106

Re: Кальміуська паланка

LV_mar, дякую за карту!

Перепрошую за офтоп
Я збільшив зображення і знайшов своє село Надежда Полтавського повіту в місці злиття Середньої і Вільхової Говтв. Чи немає у Вас цієї карти у більшій роздільний здатності, щоб роздивитися інші поселення?

Можливо у Вас є інші карти періоду 2-ї пол. 18 століття куди попав Полтавський повіт?

– – – – – – – – – – – – – – – – – – -
ХЛѢБЪСОЛЬѢШЬ ДАПРАВДУРѢЖЬ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – -
Спасибо сказали: Петровский1

Поделиться

107

Re: Кальміуська паланка

Уважаемый borisovichi, к сожалению, эта карта у меня только в таком похабном качестве. sad

Я Полтавщиной не интересуюсь, карты собираю по Азовскому морю и Приазовью (до конца XVIII века включительно). Попробуйте посмотреть карты на моем сайте, они в хронологическом порядке выложены. Может на какой-то и Полтавщину краем зацепило, но так, зрительно, не помню. 


papacoma.narod.ru/maps-index.htm

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: borisovichi, VadShv2

Сайт LV_mar

Поделиться

108

Re: Кальміуська паланка

Подсказали красивую карту. 


Latvia and Lithuania
Игнатий Данти
около 1565 года
https://artsandculture.google.com/asset … lNdB8xqO3Q

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: Ann, borisovichi, сергей-гродовка, Vlad S.4

Сайт LV_mar

Поделиться

109

Re: Кальміуська паланка

Подсказали красивую немецкую карту Северного Причерноморья 1788 года. 


papacoma.narod.ru/maps/maps-images2/map_deutsche_1788.jpg


Для изображения Северного Приазовья за образец взята более ранняя карта, примерно 1778-1779 годов. Показаны крепости Днепровской линии. Подписана Азовская губерния (упразднена в 1783 году). Екатеринослав показан еще на Кильчени (1776-1786). В низовьях Солоной (Solomenka) показан Мариенполь, междуречье Самары и Волчьей входит в Мариенпольский уезд. Западнее расположен Александровский уезд. Устье Кальмиуса показано пустым. Этот район входит в Павлоградский уезд. Левобережье Кальмиуса входит в земли донских казаков. Как и на многих картах того времени название "Кривая коса" (Крива коса) ошибочно раздвоилось на "поселение" Koiwa (севернее Кривой косы) и Kriwaja для обозначения кос в районе устья Миусского лимана. Также и название балки Сарамацкой (правого притока нижнего Миуса) ошибочно превратилось в "поселение" Samarotzkaja к востоку от Миуса.

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: сергей-гродовка, Vlad S.2

Сайт LV_mar

Поделиться

110

Re: Кальміуська паланка

Уважаемый toretz подсказал новую карту:
papacoma.narod.ru/maps/maps-images2/don_1748_a.jpg
"Лонкарт [ландкарта], сочинена сего 1748 году в сентябре месяце" (копия 1750 года)


Проработки вариантов места для устройства новой русской крепости в низовьях Дона, что несколько позже приведет к строительству крепости святого Димитрия Ростовского на левом берегу устья Темерника (место №3 на данной карте).

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: сергей-гродовка, Vlad S.2

Сайт LV_mar

Поделиться

111

Re: Кальміуська паланка

Посмотрел по Северному Приазовью в картах, которые когда-то давно заказывал у частника в РГВИА. Существует точная карта 22 января 1762 года.

Post's attachments

Карта-1.jpg
Карта-1.jpg 204.32 Кб, 1 скачиваний с 2021-10-07 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Спасибо сказали: сергей-гродовка1

Поделиться

112

Re: Кальміуська паланка

А ней казачьи зимовники, Запорожская Сечь, Саур-Могила и курганы, балки в бассейне Миуса.

Post's attachments

Карта-2.jpg
Карта-2.jpg 270.77 Кб, 4 скачиваний с 2021-10-07 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Спасибо сказали: kuks70, сергей-гродовка, Старина3

Поделиться

113

Re: Кальміуська паланка

И еще нашел на старом диске пару заказанных фрагментов детальной карты земли Запорожских казаков от 15 января 1764 года (Александру Никитичу Вильбоу).

Post's attachments

Карта-3.jpg
Карта-3.jpg 202.38 Кб, 2 скачиваний с 2021-10-07 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Спасибо сказали: сергей-гродовка1

Поделиться

114

Re: Кальміуська паланка

КАРТА С ПОКАЗАНИЕМ НА ОНОЙ ГРАНИЦ, РЕК И ПРОДЧИХ ПРИЗНАКОВ
от крепости святыя Анны и вновь (?) строящейся [крепости - LV] Святаго Димитрия Растовскаго
до бывших городов Азова, Таган Рога и продчих крепостей, и часть Азовского
моря с принадлежащею сетуациею, и на ней положеные границы около бариера
и продчим местам. Сочинена при инженерной каманде крепости Святаго Димитрия
Растовскаго 1762 (1769?) году Йенваря 22 дня.

