Re: Кальміуська паланка
О, спасибо! Да варианта с Гельмязевым я не додумался, все на "Л" искал. ))
Міжнародний генеалогічний форум * International Genealogical Forum |
Ви не ввійшли . Будь ласка , увійдіть або зареєструйтесь .
О, спасибо! Да варианта с Гельмязевым я не додумался, все на "Л" искал. ))
Выложил на Папакоме сохраненные копии двух старых тем (2011 - 2016 гг.) с отключенного сейчас Форума донецких краеведов. Преимущественно они рассматривали северную часть Донецкой области (район Приторцовья). Может кому пригодится.
- Украинское казачество на Донеччине
Давно уже ничего маленького не писал. Надо немного развеяться.
19 апреля атаман запорожцев Матвей Степанов (позже он станет первым полковником этого казачьего полка) привез из Лютина в Азовскую приказную избу 23 вновь пришедших запорожца и одного беглого невольника. Днем ранее они приплыли в лодке с запада вдоль северного берега Азовского моря (вероятно не к самому Лютину по Мертвому Донцу, а просто встретили дозор лютинских казаков где-то на взморье). На допросе они показали, что являлись остатками двух групп людей, которые с разными целями и разными путями шли в Азов.
Атаман пришедших запорожцев Гаврила Михайлов рассказал свою историю. Что примерно за 4 недели до того четыреста конных запорожских казаков пошли из Сечи наниматься на службу в Азов. На Берде на них (вероятно на привале?) напали крымские татары. Тех было человек с 200 или больше, и они имели три маленьких пушки (?). Татары разбили казаков, захватили всех их лошадей, да еще трех казаков взяли в плен. Большая часть запорожцев разбежалась и повернула опять в Сечь. Но 23 казака, вместе с атаманом Гаврилой решили продолжить свой путь в Азов. Поскольку лошадей у них уже не осталось, то они «взяв в реке Берде лотку, пошли до Азова морем». Каким именно образом (добровольно и взаимовыгодно или не совсем) лодка перешла от полтавчан к запорожцам – в документе не проясняется. И если первая часть рассказа Гаврилы вызывает некоторые сомнения (возможно, беспочвенные), то насчет лодки, которую они взяли на Берде, его показания подтверждаются показаниями их попутчика.
Приехавший с ними невольник показал, что его зовут Лукьяном Дорожевским и что он донской казак станицы Дурновской города Черкасска. Попал в плен он 15 лет назад в Предкавказье, потом его несколько раз перепродавали в разные населенные пункты. Последние десять лет он прожил в селе Удереда (в другом месте текста – Дереда, вероятно где-то в восточном Крыму?) у татарина Слама. Здесь его хозяин женил Лукьяна на взятой под Чугуевым рейтарской жене Марье. С ней он прижил дочь «по-татарски прозванием Кандавлет». Когда до их села дошли вести, что Азов захвачен русскими, Лукьян сговорился еще с двумя невольниками – волошанином (вероятно, румыном) Васильем и львовянином Степаном – попытаться туда сбежать. В начале марта («а тому ныне шестая неделя») они втроем сорвались в побег. Два дня они шли по льду Азовского моря, после чего Василий не выдержал, и повернул назад в Крым. А Лукьян со Степаном в конечном итоге примерно к концу марта-началу апреля смогли добрести «до устья реки Камеус» (надо полагать - Кальмиус). Здесь им, наконец, повезло. «И на той де реке» они встретили полтавских казаков, собиравшихся возвращаться обратно в Полтаву. Насколько можно понять из очень лаконичного текста документа, по всей видимости они здесь тогда заканчивали рыбачить. Полтавчане наняли Лукьяна возницей на воз, и он вместе с ними поехал в Полтаву. Изрядно отощавший Лукьян, который все-таки упрямо хотел идти в Азов, вероятно слишком натерпелся в пути и не смог на тот момент заставить себя опять остаться один в безлюдной степи. Поэтому он тоже увязался с обозом полтавчан и отстал от него только на Берде, где был лагерь и пристань полтавских же рыболовов. То есть, если Камеус = Кальмиус, то Лукьяну пришлось сделать изрядный крюк обратно к Берде. «А он де, Лукьян, остался на реке Берде на пристани полтавских казаков у рыбных ловцов, и жил у них недели з две». Немного отъевшись, он все-таки продолжил свой путь в одиночестве и отправился пешком вниз по течению реки («и пошол подле реки Берда»). Похоже, он ушел от лагеря рыбаков незадолго до того, как туда притопали остатки запорожского отряда. Запорожцы каким-то образом заимели здесь лодку (добровольно и взаимовыгодно или не совсем – источник не сообщает). И отправились в ней вниз по реке: «и наехали де на него на усть реки Берду к морю запорожские казаки дватцать три человека». Они забрали Лукьяна с собой, и все вместе они отправились по морю в сторону Азова.
