1

Тема: Воздушные бои над Очаковом, 1941 г.

На протяжении многих лет, когда заходила речь о начале войны, непременно упоминалось имя Л.Ф. Шамборского, погибшего при исполнении служебного долга 13 августа 1941 года. Первой смертью в боях за Очаков считалась именно гибель начальника штаба 2-й БТК. Необходимо одно уточнение: Леонард Францевич, действительно, стал первым погибшим из числа защитников Очакова, но, как представитель флота.

По большому счету, до сегодняшнего никто не может назвать даже приблизительного числа погибших при обороне Очакова. Насколько упорно держался город, была ли его оборона оправданна - не об этом речь.

Город встретил врага, сражался, а значит, были солдаты и были павшие в боях. Были и те, кто предал товарищей, смалодушничал, изменил Родине, переметнулся к врагу. Так было и будет всегда.

Циклом своих статей я попытаюсь назвать имена всех тех, кого обошла вниманием официальная история, имена тех, кто действительно дрался с вероломным врагом и кто положил свою жизнь за Родину здесь, в Очакове.

Первыми из очаковского гарнизона встретились с неприятелем лицом к лицу летчики 9-го ИАП. И они же стали первыми жертвами войны.

С началом войны Очаков практически не подвергался ударам с воздуха. Немецкая авиация появлялась на виду Очакова ночами вплоть до июля, когда минировался фарватер. С 24 июня Летчики 9-го Истребительного авиационного полка (ИАП) постоянно вылетали на задания в сторону Одессы, на перехват немецких бомбардировщиков, но самолетов противника не встречали.

Через три недели после начала войны полк почти в полном составе перебазировался на аэродром Кульбакино. 9-му ИАП ставилась основная задача - охранять с воздуха Николаевский кораблестроительный завод «Марти». На Очаковском аэродроме приземлились несколько бомбардировщиков СБ и штурмовиков Су-2 для нанесения ударов по наступавшим на Одессу румынским частям.  Одиночные налеты Люфтваффе на Очаков отмечались с июля, в основном, разведчиков.

Первый бой над Очаковом принял в начале июля будущий Герой Советского Союза старший лейтенант Константин Алексеев, сбивший на своем И-16 бомбардировщик Ju-88, упавший в море далеко от берега. Победу летчику не засчитали, так как не были получены надежные подтверждения.

http://lh3.googleusercontent.com/cc-_7K8AW4rIjd8mzmjeGN9dXx2rZSCHtb3iel0tzHJ5mf1hc4cUZc1whoOWq1JuGFEa-XhFqk2UOJ8yfWUlCtyx5kS_qA=s0

Но настоящие бои в небе Очакова стали происходить в августе, когда немецкая авиация стала совершать налеты на караваны, идущие по лиману, направляясь в Крым.

10 августа, пилотируя И-15 бис, в районе Кинбурнской косы одержал победу над истребителем Вf-109 старший лейтенант Селянкин Михаил Алексеевич (1918-1944), а младший лейтенант Качалка Павел Есентьевич (1919-1941), тоже на И-15 бис в том же бою уничтожил Do-217.

12 августа 1941 года лейтенант Добров Василий Трофимович (1916-1986) на «устаревшем» И-16 сбил прямо над городом немецкий истребитель Bf-109 из группы сопровождения бомбардировщиков. Атаковал «сталинский сокол» превосходившего по всем параметрам врага дерзко и смело. Зайдя со стороны солнца, Добров в крутом пике сблизился с целью и почти в упор расстрелял немца и тут же снова ушел за облака. Атака «ястребка» была настолько стремительной и неожиданной, что второй «Мессершмитт» заметил его слишком поздно и не решился преследовать советского пилота. Трофей Доброва немногочисленные свидетели «приписали» зенитчикам Очакова и Березани, также принимавшим участие в отражении налета вражеской авиации. Немецкого летчика, приземлившегося на парашюте в зоне оборонительных позиций впереди города, взяли в плен без боя.

Исход воздушных схваток для других пилотов закончился трагично.

Отсчет потерь 9-го ИАП начался 10 августа 1941 года. В этот день погиб в воздушном бою над Очаковом Черенков Александр Иванович (1920-1941), сержант. Самый молодой и наименее опытный пилот полка. Летчики ускоренного выпуска 1941 года приходили в войска сержантами - без присвоения офицерских званий.

Лазарев Георгий Тимофеевич (1917-1941), лейтенант, пилот 5-й авиаэскадрильи 7 и 8 августа 1941 года удачно произвел штурмовку целей. 10 августа совершил последний вылет. В этот день он был сбит огнем зенитной артиллерии над Михайловкой. Самолет упал в скопление боевой техники врага. Подвиг пилота не был забыт. За августовские дни 1941- го летчик через полгода был представлен к своей первой и единственной награде -  Ордену Боевого Красного Знамени - посмертно.

