pravoslavie.poltava.ua/monastery … _sanzhary/
СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в с. Горобцы
В декабре 1970 года в с. Горобцы (Великокобелячковского сельского совета) Новосанжарского района случилось чрезвычайное событие – сгорела местная деревянная Преображенская церковь. В огне погиб один из самых красивых и богатых в то время храмов Полтавщины. Перенесенный в 1869 году из Новых Санжар на Велико-Кобелячковские хутора, он прослужил местным жителям свыше ста лет...
История этой уникальной церкви уходит корнями еще во вторую половину XVII века. Об этом свидетельствует упоминание о существовании в церковной библиотеке большого напрестольного Евангелия, изданного в Львове в 1690 году, где была надпись, сделанная священником этого храма Яковом Григориевым, о том, что эту книгу приобрело для Новосанжарской Свято-Спасской (Преображения Спаса Господнего) церкви в 1695 году местное скорняжное братство. Следовательно, к тому времени церковь уже существовала. Можно также предположить, что построили ее после того, как Новые Санжары стали сотенным городком Полтавского полка. Есть основания считать, что стояла церковь на Базарной площади, но какой имела вид – сведений об этом не сохранилось.
Известно, что в 1737 году во время похода на Украину, в частности, в Поворсклье, татарские орды разорили и опустошили Новые Санжары. Наверное, был уничтожен тогда и Преображенский храм. Вскоре его возродили, а в 1772 году – перестроили. Среди священников, которым пришлось быть настоятелями этой церкви, самой заметной фигурой можно считать Павла Петровича Гамалию, прослужившего в храме свыше 40 лет (до 1785 года) и являвшегося его покровителем и благодетелем. Именно его стараниями в 1780 году был устроен новый иконостас, именно на его средства была приобретена для храма наместная икона Спасителя и позолоченный серебряный напрестольный крест, а также несколько старинных богослужебных книг.
Начиная с 1782 года, вместе с отцом Павлом служил в храме и его сын Алексей Гамалия (до 1812), а потом внук – Василий Гамалия (до 1827). Сохранились и имена последующих настоятелей: Ф. И. Базилевич (1827–1832) и Ф. Д. Сребницкий (1832–1870).
В середине 60-х годов ХІХ века жители Велико-Кобелячковских и других близлежащих к ним хуторов, которые были прихожанами разных новосанжарских храмов, начали ходатайствовать перед епископом Полтавским и Кременчугским Иоанном о перенесении одной из церквей городка на эти хутора. Преосвященный Иоанн согласился и в 1867 году выдал резолюцию о том, что перенесению подлежит Преображенский храм. Но некоторые новосанжарцы не согласились с этим решением и подали в Священный Синод прошение оставить оный храм в Новых Санжарах. Рассмотрение дела затянулось, и только 29 апреля 1869 года было принято окончательное решение о перенесении на хутора именно Преображенской церкви.
Поставили ее в самом центре Велико-Кобелячковских, Вовчереченских, Супротивнобалковских, Пасешновских и других хуторов – вблизи тракта, пролегающего из Говтвы в Новые Санжары. Землю под храм подарила местная казачка Мелания Зимовец. Новопоставленная церковь была небольшой, деревянной, одноэтажной, крестообразной, однопрестольной.
28 октября 1869 года состоялось торжественное освящение храма. 26 апреля следующего года местные жители учредили при своей церкви опекунский совет, который должен был решать все вопросы церковной жизни, проявлять заботу о благоустройстве и благосостоянии церкви, причта и т. п. Председателем совета утвердили настоятеля храма священника Николая Базилевича, постоянными членами – церковного старосту казака Митрофана Кирчатого, волостного старшину казака Михаила Белозерского и приходского дьячка Ивана Подгаевского. Кроме них, в опекунский совет избрали еще 31 временных членов – местных казаков. Все они дружно взялись расстраивать свой приходской храм: собрали значительные средства на ремонт церкви, обновление икон, приобретение церковной утвари и пр. Именно благодаря заботам опекунского совета 12 ноября 1874 года впервые на хуторах была открыта церковноприходская школа. Вторую такую школу открыли в 1897 году на хуторах Пасечных.
