заведения из его стен вышли более тысячи инструкторов-пилотов. Многие из них стали известными асами в период Великой Отечественной войны. Об этом повествуют скупые строчки памятного знака, установленного на бывшем здании школы: «... Двадцати ее выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза».

История Херсонской авиашколы началась, когда из Полтавы в Херсон была переведена существовавшая там с начала 1930-х годов школа авиапилотов. Собственно, попытку основания в нашем городе военного аэродрома, ремонтных мастерских и учебного авиаотряда предпринимали еще до революции. Вот только тогда время для осуществления этого проекта было не совсем подходящее. Пока решали организационные вопросы и перебрасывали на херсонский аэродром техническое оснащение, грянула революция со всеми ее последствиями - Гражданской войной и годами разрухи. И лишь спустя 18 лет, уже в советское время, у Херсона появились свои «крылья». Херсонская авиашкола начала свою работу в мае 1936 года, то есть ровно 79 лет назад. А первый ее выпуск состоялся уже в декабре того же года. Первыми выпускниками учебного заведения стали курсанты, начавшие обучение еще в Полтаве.

С первых своих шагов авиашкола стала гордостью Херсона. Еще бы! Кто в те далекие предвоенные годы не мечтал о небе? Об этом писала пресса, твердило радио, пели песни, а на улицах призывно алели лозунги «Комсомолец - на самолет!». Словом, идея воздухоплавания стала очередным звеном патриотического воспитания «человека нового общества». Мальчишки с завистью взирали на курсантов, поднимавшихся ввысь, и осаждали школьное руководство с заявлениями о приеме.

Однако, чтобы попасть в авиашколу, мало было иметь отменное здоровье, нужно было еще обладать «незапятнанной» биографией. Это, пожалуй, в период начала политических репрессий было самым важным. Впрочем, какие могли быть пятна в биографиях вчерашних мальчишек и девчонок (с 1937 года в Херсонскую авиашколу стали принимать девушек)? Тем не менее случалось по-всякому. Так, летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан Анна Тимофеева (Егорова) в автобиографической книге «Держись, сестренка!», посвященной боевым подругам, рассказывает, как ее, успевшую уже окончить курсы Московского аэроклуба и получившую направление в Ульяновскую школу пилотов ОСОАВИАХИМа, после ареста старшего брата причислили к врагам народа. Вслед за этим последовало исключение из учебного заведения. И лишь настойчивость, целеустремленность и бойцовский характер позволили Анне Александровне изменить ситуацию и стать курсантом авиашколы в Херсоне.

Вот как описывает она это в своей книге: «Вызывает меня комиссар аэроклуба и говорит:
- Мы решили единственную "женскую" путевку в Херсонскую авиационную школу отдать тебе. Завтра же бери направление и быстрее езжай в Херсон. Учти, там кроме специальных предметов придется держать экзамены и по общеобразовательным. Конкурс большой, готовься! В Херсоне действительно был большой наплыв воспитанников аэроклубов страны. Приехали из Москвы и Ленинграда, Архангельска и Баку, Комсомольска-на-Амуре и Минска. На штурманское отделение в школе принимали только девушек, на инструкторское - в основном парней. И снова комиссии - медицинская, мандатная. Наконец вывешены списки принятых - меня зачислили на штурманское отделение».
Из этих строк воспоминаний геройской летчицы можно узнать, каким успехом у юношей и девушек страны пользовалась Херсонская авиашкола.

Вооруженный конфликт между СССР и Финляндией, вспыхнувший в ноябре 1939 года, сказался и на работе Херсонской авиашколы. «Война с Финляндией ускорила наш выпуск. Программу обучения в школе резко сократили, закруглили и подвели к экзаменам. Их мы сдавали тоже в спешке. Нам даже обмундирование не сумели пошить - так и выпустили в старых гимнастерках и юбках, в каких курсантами были», - рассказывает в книге Анна Александровна Тимофеева.

Конфликт между двумя странами и шаткость существовавшего мирного равновесия в Европе стали поводом реорганизации авиашколы. Уже в 1940 году решением правительства находившаяся под юрисдикцией Центрального Совета ОСОАВИАХИМа Херсонская авиашкола перешла в подчинение военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку летчиков-истребителей. Летно-технический и преподавательский состав учебного заведения был увеличен до 87 человек. В ходе реорганизации изменилось и техническое оснащение летной части. Вместо привычных учебных самолетов У-2 школу укомплектовали быстрыми и маневренными истребителями И-16. Претерпела изменения и учебная программа. Туда добавились новые предметы: отработка элементов высшего пилотажа в условиях воздушного боя, взлет и посадка самолета «вслепую», в сложных обстоятельствах, стрельба. Аэродром, где базировалась авиатехника школы и где проходили практические полеты, находился на огромном по площади пустыре, расположенном в степи за железнодорожным вокзалом. Ныне это территория Таврического микрорайона.

