Итак, по достоверным и подтверждённым данным Иванов уничтожил таранными ударами 2 самолёта 27-й эскадры. За эти воздушные тараны Иванову, первому на Черноморском флоте, 17 Января 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего в боях за Севастополь он уничтожил 5 вражеских самолётов.
Тараны над морем совершались не только в первый год войны - несколько таранов отмечено и в следующем 1942 году.
2 Апреля 1942 года 7-й ИАП получил приказ прикрыть с воздуха конвой в составе танкера "Валериан Куйбышев", транспортных кораблей "Серов" и "Березина", эсминца "Незаможник" и двух сторожевых кораблей. Наши истребители, попеременно, вылетали к конвою с аэродрома Анапа. В боях над морем ими был сбит один немецкий разведчик.
За час до наступления сумерек, в 18 часов 20 минут, на прикрытие конвоя, в паре с сержантом Леонидом Севрюковым, вылетел Капитан Василий Евграфович Чернопащенко. Видимость ухудшалась, быстро наступали сумерки. Силуэты кораблей почти слились с морем и, чтобы лучше их видеть и охранять, самолёты снизились до высоты 1000 метров. Конвой уже прошёл траверз Анапы, когда в глубоких сумерках, на малой высоте, лётчики обнаружили 2 вражеских торпедоносца "Гамбург-140". В завязавшемся воздушном бою Чернопащенко сбил одного из них. В этот момент на танкер с кормы вышел в атаку второй вражеский самолёт. Чернопащенко ринулся преследовать его. Торпедоносец, маневрируя на малой высоте, вышел на боевой курс. Истребитель МиГ-3 Чернопащенко оказался рядом, но правее. Вероятно, у нашего лётчика закончились боеприпасы. Тогда винтом своего самолёта Чернопащенко отрубил торпедоносцу хвост, но и сам, вместе с истребителем упал в морскую пучину и погиб. За таран Чернопащенко был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Необходимо сказать, что, несмотря на поистине героические усилия и жертвы советских лётчиков и моряков, танкер с ценнейшим грузом - 2.500 тонн бензина, 1.000 тонн керосина, 300 тонн нигрола и 200 тонн машинного масла - сохранить не удалось. В районе мыса Железный Рог он был атакован немецкими самолётами, торпедирован и потоплен.
Blohm und Voss На-140V-1
Следует также сказать следующее. Во - первых, немецкий самолёт - торпедоносец Blohm und Voss На-140 был создан всего в трёх опытных экземплярах и серийно не строился ( соответственно, в боевых действиях не участвовал ). Поскольку, верфи фирмы "Блом и Фосс" находились в Гамбурге, некоторые машины имели обозначение "На" ( На-137, На-139, На-140 ), а другие - "BV" ( BV-138, BV-141, BV-142, BV-222 ). Следует отметить, что по непонятной причине, черноморцы упорно, всю войну, называли "Гамбургами" не только трёхмоторную летающую лодку Blohm und Voss BV-138, но и одномоторный гидросамолёт Arado Ar-196.
Опытный гидросамолёт Blohm und Voss На-140V-2 в полёте, 1938 год.
Ещё более непонятным было то, что наши, почему - то, считали BV-138 торпедоносцами. На самом же деле это были летающие лодки, которые, входя в состав 125-й морской разведывательной группы, предназначались для разведывательных заданий и борьбы с подводными лодками.
Blohm und Voss BV-138
Немецкая многоцелевая летающая лодка Blohm und Voss BV-138.
Вернёмся назад, к нашему повествованию о событиях 2 Апреля 1942 года. В тот день, в боях над конвоем не был сбит ни один немецкий самолёт. По архивным немецким документам 2 Апреля 1942 года 3 торпедоносца Не-111 из 2-й группы 26-й бомбардировочной эскадры "Львиная" сбросили западнее Анапы 6 торпед на танкер, идущий в конвое. Одна из торпед попала в цель, танкер загорелся и затонул. В воздушном бою экипажи торпедоносцев сбили один советский истребитель. Из этого следует, что, пытаясь нанести таранный удар, Чернопащенко был сбит огнём стрелков и пал смертью храбрых в бою.
Л. И. Севрюков.
Родился 2 Апреля 1922 года в городе Ставрополь в семье рабочего. С 1940 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских пилотов.