Уважаемый Sobolev, спасибо! Очень интересная для нас карта. 


По дате, указанной в картуше. Вроде как больше не на 1762, а на 1769 год похоже. Но, с учетом упоминания того, что крепость св.Димитрия Ростовского еще только строящаяся (она заложена осенью 1761 года), на самом деле вероятна более ранняя дата.


Этот чертеж входит в цикл карт, выпущенных в инженерной команде крепости св. Димитрия Ростовского (помимо прямого упоминания об этом в заглавии карты, это видно еще и по очень типовому для их "продукции" содержанию и оформлению карт). Командовал строительством этой крепости и непосредственно ее инженерной командой знаменитый А.И. Ригельман (один из первых краеведов в Приазовье :) ). Если верна дата 1762 год, то это наиболее ранняя из встречавшихся мне до того карт из этой мастерской. Поэтому было бы очень интересно ее увидеть целиком. Или хотя бы узнать ее архивную ссылку. Был бы очень благодарен.


Судя по дате, подозреваю, что запорожские зимовники на ней не показаны конкретными точками, а просто подписаны одной крупной надписью на пространстве между Днепром и Кальмиусом? Возможно, на ней имеются неподписанные скопления красных точек на северном побережье Азовского моря между Бердой и устьем Миусского лимана? Но Кальмиусская паланка Войска Запорожского в устье Кальмиуса не показана? Угадал? Нет?  smile 


Хотя Азовское море неоднократно снималось военными картографами начиная с конца XVII  - начала XVIII века и в архивах Российской империи сохранилось множество великолепных его карт, но в крепость святого Димитрия Ростовского, как ни странно, ни одна из них так и не попала. Поэтому крепостным инженерам приходилось пользоваться одной и той же очень приблизительной "базовой" картой, многократно ее копируя в разных вариантах. Более-менее хорошо они знали только прилегающую к ним территорию низовьев Дона. Относительно неплохо представляли себе район Миуса и Крынки (хотя уже этот район у них по пропорциям сильно искажен). А вот более западные районы Северного Приазовья - они знали совсем слабенько, местность и течение рек здесь показаны довольно условно.

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: сергей-гродовка1

Сайт LV_mar

Поделиться

115

Re: Кальміуська паланка

LV_mar пишет:

КАРТА С ПОКАЗАНИЕМ НА ОНОЙ ГРАНИЦ, РЕК И ПРОДЧИХ ПРИЗНАКОВ
от крепости святыя Анны и вновь (?) строящейся [крепости - LV] Святаго Димитрия Растовскаго
до бывших городов Азова, Таган Рога и продчих крепостей, и часть Азовского
моря с принадлежащею сетуациею, и на ней положеные границы около бариера
и продчим местам. Сочинена при инженерной каманде крепости Святаго Димитрия
Растовскаго 1762 (1769?) году Йенваря 22 дня.

Уважаемый Sobolev, спасибо! Очень интересная для нас карта. 


По дате, указанной в картуше. Вроде как больше не на 1762, а на 1769 год похоже. Но, с учетом упоминания того, что крепость св.Димитрия Ростовского еще только строящаяся (она заложена осенью 1761 года), на самом деле вероятна более ранняя дата.


Этот чертеж входит в цикл карт, выпущенных в инженерной команде крепости св. Димитрия Ростовского (помимо прямого упоминания об этом в заглавии карты, это видно еще и по очень типовому для их "продукции" содержанию и оформлению карт). Командовал строительством этой крепости и непосредственно ее инженерной командой знаменитый А.И. Ригельман (один из первых краеведов в Приазовье :) ). Если верна дата 1762 год, то это наиболее ранняя из встречавшихся мне до того карт из этой мастерской. Поэтому было бы очень интересно ее увидеть целиком. Или хотя бы узнать ее архивную ссылку. Был бы очень благодарен.


