1

Тема: Греки Херсона

В 1770 году во время Русско-Турецкой войны распространился упорный слух между греческим населением о том, что Екатерина вторая ведет борьбу с турками за восстановление Византийской империи, и дает свободу и независимость грекам. Эта весть подняла дух к сопротивлению греческого населения против турецких завоевателей. Как только русская эскадра появилась в Средиземном море под предвадительством графа Орлова, многие греческие острова восстали. Во время битвы при Чесме греческие патриоты приняли активное участие в этой знаменитой битве. Особенно отличились братья Гунаропуло с соотечественниками с Острова Хиос.

Греки с острова Хиос отдали свои корабли, загрузив их горючей смесью и во время боя подожгли свои корабли. Пламя с греческих кораблей перекинулось на турецкие суда, чем облегчили уничтожение турецкого флота русской эскадрой. Греческое население до окончания войны содействовало русской армии и флоту. После окончании войны заключён был с Турцией Кайнарджийский мирный договор, очень выгодный для России, но Греция осталась под владычицей Турции. Чтобы спасти греков, участвовавших в войне против Турции, российское правительство пригласило греческое население эмигрировать в Россию.

Таким образом, греки с острова Хиос под предвадительством братьев Гунаропуло бросили на острове всё состояние, движимое и недвижимое, забрав свои семьи, уехали на кораблях в Херсон. Единственное сокровище, которое они погрузили на свои корабли, была церковь Святой Софии. Был вывезен старинный иконостас из орехового дерева и вся церковная утварь. Кроме того, с колокольни были увезены в Херсон древние деревянные скульптуры четырех евангелистов. Проходя пролив им угрожала опасность попасть в руки турецкого правительства, но благодаря алчности турецких чиновников, греки спасли от опасности. Турецкие таможенники отобрали у них все деньги, золото, драгоценности, сняли все серебреные оклады (ризы) с икон. Ограбленные и обворованные их корабли всё же прибыли в Херсон без всяких средств к существованию.

Екатерина II и Г.Потемкин быстро оказали материальную помощь прибывшему в Херсон греческому населению. Всем грекам была роздана земля, и большие денежные субсидии. На несколько лет они были освобождены от налогов и воинской повинности. По прибытию в Херсон старший брат Гунаропуло Афанасий сразу отправился в Петербург с докладом к Екатерине II о переселении греков в Россию. Там же его оставили при дворе. Младшие братья получили по 12 тысяч десятий земли.

Дмитрий Гупаропуло получил в Херсонском уезде село Заселье, а Степан Гунаропуло получил земли в таврической губернии. Но он не захотел жить рядом с татарами, поетому продает свои земли и покупает себе хутор в 8 верстах от Херсона на веревочной балке. Хутор до сих пор называют Степановским (село Степановка). Степан развел великолепный фруктовый сад. В этом саду похоронен знаменитый филантроп Джон Говард, который дружил со Степаном Юрьевичем Гунаропуло. Джон Говард очень любил эти сады, где и завещал похоронить себя.

Сергей Макаров
"Херсонський вісник".- №8 (1122).- 23.02.2012.- стр.17
artkavun.kherson.ua/makarov-serg … rovich.htm

Share

2

Re: Греки Херсона

Государственный архив Херсонской области:

Греко-Софіївська церква м. Херсона, ф. 137, оп. 8, спр. 1-40 - метричні церковні записи про народження, шлюб і смерть парафіян-греків, 1809-1920 рр.

Херсонська (Новоросійська) креслярня, ф. 14 - справи про відмежування землі офіцерам грецького гарнізону, 1792 р. (спр. 384).

Рапорти Очаківського портового карантинного пункту про осіб, що прибувають в Росію з-за кордону. Є дані про греків, 1799 р. (оп. 1, спр. 419).

Рапорти Дубосарського сухопутного карантину про осіб, що прибувають з-за кордону, 1799 р. (оп. 1, спр. 427).

Справа про відмежування землі братам Папаафанасопуло на півострові Чонгар (оп. 3, спр. 296).

Справи про відмежування землі: Мазаракі, Калагеоргія, про банкрутство купця Дельвініотія, про майнові суперечки купців Палеолога, Пападопуло, Калержі, Верані, Стоматакі та ін., 1815-1830 рр. (оп. 1, спр. 873, 1064, 1382, 1385, 1400, 1551, 1682, 1931 та ін.)

Херсонське духовне правління, ф. 207 - дані про священиків-греків, 1786-1808 рр. (оп. 1, спр. 75, 93, 95, 198, 427, 630, 635 та ін.)

Сповідальні   списки   парафіян-греків  Греко-Софіївської   церкви     м. Херсона, 1795 р. (ф. 207, оп. 1, спр. 264).

Share

3

Re: Греки Херсона

Иван Калагеорги - губернатор Херсонщины (1811-1815), представитель древнего греческого рода

Иван Христофорович Калагеорги – представитель древнего греческого рода, члены которого правили несколькими греческими городами. Семья Ивана Христофоровича была вынуждена покинуть Грецию из-за политических преследований. Отец семейства Христофор Калагеорги обратился с просьбой о вступлении на военную службу в Россию, отличился храбростью, военной смекалкой и дослужился до чина генерала. 