В боях Великой Отечественной войны с 1941 года. Лётчик 7-го истребительного авиационного полка (62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) сержант Л. И. Севрюков совершил 151 боевой вылет, сбил 4 вражеских самолёта. 28 Апреля 1942 года, защищая Новороссийск, сбил 2 самолёта, в том числе один тараном, и сам погиб. 23 Октября 1942 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Похоронен на родине.
Навечно зачислен в списки воинской части. На родине установлен бюст Героя, его именем названа улица в городе.
Несомненно, смелая таранная атака Чернопащенко произвела сильное впечатление на его молодого ведомого сержанта Леонида Ивановича Севрюкова. Вероятно, поэтому, он вскоре повторил подвиг своего командира.
Во второй половине дня 28 Апреля 1942 года Севрюков вылетел в составе полка отражать налёт 33 немецких самолётов на Новороссийск. Наши лётчики встретили врага в 25 километрах от города. Завязался ожесточённый бой. Севрюков вёл бой против 8 Ju-88. Ему удалось сбить один из них. Но вскоре у него закончились боеприпасы. Тогда он направил свой ЛаГГ-3 на один из "Юнкерсов" и отрубил ему хвост. Вражеский самолёт упал, но погиб и наш лётчик. С воинскими почестями он был похоронен в своём родном городе Ставрополе.
За таран Севрюкову 23 Октября 1942 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он был также навечно зачислен в списки части. Всего Л. И. Севрюков совершил 151 боевой вылет и сбил 4 самолёта противника.
Экипаж Ju-88 перед вылетом.
По немецким данным 28 Апреля 1942 года налёт на Новороссийский порт и аэродром совершили 12 самолётов Ju-88 из 3-й группы 1-й учебной бомбардировочной эскадры и 18 самолётов Ju-88 из 1-й группы 51-й бомбардировочной эскадры "Эдельвейс". В бою экипажи 51-й эскадры сбили 2 советских истребителя ( один И-16 и один самолёт неустановленного типа ). При этом 51-я эскадра потеряла 2 бомбардировщика. Один из них от огня зенитной артиллерии, но его экипаж не пострадал.
Между тем, из воздушного боя не вернулся Ju-88 ( заводской № 5893 ). Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Фридриха Клингенбиля, штурмана обер - фельдфебеля Эрнста Кёзера, радиста фельдфебеля Вальтера Прайзера и стрелка ефрейтора Йозефа Генсена пропал без вести.
Можно предположить, что этот "Юнкерс" был уничтожен в результате тарана Севрюкова. Однако полной уверенности в этом нет, так как на этот самолёт претендуют и другие советские лётчики, которые, по официальным данным, сбили в тот день под Новороссийском 9 немецких самолётов.
Немецкий самолёт Ju-88
10 Июля 1942 года лётчик 62-го ИАП ВВС ЧФ сержант Николай Константинович Зиновьев, в паре с ведущим Григорием Гокинаевым, вылетел с полевого аэродрома Мысхако на патрулирование. В районе Абрау - Дюрсо лётчики заметили 3 немецких бомбардировщика, идущих курсом на Новороссийск. Выполняя маневр для атаки, лётчики потеряли друг друга в облаках, и Зиновьеву пришлось вступить в бой одному. После нескольких атак у него закончились боеприпасы. Оставшись безоружным, он винтом своего истребителя ЛаГГ-3 таранил немецкий Ju-88, уничтожил его, но и сам погиб.
За таран Н. К. Зиновьев был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего на его счету 2 сбитых самолёта врага.
Но, обращаясь к немецким документам, приходится признать, что таран Зиновьева не выглядит таким бесспорным. Так, по данным противника, в тот день, налёт на гавань Новороссийска совершили 5 самолётов Ju-88 из 1-й учебной бомбардировочной эскадры. Их целью был плавучий док, но серии бомб легли не точно и упали на склады и жилые дома, расположенные в районе гавани. Истребители Ме-109 из 3-й группы 77-й истребительной эскадры, сопровождавшие бомбардировщики, сбили в районе Новороссийска 3 советских истребителя ( один Як-1 и два И-15 ). Их сбили лейтенант Хорст Мароцке, обер - фельдфебель Герберт Кайзер и фельдфебель Вильгельм Баумгартнер. Кроме того, ещё один истребитель был сбит предположительно. Немецкие бомбардировщики и истребители никаких потерь не имели. Поэтому, вполне вероятно, Зиновьев был сбит немецким истребителем.