Состоянием на 1881 год приход насчитывал почти три тысячи человек. Поскольку храм не мог вместить всех желающих, к тому же церковь стояла без фундамента и через определенное время стала разрушаться, возник вопрос о ее перестройке и расширении. Весной 1886 года Преображенскую церковь полностью разобрали и построили новое здание на том же месте.
11 сентября того же года нововозведенный храм был освящен. Он имел такие же архитектурные формы, как и старый, но был просторнее и наряднее (площадь помещения без алтаря составляла 300 кв. м). Снаружи храм был расписан картинами на библейские сюжеты, что делало его более привлекательным и более красивым. Внутри церковь была светла, поскольку имела 24 окна; ее стены были расписаны картинами из священной истории.
Поначалу в храме обустроили только один главный престол – “Преображение Господнее”, со временем открыли еще два боковых: “Святителя Николая” и “Всех скорбящих радость”. К западному притвору была пристроена деревянная трехъярусная колокольня, высота которой до креста составляла 24 метра. На верхнем ярусе было 6 колоколов, самый большой из которых весил 53 пуда 12 фунтов (почти 873 кг).
Интересны статистические данные за 1888 год. На ту пору приход насчитывал 2913 прихожан. В том году в Свято-Преображенском храме было совершено 30 брачных обрядов, окрестили 75 мальчиков и 63 девочки. Добавим, что за указанный год умерло 49 мужчин и 55 женщин, т. е. рождаемость среди населения значительно превышала естественную смертность.
В 1897 году при церкви было учреждено Иоанно-Богословское приходское братство. С того времени, вплоть до 1918 года, история Преображенского храма неразрывно связана с ним. Его члены регулярно ремонтировали и украшали храм, создали хор певчих, заботились о церковноприходских школах, предоставляли помощь нуждающимся, вели противосектантскую работу и т. п.
В начале ХХ века церковь была достаточно богатой (известно, например, что в 1907 году она смогла предоставить заем 1000 руб. на строительство Лубенского епархиального женского училища). Богатыми были также церковный архив и библиотека. Здесь хранились копии царских указов, начиная с 1718 года, метрические книги – с 1774 года, исповедные росписи – с 1786-го и т. п. Библиотека насчитывала 179 названий книг, среди которых было несколько уникальных, раритетных изданий, в частности: две украинские триоди Киевской печати 1631 и 1648 годов, уже упомянутое напрестольное Евангелие Львовской печати XVII века и др.
В конце ХІХ – в начале ХХ века настоятелями храма были: Н. П. Базилевич (1870–1894), его сын Иван (1882–1897), И. В. Пясецкий (1897–1902), И. С. Орда (1902–1917).
После революции Преображенская церковь продолжала действовать, но ей, как и большинству храмов, не удалось избегнуть гонений и репрессий со стороны органов властей. Так в мае 1929 года сотрудники Полтавского окружного отдела ГПУ арестовали священника Петра Алексеевича Базилевского. Его “окрестили” лидером местной контрреволюции и предъявили обвинение в том, что его антисоветская агитация привела “к срыву хлебозаготовки в районе”. В 1937 году арестовали и бросили в тюрьму двух других священников – Старчика и Андреева. В том же году церковь закрыли, колокола сняли, а помещение стали использовать в качестве зернохранилища. Возможно, это спасло храм от окончательного разорения.
Во время Великой Отечественной войны оккупанты разрешили открыть ряд храмов, в том числе были восстановлены богослужения и в Великокобелячковской Преображенской церкви. Состоялось это 10 октября 1941 года.
