Тема: Родословная оперного певца Иосифа Супруненко
СУПРУНЕНКО Иосиф
Гаврилович, 8(20).09.1861, Харьков – 14.01.1936, Ленинград –
арт. оперы (лирико-драм. тенор), концерт. певец, педагог и муз.-общ. деятель.
Засл. Артист РСФСР. Родился в крестьянской семье. В 1871-1881 годах обучался
музыке и пению в петерб. Придв. Певческой капелле, в 1882-85 годах – в Петерб.
Конс. (кл. К. Эверарди), которую окончил с серебряной медалью. В 1891-93 годах
совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Будучи студентом конс.
Дебютировал в партиях Фауста (одноим. Опера Ш.Гуно) и Хозе («Кармен» Ж.Бизе) на
оперной сцене в Одессе. Позднее выступал на оперных сценах Москвы (Большой
театр, 1885-1886, 1889-1890 годы), Киева (1886-87), Тифлиса (1887-89), Казани
(сезон 1890/91, антр. В.Б. Серебрякова; 1896), Одессы (1892-1895, 1899-1907),
Харькова (1895-1896), Петербурга (Мариинский театр, 1895, дебютировал в партии
Гермона – «Пиковая дама» П.Чайковского, здесь же пел в 1909/10; Частная опера,
1896-98 ), Саратова (1897), Каменец-Подольска (1898-1899), Кишинева
(1899-1900). В 1891-94 гастролировал в Италии (Милан, Бергамо, Турин,
Савильяно/Savigliano),
в 1908 – в Риге.
Обладал
звучным, хорошо поставленным голосом приятного тембра, но небольшого по
диапазону, природной музыкальностью и ярким темпераментом.
1-й
исп. Партий: Юрия («В грозу» В.Ребикова, 1894), Репетилова («Горе от ума» М.М.
Иванова, 1910); в Одессе – Германа («Пиковая дама» П.Чайковского, 1893;
исполнил партию по желанию П.Чайковского), Фауста (одноим. опера Ш.Гуно), Хозе
(«Кармен» Ж.Бизе), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Канио («Паяцы»
Р.Леонкавалло).
Др.
партии: Богдан Собинин («изнь за царя» М.Глинки), Баян («Руслан и Людмила»
М.Глинки), Князь («Русалка» А.Даргомыжского), Самозванец («Борис Годунов»
М.Мусоргского), Вася («Вражья сила» А.Серова), Вагоа («Юдифь» А.Серова),
Елеазар («Маккавеи» А.Рубинштейна), Левко («Майская ночь»
Н.Римского-Корсакова), Беппо («Корделия» Н.Соловьева), Андрей Безверхий
(«Катерина» Н.Аркаса); Тамино («Волшебная флейта» В.А.Моцарта), Дон Оттавио
(«Дон Жуан» В.А. Моцарта), Альфонсо («Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера),
Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог («Риголетто» Дж.
Верди).
Партнеры:
А.П. Антоновский, А.Ю. Больска, П.Б. Борисов, Л.Ю. Звягина, В.К. Зеленский,
Лелина-Бибикова, В. Майборода, П.Д. Орлов, Г. Сюннеберг, С.В. Тамарова, М.П.
Тобук-Черкасс, П.М. Филонова, П.А. Хохлов. Пел п/у В.А. Зеленого, Б.Плотникова,
П. Чайковского (1889), А.Д. Шереметьева, н.Б. Эммануэля.
В
1890-х гг. возглавлял оперную антерпризу (в т. числе в Одессе).
В
симф. концертах исп. сольные партии в финале 9-й симфонии Л. Бетховена
(Петербург, 1888 и Одесса, 1901, в ансамбле с Каменской, О. Камионским, В.
Майбородой, Е. Мусатовой-Кульженко), в «Торжественной мессе» / Petite Messe Solennelle Дж. Россини
(Петербург, 1897), в духовной трилогии «Бегство в Египет» /La Fuite en Egypte Г. Берлиоза (Петербург, 1884). В
1900 выступал в камерных концертах Кружка любителей рус. музыки. В камерном
репертуаре певца были романсы М. Глинки, А. Гурилева, А. Варламова, Н.
Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ц. Кюи, Н. Лысенко, а также с большим
мастерством исп. укр. нар. песни. После 1917 г. активно выступал в выездных
оперных спектаклях. В 1918 году принимал участие в большом укр. концерте в
Петрограде, в 1924 г. – в концертах Кружка друзей камерной музыки.
Вел
педагогическую деятельность в Одесском музык. училище (1894-1895, 1899-1907
гг.), в 1907-22 гг. проф. Сольного пения петерб. придв. певч. капеллы (позднее
Ленингр. акад. капелла), а также преподаватель сольного и хорового пения. В
петербургской работе был сторонником итал. Школы пения. Среди его учеников – Г.
Большаков, Я.И. Мищенко (в 1923-27 гг.).
В
1913 году был членом президиума Петерб. вокального товарищества.
дело Иосифа Гавриловича Супруненко в архиве
Электронный ресурс: www.rgali.ru/obj/10862137#
[url=http://www.rgali.ru/]РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА[/url]
Выборгская ул., 3 к. 2, Москва,
Россия, 125212