11 августа 1941 года. Сбит в воздушном бою над Очаковом Колобков Алексей Петрович (1908-1941), капитан, командир эскадрильи.

В одном бою с ним погиб Данченко Леонид Тимофеевич (1919-1941), лейтенант.

13 августа 1941 года погиб Лавров Александр Степанович (1912-1941), военный инженер 3-го ранга.

15 августа 1941 года. В бою над лиманом, защищая караван, погиб Грек Владимир Фёдорович (1920-1941), младший лейтенант.

По подтвержденным данным, пали смертью героев с 17-20 августа 1941 года в небе Очакова еще двенадцать летчиков:

Гудин Петр Васильевич  (1920-1941), лейтенант.
Калашников Валентин Иванович (1920-1941), лейтенант.
Карпиченков Василий Егорович (1917-1941), младший лейтенант.
Качалка Павел Есентьевич (1919-1941), младший лейтенант.
Козельский Николай Иванович  (1920-1941), сержант.
Косенко Сергей Иванович (1919-1941), лейтенант.
Могучев Василий Акимович (1919-1941), лейтенант.
Николаев Василий Федорович (1919-1941), лейтенант.
Писаненко Григорий Кузьмич (1920-1941), лейтенант.
Романов Андрей Григорьевич (1916-1941), младший лейтенант.
Терновой Александр Кузьмич (1919-1941), лейтенант.
Фейтман Израиль Михайлович (1920-1941), лейтенант.

Обратите внимание на годы рождения героев - павшие в боях едва разменяли третий десяток… И это - еще не полный список.

Погибали в схватках с врагом и более опытные товарищи. Вылетев в сторону Одессы, не вернулся с боевого задания:

Глухов Иван Абрамович (1906-1941), старший лейтенант.

Пилотом 9-го ИАП, показавшим пример мастерства, стал Шапошников Федор Денисович (1907-1942), капитан, командир звена 9-го ИАП. Считался наиболее результативным летчиком полка в начале войны. В воздушных боях за Очаков сбил несколько самолетов противника. Но после одного тяжелого воздушного сражения был несправедливо обвинен в трусости. При расследовании обстоятельств боя не было принято во внимание, что у летчика закончились боеприпасы, и он вынужденно вышел из боя. «Летное происшествие» дорого обошлось пилоту: Шапошникова обвинили в трусости и разжаловали до рядового. Впоследствии он был восстановлен в звании и допущен к полетам. По той причине его имя было вымарано из истории, несмотря на совершенный последний подвиг.

http://lh3.googleusercontent.com/EhAqjgKOuOTxfW6A56UuSsvAs3PYCFxvOQSJUal6iMzWVjqwp73AGb7IUI40GnzsqPvACFY3TMnrwgk6CnxxB6hxY_8EoPw=s0

10 сентября 1942 года, выйдя на связь в 17:55, Шапошников своим Як-1 таранил вражеского разведчика - FW-189 («Раму»). Но самолет Шапошникова получил серьезные повреждения, потерял управление и упал в районе Кабардинка-Геленджик. Летчик погиб. Место падения самолета отыскали спустя 72 года, а останки пилота с почестями перезахоронены.

Случались в полку и не боевые потери. Без летных происшествий в авиации не обходится. Нервозность начала войны сказалась на соблюдении летной дисциплины.

На перехват ночных бомбардировщиков отправляли пилотов, не имевших опыта полетов ночью. Положительных результатов такие вылеты не принесли. В итоге, погибли, разбив боевые самолеты, опытные летчики-истребители. Бершак Иван Андреевич (1914-1941), старший лейтенант, пилот 1-ой авиаэскадрильи. Ночью 23 июня 1941 года погиб при посадке на свой аэродром. Пронин Иван Степанович (1911-1941), старший лейтенант, заместитель командира 5-й авиаэскадрильи. Погиб при аналогичных обстоятельствах 27 июня 1941-го.

Обслуживающий персонал оставался на земле, но и его не обходила смерть. При налетах на аэродром погибли:
Аксенов Андрей Дмитриевич (1913-1941). Военный техник 2-го ранга 4-й авиаэскадрильи   
Балашев Василий Архипович (1911-1941). Младший лейтенант, военный техник по вооружению 3-й авиаэскадрильи.

По официальным сведениям, место захоронения всех погибших пилотов и техников – г. Очаков (?) Где их могилы и кому известны их имена? ...

Коль не было памяти тому, что было до нас, не будет ее и после – таков непреложный закон. Исправить все – еще есть время, но проявится ли воля?