После освобождения района от фашистских захватчиков советская власть снова открыла храм – 23 октября 1943 года. К тому времени она в некоторой степени лояльно относилась к Церкви и рекомендовала местным своим органам воздерживаться от закрытия храмов, но брала под свой полный контроль все церковные дела. Вследствие этого 19 сентября 1944 года было официально зарегистрированы Великокобелячковская Преображенская церковь и религиозную общину при ней – как принадлежащие к Русской Православной Церкви. В эту общину вошел и настоятель храма священник В. А. Гусев, который служил с 1943 по 1949 год. После него настоятелями храма были Т. П. Шкляренко (1949–1952), П. М. Лысенко (1952–1953), П. З. Остапенко (1953–1955) и С. И. Дикун (1955–1962).
В начале 60-х годов начался новый этап гонений на религию и Церковь. Храмы закрывали, а иногда даже разрушали, происходили массовые притеснения духовенства и верующих. Дошла очередь и до Преображенской церкви.
Формальный повод, как всегда, нашелся, и священника фактически уволили. А церковь закрыли. Райисполком принял постановление о снятии с регистрации религиозной общины в с. Великий Кобелячок, поскольку она якобы распалась через свою малочисленность. Церковное помещение сначала собирались разобрать, а материалы использовать на строительство больницы, но позже решили переоборудовать его под музей. Однако местные жители стали на защиту своего храма. Они начали обращаться в различные инстанции с заявлениями о возобновлении богослужений и жалобами на действия местных властей. За восемь лет, в течение которых церковь не действовала, таких обращений было десятки, а то и сотни. Только за 5 месяцев осени и зимы 1969–1970 года на приеме у уполномоченного Совета по вопросам религии в Полтавской области побывали 57 человек, поступило 5 заявлений, под одним из которых стояло 479 подписей! Люди ездили в Киев и Москву, требуя “на высшем уровне” решить вопрос относительно открытия их храма, даже писали в газету “Известия”...
Дошло до того, что местные жители начали самовольно открывать церковное помещение, срывать замки и молиться там даже без священника. Сам Уполномоченный совета по делам религии УССР К. Литвин был удивлен сложившейся ситуацией. По-видимому, “свыше” поступила указание открыть церковь, потому что епархиальное управление даже прислало священника, но местная власть почему-то снова стала препятствовать этому. О ходе событий в последние месяцы 1970 года можно узнать из письма прихожанки П. Ф. Зубашич: “…мы десятки раз отпирали дверь церкви и ходили Богу молиться. И столько же раз бюрократы вызывали милицию, прокурора… и выгоняли людей, как собак. Тянули за руки, хулиганили. И каждый раз возили электросварку и заваривали двери. А мы все отбивали, поднимали восстание…”
Противостояние верующих и местного партактива закончилось 4 декабря 1970 года. В этот день по приказу председателя сельсовета, в присутствии милиции, в последний раз заварили церковную дверь. А в 22 часа возник пожар! За три часа церковное помещение сгорело дотла. Местные жители уверены, что этот пожар был заранее спланированной акцией, хотя органы власти утверждали, что его причиной стало... “неосторожное обращение с огнем лиц, которые самовольно проникли в церковное помещение”. Областное управление МВД, которое расследовало это дело, как и можно было ожидать, истину так и не установило.
Закономерным следствием пожара стало то, что 21 сентября 1971 года была снова снята с регистрации церковная община, – на этот раз с учетом веского аргумента: “в связи с тем, что помещение церкви сгорело”…
Только через 28 лет началось возрождение уже Горобцевской Преображенской религиозной общины. 24 апреля 1999 года был заложен первый камень, а 19 августа 2000-го новый Свято-Преображенский храм открыли и освятили. Это стало возможным благодаря инициативе жителей окружающих сел, финансовой поддержке руководителей местных хозяйств и активному содействию районной власти.
------------------------
АДРЕС ХРАМА:
39334, Полтавская обл.,
Пономаренко и Пасечные - Новосанжарская волость Кобеляцкого уезда Полтавской губернии,
Береговые - село Трефиловка Ракитянского уезда Курской губернии (Белгородская область),
Вервейко - село Борисовка Ракитянского уезда Курской губернии (Белгородская область)