Ровно через месяц в небе над Новороссийском был совершён двойной таран. Героем этого удивительного подвига стал лётчик того же 62-го полка Младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов.
М.А. Борисов.
Родился 11 Ноября 1917 года в селе Топтыково, ныне Чаплыгинского района Липецкой области, в семье крестьянина. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы. В 1941 году призван в ряды Военно - Морского Флота.
С Июля 1942 года в действующей армии. 7 Июля 1942 года первым из лётчиков полка уничтожил вражеский самолёт Ju-88, а 3 и 4 Августа 1942 года сбил ещё 2 самолёта. За непродолжительный период участия в Великой Отечественной войне совершил 100 боевых вылетов.
10 Августа 1942 года лётчик 62-го истребительного авиационного полка (ВВС Черноморского флота) Младший лейтенант М.А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками уничтожил 3 из них, совершив 2 тарана на горящем истребителе. В этом бою погиб.
6 Мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.
Рано утром 10 Августа 1942 года Борисов, в паре с сержантом Василием Холявко, вступил в бой над Новороссийском с 5 Не-111. В бою Борисов подбил один самолёт, но и его ЛаГГ-3 был подожжён огнём вражеских стрелков. Тогда, набрав высоту и развив скорость, он направил свой истребитель на стабилизатор другого Не-111 и таранил его. После этого, уже падая, Борисов сумел протаранить ещё один "Хейнкель". Из сбитых бомбардировщиков спасся на парашюте только один немецкий лётчик, обер - лейтенант Фридрих Фогель, который попал в плен. Борисов тоже выпрыгнул на парашюте, но утонул в море. Высланные ему на помощь катера не смогли найти его.
За двойной таран в одном бою М. А. Борисову 6 Мая 1965 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он зачислен навечно в списки части. Всего Борисов уничтожил 5 вражеских самолётов. Кроме того, один разведчик Ju-88 он принудил к посадке в районе Бельцы ещё до войны, летом 1940 года.
Необходимо добавить, что по официальным советским данным, в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии над Новороссийском в тот день было сбито 19 вражеских самолётов. Так, например, Лейтенанту Константину Егорову были засчитаны 4 воздушные победы. Борисов уничтожил 2 самолёта. По одному самолёту сбили Капитан Стефан Войтенко, Капитан Константин Боруздин, Лейтенант Борис Маслов, сержант Василий Холявко и другие.
В действительности же, немецкие документы подтверждают потерю только 3 самолётов из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры "Гриф". Один из Не-111 (заводской № 7063) был таранен советским истребителем и упал в море. Его экипаж в составе пилота обер - лейтенанта Фридриха Фогеля, штурмана унтер - офицера Курта Рёмера, радиста фельдфебеля Йозефа Клингера, механика обер - фельдфебеля Августа Отмера и стрелка унтер - офицера Фрица Либига считается немцами погибшим. Второй Не-111 (заводской № 4931) совершил вынужденную посадку на воду после воздушного боя. Его экипаж в составе пилота обер - фельдфебеля Пауля Кёнига, штурмана обер - ефрейтора Герберта Штайнера, радиста фельдфебеля Людвига Нонненмахера, механика ефрейтора Гельмута Кервина и стрелка обер - ефрейтора Генриха Катцера пропал без вести. Третий Не-111 (заводской № 7188) также был потерян в результате воздушного боя. Из его экипажа погиб стрелок унтер - офицер Вилли Бюлер, остальные члены экипажа не пострадали.
Итак, один таран Борисова безусловно подтверждается немецкой стороной. Ещё один из самолётов, с условной долей вероятности, можно считать уничтоженным тараном предположительно.
10 Сентября 1942 года лётчикам 62-го полка был засчитан очередной воздушный таран. Произошло это при следующих обстоятельствах. Лётчик Фёдор Денисович Шапошников на Як-1 (№ 0686), в составе четвёрки истребителей под командованием Капитана Сёмена Мухина, вылетел на сопровождение наших бомбардировщиков ДБ-3Ф. После выполнения задания, возвращаясь на свой аэродром, лётчики получили по радио приказ уничтожить немецкий самолёт Fokke-Wulf FW-189, корректировавший огонь вражеской артиллерии по нашим войскам. Над перевалом между Кабардинкой и Геленджиком, Капитан С. Мухин первым атаковал корректировщик, но промахнулся. После атаки, он увидел, как на большой скорости, снижаясь, курсом на север уходил вражеский самолёт. Его неотступно преследовал истребитель Шапошникова. На высоте не более 200 метров, Шапошников правой плоскостью своего истребителя ударил корректировщик. Вражеский самолёт резко пошёл с крутым креном вниз и врезался в лес на склоне горы. Но от сильного удара у советского истребителя отлетел кусок крыла, и он упал на землю. Отважный лётчик погиб.