Вот как раз вопрос о пристани полтавчан на Берде и хотелось бы обсудить. Я бы меньше удивился, если бы сообщение о ней встретилось хотя бы на пару лет раньше. К концу XVII века украинцы и крымцы уже довольно неплохо научились мирному хозяйственному сотрудничеству. Но, естественно, эта положительная тенденция в военное время не действовала. А на дворе стоял 1697 год, третий год войны. Подозреваю, что в данном случае сыграл свою роль другой фактор – после двух походов русских войск на Азов – уцелевшие кочевники увели свои улусы и стада на запад, в сторону нынешней Херсонщины, и Северное Приазовье от них почти очистилось. Вероятно, полтавчане как раз этой возможностью и воспользовались.
Сама пристань на Берде была, скорей всего, временной, сезонной. В апреле как раз идет массовый заход рыбы (преимущественно красной рыбы и сулы) на нерест в местные реки. Выходили ли полтавские рыбаки во время того промыслового сезона на море или лодка им была нужна исключительно для лова на реке – из источника не видно. Понятно лишь, что сама эта пристань располагалась довольно далеко вверх по течению от устья реки (что для морских ловель было бы не совсем удобно). Но, все-таки, для того, чтобы устраивать пристань и свой лагерь в этих местах – у полтавчан должны были быть очень крепкие … гхм… нервы. Даже в самых густых зарослях камыша и тростника – надежно спрятать свое долговременное присутствие было не реально. Вероятность того, что признаки их присутствия попадутся на глаза кому-нибудь из враждебных ногайцев – был очень существенной. А время было военное (разгром крупного запорожского отряда тому подтверждение)… Нужно было очень любить свою работу и деньги, чтобы так рисковать. Не исключено, что полтавчане уже как раз сворачивались, что и определило уход оттуда Лукьяна. В таком варианте лодка могла быть просто припрятана где-то в камышах для следующего сезона. Но это уже не уточнишь… Больше известий об этой пристани полтавчан на Берде в тот период – мне пока не попадалось. Вполне возможно, что после того она была окончательно заброшена. Нужно еще искать в документах. А вот запорожского присутствия и влияния в Северном Приазовье в тот период – данный сюжет также не показывает, промежуточных собственных баз запорожцы на своем пути в Азов не встречали.
Сама пристань на Берде была, скорей всего, временной, сезонной. В апреле как раз идет массовый заход рыбы (преимущественно красной рыбы и сулы) на нерест в местные реки.
К теме украинского рыболовства на Берде. Случайно попалось. В июле 1700-го года, в Москве в Посольском приказе допрашивали пленного азовского татарина, сидевшего до того в плену в Великом Новгороде. Вот его показания: "<...> другой, Тувакайко Эшембетев сын, азовской конной бешлей, отец ево был в Азове ж того же чину бешлей; и в прошлых годех, тому седьмой год, ходили они из Азова тритцать шесть человек для добычи на Крымскую сторону на реку Берду, которая вышла из Черного моря [sic!], где запорожские казаки и черкасы для соли и рыбных ловель ходят, от Азова ходил в десяти днях, и не доходя той реки [Берды - LV], в степи на Сухой долине напали на них на сонных Полтавского полку конные казаки, и десяти человек из них убили, а дватцати пяти человек и ево - тут же взяли в полон, а один человек ушел. И по взятии привезен он в Полтаву, а потом к гетману в Батурин, а из Батурина прислан к Москве <...>" (Гусев, том XVI, с.46-47).
В русском плену татарин несколько сбился с времени, поэтому на его "тому седьмой год" обращать внимания не надо. На самом деле гетман Мазепа прислал его в Москву 5 мая 7203/1695 года, при этом местом пленения было обозначено как "на вершинах Вовчей". Получается, что эти татары шли 10 дней в сторону Берды не по приморской дороге, а по широкой дуге через бассейн верхней Волчьей. Видимо, та Сухая долина, где так не повезло отдыхавшим татарам, где-то там и размещалась.
И интересная картина. В те годы русско-турецко-крымское пограничье было совсем не мирным (даже до начала первого похода Петра на Азов и Мазепы на Казы-Кермен в этом году). Но, тем не менее, азовские татары (вероятно еще не подозревавшие о планах Петра на Азов) на полном серьезе рассчитывали, что и в этом году украинские и запорожские добытчики на Берду снова придут. То есть там коммерция была уже хорошо и прочно налажена (с разрешения крымцев?). В этом упоминании мы видим самое раннее (из известных пока мне) сообщений о вывозе запорожцами и черкасами самосадной соли с бердянских соляных озер. И, опять-таки, лов здесь рыбы. С учетом того, что данного татарина доставят в Москву 5 мая, его пленение должно было произойти ориентировочно в конце марта-начале апреля. Это очень близко по сезону к упоминанию "пристани" полтавских рыболовов на Берде в показаниях полоняника Лукьяна Дорожевского двумя годами позже. Что косвенно подтверждает наше предположение о привязке этих рыбных ловель к нересту рыбы в реках Северного Приазовья. А вот то, что данную татарскую шайку разгромят именно полтавские казаки - думаю, это просто совпадение, без всякой глубинной связи. Хотя, как знать?)
P.S. Для Тувакайки Эшембетева все тогда закончилось более-менее благополучно, его отдали донцам для размена на их родичей в турецком плену.
Форум працює на PunBB , за підтримки Informer Technologies, Inc span >