читать всю статью: http://forum.genoua.name/viewtopic.php?pid=31878

Share

4

Re: Греки Херсона

Доброго дня! Меня интересует хоть что-то известное о дворянском имении и о дворянском роде села Николаевки - сейчас оно исчезло, (Херсонская область, Высокопольский район). Представители этого дворянского рода перебрались в Дарьевку. Знаю только что последнюю представительницу этого дворянского рода звали Анна, фамилию я к сожалению не знаю, имя её сына (моего прадеда) - Иван Черноус. Буду благодарен о любой информации связанным с этим греческим дворянским родом.

Thanks: kuks701

Share

5 ( 21-07-2021 10:09:32 змінене lykkelyuba )

Re: Греки Херсона

Алёна пише:

В 1770 году во время Русско-Турецкой войны распространился упорный слух между греческим населением о том, что Екатерина вторая ведет борьбу с турками за восстановление Византийской империи, и дает свободу и независимость грекам. Эта весть подняла дух к сопротивлению греческого населения против турецких завоевателей. Как только русская эскадра появилась в Средиземном море под предвадительством графа Орлова, многие греческие острова восстали. Во время битвы при Чесме греческие патриоты приняли активное участие в этой знаменитой битве. Особенно отличились братья Гунаропуло с соотечественниками с Острова Хиос.

Греки с острова Хиос отдали свои корабли, загрузив их горючей смесью и во время боя подожгли свои корабли. Пламя с греческих кораблей перекинулось на турецкие суда, чем облегчили уничтожение турецкого флота русской эскадрой. Греческое население до окончания войны содействовало русской армии и флоту. После окончании войны заключён был с Турцией Кайнарджийский мирный договор, очень выгодный для России, но Греция осталась под владычицей Турции. Чтобы спасти греков, участвовавших в войне против Турции, российское правительство пригласило греческое население эмигрировать в Россию.

Таким образом, греки с острова Хиос под предвадительством братьев Гунаропуло бросили на острове всё состояние, движимое и недвижимое, забрав свои семьи, уехали на кораблях в Херсон. Единственное сокровище, которое они погрузили на свои корабли, была церковь Святой Софии. Был вывезен старинный иконостас из орехового дерева и вся церковная утварь. Кроме того, с колокольни были увезены в Херсон древние деревянные скульптуры четырех евангелистов. Проходя пролив им угрожала опасность попасть в руки турецкого правительства, но благодаря алчности турецких чиновников, греки спасли от опасности. Турецкие таможенники отобрали у них все деньги, золото, драгоценности, сняли все серебреные оклады (ризы) с икон. Ограбленные и обворованные их корабли всё же прибыли в Херсон без всяких средств к существованию.

Екатерина II и Г.Потемкин быстро оказали материальную помощь прибывшему в Херсон греческому населению. Всем грекам была роздана земля, и большие денежные субсидии. На несколько лет они были освобождены от налогов и воинской повинности. По прибытию в Херсон старший брат Гунаропуло Афанасий сразу отправился в Петербург с докладом к Екатерине II о переселении греков в Россию. Там же его оставили при дворе. Младшие братья получили по 12 тысяч десятий земли.

Дмитрий Гупаропуло получил в Херсонском уезде село Заселье, а Степан Гунаропуло получил земли в таврической губернии. Но он не захотел жить рядом с татарами, поетому продает свои земли и покупает себе хутор в 8 верстах от Херсона на веревочной балке. Хутор до сих пор называют Степановским (село Степановка). Степан развел великолепный фруктовый сад. В этом саду похоронен знаменитый филантроп Джон Говард, который дружил со Степаном Юрьевичем Гунаропуло. Джон Говард очень любил эти сады, где и завещал похоронить себя.

Сергей Макаров
"Херсонський вісник".- №8 (1122).- 23.02.2012.- стр.17
artkavun.kherson.ua/makarov-serg … rovich.htm

О каком Заселье идёт речь? Херсонской губернии? Заселье населяли государственные крестьяне , переселенцы-литвины из Могилёвской губернии после завоевания царской России Беларуссии.Никогда Заселье не было гупалупарским.И о каких татарах идёт речь? Их не было в Заселье.

"Родился я литвином... и немного лет жизни мне остается, а сумерки еще покрывают будущую судьбу моей родины и многочисленных ее окраин."
Тадэуш Костюшко
После 1830 года в изданиях Императорского Русского Географического общества и императорских указах термин "литвины" активно заменяется словом "белорусы", во имя мифа о происходении белорусского этноса от триединого русского народа.
В.Деружинский «Тайны белорусской истории» Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов. К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на литвинском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в исторической Литве (Беларуси), не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян»;
"Естественно, переродиться я никогда не сумею и надеюсь на Бога, что я — или в Кордильерах, или в Панарах (Вильня) — все равно умру литвином...", — Игнаци Домейко.

Share