За таран Шапошников был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Тут нелишне будет заметить, что для него этот последний бой стал своеобразным "искуплением". Дело в том, что Шапошников ещё в начале войны, в звании Капитана, был командиром звена 9-го ИАП ВВС ЧФ. В воздушных боях сбил несколько самолётов. Но после одного тяжёлого боя был несправедливо обвинён в трусости, разжалован и рядовым лётчиком отправлен в 62-й полк. Нетрудно представить себе, с какими чувствами лётчик решился на смертельно опасную таранную атаку.
Однако не всё ясно с протараненным корректировщиком. Правда, немецкие данные подтверждают, что 5-й отряд 11-й группы ближней разведки потерял тогда один FW-189 ( заводской № 183 ). Но считается, что он был сбит зенитным огнём в районе Червинной, причём его экипаж не пострадал. Поэтому случай с тараном Шапошникова требует дополнительной проверки.
18 Сентября 1942 года лётчиком 62-го полка Капитаном Семёном Степановичем Мухиным воздушным тараном была уничтожена ещё одна "Рама". В тот день, на рассвете, он в паре с Лейтенантом Борисом Масловым, вылетел с аэродрома Геленджик для уничтожения вражеского корректировщика. Немецкий самолёт - разведчик FW-189 корректировал огонь дальнобойной артиллерии по позициям нашей береговой батареи. Наши лётчики атаковали вражеский самолёт, но тот яростно защищался. Пулей немецкого стрелка Мухин был ранен в левую руку, к тому же, у него закончился боезапас. Атака его напарника Маслова также закончилась неудачей. Тогда Мухин лопастями винта своего ЛаГГ-3 ударил по хвостовому оперению корректировщика. После этого, накренив истребитель на крыло, он отстегнул привязные ремни и на высоте 3500 метров вывалился из кабины повреждённого самолёта. Его ЛаГГ-3 упал в кусты у шоссе Новороссийск - Геленджик. А раненый лётчик на парашюте стал опускаться в море. Недалеко от него спускались на парашютах два немца.
Неожиданно немцы стали стрелять по Мухину из пистолетов. Наш лётчик тоже достал пистолет, и в этой необычной воздушной дуэли на парашютах застрелил обоих врагов. Через 40 минут его подобрал наш катер. На борт катера были подняты также трупы немецких лётчиков. За воздушный таран Мухин был награждён орденом Красного Знамени.
Fokke-Wulf FW-189
Немецкие документы подтверждают, что в тот день не вернулся с задания в районе Кабардинка - Геленджик самолёт FW-189 из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Германа Вальдманна, штурмана лейтенанта Карла Кольшмидта и стрелка унтер - офицера Рихарда Витта до сих пор считаются пропавшими без вести и разыскиваются германской службой Красного Креста. Сейчас уже с полной уверенностью можно сказать, что эти лётчики погибли в результате тарана Мухина.
По всей видимости, это был последний таран в 1942 году. Затем, в 1943 году господство в воздухе постепенно стало переходить к нашим лётчикам и количество воздушных таранов значительно уменьшилось.
Утром 7 Августа 1943 года таранил вражеский самолёт командир звена 9-го ИАП из 11-й ШАД ВВС ЧФ Лейтенант Василий Александрович Калинин. В составе эскадрильи истребителей Капитана Николая Азарова, он вылетел на сопровождение 6 штурмовиков Ил-2. Наши самолёты успешно нанесли бомбово - штурмовой удар по плавсредствам противника в районе мыса Железный Рог. При возвращении на свой аэродром, наши самолёты были атакованы над морем у Анапы вражескими истребителями Ме-109. Завязался ожесточённый воздушный бой, в ходе которого один из немецких истребителей сумел приблизиться к штурмовикам на дистанцию огня. Стремясь сорвать атаку врага, Калинин на большой скорости повёл свой ЛаГГ-3 в лобовую атаку. Он выпустил по врагу длинную очередь, но немец не отвернул. Спустя несколько секунд, произошло лобовое столкновение, и горящие обломки обоих самолётов посыпались в воду. Наш лётчик не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб. Всего на счету В. А. Калинина было 7 сбитых самолётов врага, за что он был награждён двумя орденами Красного Знамени.