Летные части по праву считались элитой Красной Армии. В них служили наиболее стойкие и преданные делу Ленина-Сталина офицеры, а точнее, верные воинскому долгу и присяге. Фактически, это был единственный род войск, укомплектованный профессионалами, на 100% состоявшими из комсомольцев и коммунистов. Не всем летчикам хватало боевого опыта (за него платили высокую цену), но они отличались высоким боевым духом и отвагой. 

5 пилотов 9-го ИАП стали Героями Советского Союза.

Рядом с подвигом обретается малодушие и слабость. Не выдержав напряжения, в июле 41-го покончил жизнь самоубийством двадцатилетний техник полка.

Один из пилотов полка, не вернувшийся с задания в 1941-м, в 1943 году был установлен как перебежчик, сдавшийся в плен противнику вместе с машиной…

В. Шпилевой
По материалам книги
«Очаков. Неизвестные страницы»

www.ochakiv.info/articles/5651735284547584

Share

2

Re: Воздушные бои над Очаковом, 1941 г.

Боевые действия в Очакове начались буквально в первые дни войны, когда фашистская авиация попыталась магнитно-акустическими минами «запереть» Днепро-Бугский лиман. Водолазы из бригады торпедных катеров обезвредили их. За проявленные мужество и отвагу при выполнении этого задания ст. матрос-водолаз Максим Хорец первым в Очакове был награжден орденом Красного Знамени.
         В середине августа 1941 г. гитлеровцы подошли к городу в районе Березанского лимана. Вражеская артиллерия обстреливала его, авиация бомбила. Порой за день приходилось отражать до 16 налетов вражеской авиации. Защитники города, оказывая упорное сопротивление, до последней возможности удерживали его.
         На защиту города встали и местные жители, в основном женщины, подростки, люди пожилого возраста. За короткий срок они вместе с защитниками создали вокруг Очакова оборонительную полосу. Она включала: 12-километровый противотанковый ров между Днепро-Бугским и Березанским лиманами, десятки километров траншей, сотни пулеметных гнезд. В это время на восток срочно эвакуировалось промышленное оборудование, колхозное и государственное имущество. Свыше трех тысяч очаковцев записались добровольцами в народное ополчение.
          Трое суток враг беспрерывно бомбил город. Воины 84-й, 89-й зенитных батарей и 9-го истребительного полка защищали его с суши и воздуха. С моря прикрывали конвои недостроенных кораблей, которые выходили из порта, проявляя самоотверженность и мужество. Так, летчик-истребитель Борис Черевко при сопровождении крейсера и эсминца 10 августа таранил фашистский самолет.  Летчик Владимир Грек, совершил аналогичный подвиг и ценой своей жизни спас плавучий док с 35 паровозами на борту - важнейший для страны груз.
         
13 августа 1941 года 50-я фашистская дивизия генерал-лейтенанта К.Холлидта форсировала Тилигульский лиман и во второй половине дня попыталась ворваться в город. Но  воины 15-й береговой батареи остановили наступление фашистов своим огнем.

16 августа враг наступал на город уже с трех сторон. В жесточайших боях защитники Очакова проявили чудеса героизма.

Но к 20 августа нашими войсками уже оставлены Николаев и Херсон, поэтому командование приняло решение эвакуировать гарнизоны Очакова на Кинбурнскую косу, где почти до конца сентября продолжалось сражение с врагом, как и на островах Первомайском и Березани, а до 5 ноября на острове Тендра (третьей линии обороны Очаковского укрепрайона). В боях участвовали боевые корабли Дунайской военной флотилии и Черноморского флота.

https://sites.google.com/site/morakioca … v-gody-vov

Share

3

Re: Воздушные бои над Очаковом, 1941 г.

Воздушные тараны над Чёрным морем

Воздушный таран - русский боевой приём, когда лётчик, исчерпав другие возможности, направляет свой самолёт на вражеский самолёт и сталкивается с ним, с целью уничтожить его. Конечно, воздушный таран является чрезвычайно опасным, и многие лётчики погибли, пытаясь уничтожить противника подобным способом. Причём некоторые лётчики, предпринявшие таранную атаку, были сбиты огнём бортовых стрелков и истребителями прежде, чем успели нанести удар по вражеским самолётам. Однако, несмотря на смертельную опасность, наши лётчики в годы войны совершили более 600 воздушных таранов, что свидетельствует не только о высоком моральном духе советских лётчиков, но и о массовом героизме всего народа.

К сожалению, эти беспримерные подвиги, сыгравшие определённую роль, особенно в начальный период войны, изучены ещё недостаточно. Опубликованные в СМИ в 1940 - 1980-х годах сведения не всегда подтверждаются архивной проверкой. Только в последнее время начались работы по сверке сведений о таранах с архивными материалами противной стороны. При этом, конечно, выявляются противоречия. В годы войны, в силу ряда причин, желаемое с той и с другой стороны выдавалось за действительное, а порой и явно фальсифицировалось. Теперь же, при исследовании документов противника удалось обнаружить не только подробности и уточнить сведения, но и открыть новые, ранее неизвестные советским историкам, страницы.