Судя по дате, подозреваю, что запорожские зимовники на ней не показаны конкретными точками, а просто подписаны одной крупной надписью на пространстве между Днепром и Кальмиусом? Возможно, на ней имеются неподписанные скопления красных точек на северном побережье Азовского моря между Бердой и устьем Миусского лимана? Но Кальмиусская паланка Войска Запорожского в устье Кальмиуса не показана? Угадал? Нет?  :) 


Хотя Азовское море неоднократно снималось военными картографами начиная с конца XVII  - начала XVIII века и в архивах Российской империи сохранилось множество великолепных его карт, но в крепость святого Димитрия Ростовского, как ни странно, ни одна из них так и не попала. Поэтому крепостным инженерам приходилось пользоваться одной и той же очень приблизительной "базовой" картой, многократно ее копируя в разных вариантах. Более-менее хорошо они знали только прилегающую к ним территорию низовьев Дона. Относительно неплохо представляли себе район Миуса и Крынки (хотя уже этот район у них по пропорциям сильно искажен). А вот более западные районы Северного Приазовья - они знали совсем слабенько, местность и течение рек здесь показаны довольно условно.

Полной карты у меня нет, только участки, которые я в своё время оплачивал частнику. Шифра я увы тоже не знаю((( Но думаю, что возможно платно заказать генеалогу, у которого я заказывал свою родословную. Если интересно - пишите в личку, будем думать и как-то финансировать снятие копий и узнавать вместе.

Спасибо сказали: LV_mar1

Поделиться

116

Re: Кальміуська паланка

Мариуполь основал есаул Данила Лисовец, - краевед Анатолий Дихтярь

Есть, ну есть же! Наконец-то применительно к Мариуполю стрельнул "Універсал Б.Хмельницького про створення Чортомлицької Запорозької Січі.-1652, Березня 1(11). Чигирин"! Я наступления этого события уже полтора года как ожидал...  lol lol  lol 


Поздравляю с появлением еще одной даты основания Мариуполя! Позже, когда смогу еще раз раздобыть сам текст этого "памятника" (в прошлый раз - не догадался сохранить) - про эту забавную историю распишу подробней. Постараемся поскорее закрыть это "открытие", пока и оно в нашем краеведении глубокие корни пустить не успело.  smile

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: Sobolev1

Сайт LV_mar

Поделиться

117

Re: Кальміуська паланка

С разрешения автора выложена новая книга А.В. Макидонова "История Днепровской линии. Новые документы и материалы (1770-1797)" smile

А степная трава пахнет горечью...

Сайт LV_mar

Поделиться

118

Re: Кальміуська паланка

"Выписка в разряде о построении новых городов и черты" (1681 год)


В этой "выписке" кратко перечисляются основные пути нападений крымцев и заволжских ногайцев (в том числе Кальмиусский, Изюмский, Муравский и Бакаев шляхи), а также подробно описывается процесс устройства Московским царством новых укрепленных линий и крепостей для перекрытия этих путей, начиная со второй половины XVI века. 
Документ давно введен в научный оборот и очень известен. Но я про него только недавно узнал...

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: Sobolev1

Сайт LV_mar

Поделиться

119 (Вчера 11:19:35 отредактировано Sobolev)

Re: Кальміуська паланка

LV_mar пишет:

"Выписка в разряде о построении новых городов и черты" (1681 год)


В этой "выписке" кратко перечисляются основные пути нападений крымцев и заволжских ногайцев (в том числе Кальмиусский, Изюмский, Муравский и Бакаев шляхи), а также подробно описывается процесс устройства Московским царством новых укрепленных линий и крепостей для перекрытия этих путей, начиная со второй половины XVI века. 
Документ давно введен в научный оборот и очень известен. Но я про него только недавно узнал...

Насколько я понимаю, речь идет о РГАДА, Ф.210, Опись 12, дело 1530?

Post's attachments

РГАДА, Ф.210, Оп.12, д.1530.jpg
РГАДА, Ф.210, Оп.12, д.1530.jpg 204.77 Кб, 3 скачиваний с 2021-12-05 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.

Поделиться

120

Re: Кальміуська паланка

Не подскажу, в ИТУАК конкретная ссылка не приведена. Выделенный Вами фрагмент не подходит, так как: 1) охват данного документа намного шире и 2) южнее Северского Донца в нем упоминается только Маяцкий.

Сейчас просмотрел на сайте РГАДА процитированную Вами опись по делу 1530 целиком, но так, чтобы на 100% совпадало - вроде бы не нашел.

А степная трава пахнет горечью...
Спасибо сказали: Sobolev1

Сайт LV_mar

Поделиться

121

Re: Кальміуська паланка

LV_mar пишет:

Не подскажу, в ИТУАК конкретная ссылка не приведена. Выделенный Вами фрагмент не подходит, так как: 1) охват данного документа намного шире и 2) южнее Северского Донца в нем упоминается только Маяцкий.

Сейчас просмотрел на сайте РГАДА процитированную Вами опись по делу 1530 целиком, но так, чтобы на 100% совпадало - вроде бы не нашел.

Интересно... Хорошо бы с первоисточником познакомиться.

Поделиться