По немецким данным 7 Августа 1943 года в воздушном бою в районе Анапы 2-я группа 52-й истребительной эскадры потеряла двух пилотов. Один из них, фельдфебель Эрнст Шрюндер был сбит и пропал без вести. Другой, обер - фельдфебель Вернер Кваст, во главе четвёрки самолётов, вёл бой с группой советских истребителей и штурмовиков. Кваст сбил 3 истребителя "Аэрокобра" и атаковал четвёртый. После атаки снизу пытался проскочить под "Аэрокоброй", но подбитый им самолёт, уже падая, протаранил его, и оба самолёта упали в море. Кваст успел выпрыгнуть с парашютом из своего истребителя Ме-109 ( заводской № 15844 ), был подобран из воды и пленен моряками советского военного корабля.
Между прочим, Кваст был известным асом Люфтваффе, награждённым Рыцарским крестом за 84 сбитых советских самолёта. Бесспорно, карьера немецкого аса закончилась в результате столкновения с советским лётчиком. Остается непонятным лишь упоминание различных типов самолётов, участвовавших в бою.
В истории воздушных таранов над Чёрным морем зафиксированы и два случая тарана экипажами штурмовиков.
23 Сентября 1943 года пилот 47-го ШАП ( 11-я ШАД ВВС ЧФ ) сержант Михаил Павлович Колодий, на штурмовике Ил-2 возвращался после своего первого боевого вылета и штурмовки на аэродром. Кроме пилота, на борту самолёта находился также воздушный стрелок краснофлотец Евгений Евдокимович Алёхин. В районе порта Сенная на Таманском полуострове Ил-2 был внезапно атакован из - за облаков двумя немецкими истребителями Ме-109. Экипаж нашего самолёта принял бой, хотя боеприпасы были на исходе. Расстреляв боекомплект, Колодий направил штурмовик на один из немецких истребителей, и оба самолёта упали в плавни. Экипаж штурмовика погиб. После войны при рытье Темрюкского оросительного канала наш Ил-2 был обнаружен. Останки экипажа были торжественно похоронены в совхозе "Преображенский".
К сожалению, документы противника не дают однозначного ответа, и не признают факт тарана штурмовика. Они, правда, подтверждают потерю 1-й группой 52-й истребительной эскадры над Таманским полуостровом одного Ме-109 ( заводской № 15573 ). Но, считается, что он был сбит в воздушном бою атакой снизу, причём его пилот унтер - офицер Альфонс Кляйн ( впоследствии кавалер Рыцарского креста ) спасся на парашюте, хотя и получил перелом рёбер. Ещё 2 истребителя группы получили незначительные повреждения при неудачной посадке на аэродром Тамань. Поэтому, вопрос о таране Колодия нельзя считать окончательно решённым.
Второй таран штурмовика произошёл 3 Ноября 1943 года. Совершил его командир звена того же 47-го ШАП Лейтенант Борис Наумович Воловодов. Во второй половине дня, в сложных метеорологических условиях, он, во главе звена из трёх Ил-2 штурмовал немецко - румынские войска в районе посёлка Эльтиген ( ныне в черте города Керчь ). Вместе с Воловодовым, в кабине самолёта находился также штурман младший Лейтенант Василий Леонтьевич Быков. Израсходовав во время штурмовки все боеприпасы, самолёты стали уходит от цели. В это время появились немецкие бомбардировщики Ju-88, в сопровождении двухмоторных многоцелевых самолётов Ме-110, и направились к позициям наших десантников.
Приказав своим ведомым Младшим лейтенантам Василию Бурлаченко и Алексею Семёнову уходить на свой аэродром, Воловодов развернулся навстречу врагу и в лобовой атаке таранил ведущий Ju-88. Оба самолёта взорвались в воздухе. Воловодов и Быков были похоронены в братской могиле посёлка Эльтиген.