Начало войны 22 июня 1941 года застало личный состав авиашколы в летних лагерях в селе Копани, а уже спустя четыре дня, 26 июня, поступила директива Генштаба о передислокации Херсонской школы военлетов в Борисоглебск Воронежской области. В Борисоглебске находилась одна из лучших школ страны - 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного флота. В 1933 году решением ЦИК СССР Борисоглебской авиашколе было вручено Красное Знамя, а в 1938-м она получила название - школа имени Валерия Чкалова, одного из первых ее выпускников. Теперь Херсонской авиашколе предстояло слиться с этим учебным заведением. Стремительное продвижение на восток гитлеровских войск заставило значительно сократить отпущенное на учебу время. Уже в ноябре 1941 года из Борисоглебского училища на фронт отправились два авиационных истребительных полка.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №19 (702).- 07.05.2015.- стр.13

artkavun.kherson.ua/ua-hersonska … geroev.htm

Thanks: GRYN1

Share

3

Re: Херсонська військова авіаційна школа (ХАШ), м. Херсон, 1936-1941

Аэродром и авиашкола в Херсоне

Настоящий грузопассажирский аэродром появился в Херсоне только во второй половине 1930-х годов. Взлётно-посадочное поле старого, еще дореволюционного аэродрома в степи за железнодорожным вокзалом было приведено в порядок для устройства базы одного из звеньев Одесского авиаотряда.

А вскоре на аэродроме Херсон появились первые самолёты. Это были бипланы конструктора Поликарпова По-2 (У-2), более известные затем как трудяги-«кукурузники». Подвижной состав нового херсонского аэродрома состоял всего лишь из шести крылатых машин, которые совершали рейсы, доставляя пассажиров и грузы на авиалиниях местного значения. По имеющимся сведениям, практически перед самой войной аэродром стал промежуточным портом для самолётов, совершавших полёты в ближнее зарубежье.

В 1936 году в городе произошло очередное знаменательное событие: в мае из Полтавы в Херсон была переведена военная авиационная школа. Летом же 1940-го в местах дислоцирования этой школы под Полтавой расположилась военная авиашкола пилотов бомбардировщиков. Ее подвижной и личный состав был практически полностью уничтожен фашистской авиацией 22 июня 1941 года, в первый же день войны.

Прибывшие в Херсон курсанты во главе с начальником школы Перльштейном, не теряя времени, занялись оборудованием взлётно-посадочных полос училищного аэродрома, находившегося по соседству с гражданским аэродромом Херсон. А еще спустя несколько дней к месту новой дислокации авиашколы перегнали учебные самолёты У-2 и УТИ-4 (учебно-тренировочный истребитель), и у слушателей начались учебные будни. Первый выпуск курсантов, приступивших к обучению еще в Полтаве, состоялся в декабре 1936-го. Лучшие из них пополнили инструкторско-преподавательский состав Херсонской авиашколы.

Военная авиационная школа в Херсоне просуществовала всего пять лет – с 1936 по 1941 годы, однако за столь короткий период здесь было подготовлено около 1300 инструкторов-пилотов. Вот как описывает третий выпуск пилотов в 1938-м газета «Наддніпрянська правда»: «Закінчився випуск льотчиків-інструкторів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму. 16 листопада в клубі водників імені Шмідта відбувся випускний вечір авіашколи Тсоавіахіму. На вечері був зачитаний наказ про випуск льотчиків-інструкторів і наказ про випуск авіатехніків, які навчались без відриву від виробництва. Кілька курсантів Херсонської авіашколи Тсоавіахіму, які на відмінно закінчили навчальний курс і відзначились високою дисциплінованістю, одержують звання лейтенантів запасу. Багато відмінників премійовано цінними подарунками. Командування школи звернулось до відповідних організацій з клопотанням присвоїти Херсонській авіашколі Тсоавіахіму ім’я тов. Чкалова».

О качестве подготовки курсантов школы красноречиво говорит тот факт, что в период войны двадцать выпускников Херсонской авиашколы стали Героями Советского Союза.

Александр Захаров

www.grivna.ks.ua/component/conte … odolzhenie

Thanks: GRYN1

Share

4

Re: Херсонська військова авіаційна школа (ХАШ), м. Херсон, 1936-1941

1937 год:

Иноземцев Алексей Иванович (1902, Ростов-на-Дону, - 23.08.1942, ИТЛ, Куйбышевская обл.) - начальник учебной части Херсонской авиашколы ОХА, реабилитирован посмертно
дело репрессированного А.И. Иноземцева  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ … %D0%B0.pdf   ГАХО, Р-4033-3-349

Начальник штаба капитан Напольский

Комиссар школы Иоффе

бывший начальник школы - Перельштейн

работники авиашколы:
инструктор-летчик Пиндюр Борис Иосифович
командир звена Чепель Василий Федорович
ст. авиатехник Иванько Григорий Сергеевич
командир звена Дроган Федор Мефодьевич
командир звена Минченко Павел Егорович

Share