За таран лётчики были посмертно награждены: Воловодову 17 Ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза, а Быков был награждён орденом Красного Знамени.
Хотя данные противника за 3 Ноября подтверждают потерю одного самолёта, но отображают события несколько иначе. В немецких документах говорится, что в тот день боевые действия в районе Эльтигена были сильно затруднены из - за плохих погодных условий. Было совершено всего 23 боевых вылета. При этом в воздушном бою у Керчи был сбит истребитель Ме-110 ( заводской № 5200 ) из 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей. Его экипаж в составе пилота обер - лейтенанта Губерта Райхельта и радиста унтер - офицера Шрайбера погиб. Судя по всему, наблюдавшие за воздушным боем советские солдаты ошиблись в определении типа протараненного немецкого самолёта. На самом же деле, под лобовой удар Воловодова попал не бомбардировщик Ju-88, а многоцелевой самолёт Ме-110.
Messershmitt Me-110
Это был последний таран черноморских лётчиков в течение Великой Отечественной войны. В следующем 1944 году не было зафиксировано ни одного воздушного тарана, хотя до окончания войны на Чёрном море боевые действия продолжались ещё 9 месяцев. Затем фронт покатился дальше на Запад, и Чёрное море осталось глубоко в тылу.
* * *
В заключении хотелось бы остановится ещё на одном интересном моменте.
Долгое время советская пропаганда изображала вражеских лётчиков трусами, не способными на подвиг. Утверждалось, что лётчики противника воевали только числом и всегда несли потери больше, чем сталинские соколы. Стереотипным было и категорическое утверждение, что за всю войну ни один вражеский лётчик не решился на воздушный таран. Только в последние годы, с появлением ряда работ освещающих историю авиации более объективно, мы начинаем понимать, каким сильным противником были пилоты Люфтваффе. Они часто шли в лобовые атаки, смело атаковали с близкого расстояния. При этом нередко происходили столкновения с самолётами или с их обломками. Правда, немцы не считали подобные случаи таранами, а относили их к разряду обычных столкновений. В отличие от советских лётчиков, тараны среди вражеских лётчиков долгое время, до середины 1944 года, не пропагандировались. Были, конечно, и случаи настоящих таранов. Немало подобных случаев произошло на советско - германском фронте, в том числе и над акваторией Чёрного моря.
Ниже приводятся лишь несколько таких случаев, известных на сегодняшний день. В эту статистику включены не только столкновения над морем, но и столкновения вражеских самолётов с самолетами ВВС Черноморского флота, даже если они произошли над сушей. Правда, некоторые случаи являются спорными. Дело в том, что при гибели от столкновения двух истребителей обеих сторон, практически невозможно точно определить, был ли это чей - то умышленный воздушный таран или банальное случайное столкновение в воздухе.
Первый таран немецкого лётчика над Чёрным морем был зафиксирован 3 Августа 1941 года. В тот день, 32 советских бомбардировщика ДБ-3 и СБ-2 совершили массированный воздушный налёт на Констанцу. На их перехват вылетели по тревоге истребители 1-й группы 2-й учебной эскадры Люфтваффе. В период с 13 часов 50 минут до 14 часов 18 минут, на подходах к румынскому порту разыгралось ожесточённое воздушное сражение, в котором немцы сбили 6 ДБ-3 и 5 СБ-2. В ходе боя один из лётчиков группы, фельдфебель Шайб, на истребителе Ме-109 столкнулся во время атаки с бомбардировщиком ДБ-3Ф в 50 километрах восточнее Констанцы. Шайб успел выпрыгнуть с парашютом, приводнился в море и был подобран немецким спасательным гидросамолётом Heinkel He-59. Экипаж ДБ-3Ф упал вместе с самолётом в морскую пучину и погиб. Фамилии погибших лётчиков установить не удалось. Известно только, что в тот день из налётов на Констанцу не вернулись 3 бомбардировщика ВВС Черноморского флота: два ДБ-3Ф 2-го МТАП (пилотом одного из них был Старший лейтенант И. А. Одинцов) и один СБ-2 40-го БАП (пилот Лейтенант П. Поправка).
За весь 1942 год немецкие лётчики не совершили ни одного тарана в районе Чёрного моря, зато в 1943 году с истребителями Люфтваффе произошло 5 подобных случаев.
20 Апреля 1943 года, пилот 2-й группы 52-й истребительной эскадры, фельдфебель Ганс Гляйсснер столкнулся в районе Анапы с советским истребителем, который он подбил. Вместе со своим самолётом Ме-109 немецкий лётчик упал в море и погиб. Нелишне будет заметить, что Гляйсснер был опытным асом, имел на своём счету 37 сбитых советских самолётов и был награждён Германским золотым крестом. С кем из советских лётчиков столкнулся ас, установить не представляется возможным, так как в тот день, по официальным советским данным, в районе Кубани было сбито 39 наших самолётов.
В ночь на 14 Июня 1943 года, обер - лейтенант Ганс Янке, пилот 10-го отряда 1-й эскадры тяжёлых истребителей, атаковал в районе Керчи советский бомбардировщик Ил-4. Советский лётчик умело маневрировал, и несколько раз ему удавалось благополучно уходить от огня противника в темноту. Но немецкий истребитель был вооружён радиолокатором, и с его помощью Янке снова находил наш самолёт. Неожиданно, во время 6-й атаки, истребитель столкнулся с бомбардировщиком. Янке был ранен, но вместе со своим радистом унтер - офицером Пфеферсом выпрыгнул с парашютом из повреждённого самолёта Ме-110 (заводской № 6257). Немцы благополучно приводнились в море и в 5 часов утра были подобраны немецким спасательным гидросамолётом Dornier Do-24.
Dornier Do-24
Немецкая тяжёлая многоцелевая летающая лодка Dornier Do-24.
Был также подобран и взят в плен пилот советского самолёта Капитан Василий Андреев. Остальные члены экипажа, штурман Лейтенант Степан Гудзь, воздушные стрелки сержанты Пётр Хоменко и Иван Зыбка погибли. Этот экипаж входил в состав 5-го Гвардейского БАП ВВС ЧФ. Интересно, что в дальнейшем Андрееву удалось бежать из плена. Он воевал в партизанском отряде, а в Апреле 1944 года вернулся в свой полк.
7 Августа 1943 года пилот 2-й группы 52-й истребительной эскадры, кавалер Рыцарского креста, обер - фельдфебель Вернер Кваст столкнулся в районе Анапы с советским истребителем Лейтенанта В. А. Калинина. Поскольку обстоятельства этого столкновения изложены выше, нет смысла повторять их. Следует лишь напомнить, что оба истребителя врезались друг в друга во время стремительной лобовой атаки, в которой наш лётчик погиб. Поэтому, к сожалению, нельзя с полной уверенностью сказать о действительных причинах этого воздушного тарана.
Ещё один кавалер Рыцарского креста, обер - фельдфебель Йозеф Коциок, пилот 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей, совершил ночной таран при следующих обстоятельствах. В ночь на 27 Сентября 1943 года он, на истребителе Ме-110 ( заводской № 6392 ), атаковал в 20 километрах южнее Керчи советский бомбардировщик Ил-4. Ему удалось подбить наш самолёт, но при выходе из атаки он столкнулся с ним. Коциок отдал приказ своему радисту фельдфебелю Александру Вегергоффу покинуть самолёт, и тот благополучно приземлился на парашюте. Какое то время Коциок пытался вести свой повреждённый самолёт к аэродрому, но затем вынужден был оставить его. Однако парашют не раскрылся и Коциок погиб. На счету этого немецкого аса было 33 сбитых советских самолётов. Погиб и экипаж советского Ил-4, упавший в море. Фамилии лётчиков пока не известны, удалось только установить, что это был экипаж морской авиации.
3 Ноября 1943 года произошёл последний воздушный таран, с участием летчика того же 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей. Обер - лейтенант Губерт Райхельт, выполняя задание по сопровождению бомбардировщиков Ju-88, в районе Эльтигена столкнулся с советским штурмовиком морской авиации Лейтенанта Б. Н. Воловодова. Обстоятельства этого тарана также были описаны выше. Но, как и в случае с Калининым и Квастом, здесь также необходимо подчеркнуть, что самолёты столкнулись в лобовой атаке, причём, на этот раз погибли оба экипажа. Поэтому, на вопрос, был ли это геройский поступок или трагический случай в воздухе, никто и никогда, с полной уверенностью, уже не ответит.
Остается надеяться, что работа в этом направлении только начинается, и вполне вероятно в ближайшее время будут найдены новые материалы, дополняющие эту статью.