Конечно, лётчики, получившие высокое звание Героя Советского Союза за воздушный таран, известны достаточно широко. Однако далеко не все, совершившие этот подвиг, были удостоены звания Героя и, поэтому, о них известно меньше.

В данной статье хотелось бы затронуть эту тему, рассказав о таранах, совершённых лётчиками морской авиации Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Хотя в районе Чёрного моря были совершены несколько десятков таранов и лётчиками ВВС, но в этой статье они не рассматриваются.

Отличительной особенностью морских лётчиков является то обстоятельство, что им часто приходится действовать над водной стихией. Поэтому, морской лётчик, решившийся на воздушный таран, понимал, что море даёт меньше шансов остаться в живых, чем суша. Даже удачный прыжок с парашютом и благополучное приводнение не гарантировали им жизнь, особенно при попадании в холодную воду. Многие лётчики замерзли и утонули в пучине прежде, чем их смогли обнаружить и оказать помощь.

Принято считать, что лётчики - черноморцы совершили 18 воздушных таранов. В таранах участвовали 20 авиаторов: 18 пилотов и 2 других члена экипажа. Их имена увековечены на памятнике в Каче, колыбели зарождения морской авиации под Севастополем.

Попытаемся разобраться с обстоятельствами каждого тарана в хронологической последовательности, а также подтвердить их факт в соответствии с архивными данными наших бывших противников.

Итак, первый воздушный таран над Чёрным морем 25 Июля 1941 года совершил лётчик 32-го ИАП  (62-я ИАБр ВВС ЧФ)  Лейтенант Евграф Михайлович Рыжов.

http://airaces.narod.ru/all5/ryzhov_e.jpg
Е. М. Рыжов

Родился 16 Декабря 1916 года в деревне Дубенец Гжатского  (ныне Гагаринского) района Смоленской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и фабрично - заводское училище в городе Вязьме. Работал слесарем в паровозном депо и учился на вечернем рабфаке. С 1936 года в ВМФ. По призыву комсомола поступил в Ейское военно - морское авиационное училище, которое окончил в 1938 году. Служил в авиации Черноморского флота.

К Июлю 1942 года командир звена 32-го истребительного авиаполка  (62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) Капитан Е. М. Рыжов совершил 254 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 23 Октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил более 300 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, сбил 11 самолетов лично и 6 в группе. В Июле 1943 года получил в бою тяжёлое ранение, после которого в строй уже не вернулся.

С 1946 года Майор Е. М. Рыжов - в отставке. Жил в Евпатории (Крымская область). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), медалями. Умер 12 Февраля 1982 года.

В 8 часов 10 минут утра он, в паре с Лейтенантом Петром Телегиным, вылетел с аэродрома Кача, на перехват вражеского самолёта. Вскоре лётчики увидели немецкий разведчик Heinkel He-111, идущий к Севастополю на высоте 7000 метров. К сожалению, в самолёте Телегина перегрелся и заклинил мотор, и он вынужден был выйти из боя и совершить вынужденную посадку у Евпатории. Поэтому, в бой с разведчиком Рыжову пришлось вступить одному. Пулемётным огнём немецкого стрелка его истребитель был повреждён, пробит фонарь кабины и водяной радиатор. Кипяток из пробитого радиатора обжигал лётчику ноги, а горячий пар жёг лицо. Открыть огонь по врагу с короткой дистанции не удалось, так как оба пулемёта отказали. Тогда Рыжов рванулся вперёд и рубанул лопастями винта по хвосту "Хейнкеля".

От удара о приборную доску лётчик на мгновенье потерял сознание. Очнувшись, он попытался пилотировать самолёт, но вскоре заглох мотор. Рыжову удалось посадить МиГ-3 на воду, примерно в 20 - 30 км северо - западнее мыса Тарханкут. Самолёт затонул, а лётчик, плававший в спасательном жилете, через 4 часа был подобран нашим сторожевым катером и доставлен в одесский госпиталь с воспалением лёгких. За таран Рыжов был награждён орденом Красного Знамени.

Однако в архивных документах противника не удалось обнаружить никаких подтверждений тарана Рыжова. По немецким данным в тот день самолёты - разведчики 4-го авиационного корпуса совершили 9 полётов, с целью разведки портов, аэродромов, шоссейных и железных дорог в районе Одесса - Севастополь. Полёты были очень затруднены из - за сильного противодействия советских истребителей и зенитной артиллерии. При этом один Ju-88  (заводской № 573) 3-го отряда 121-й группы дальней разведки из - за повреждения мотора упал и сгорел в районе аэродрома Яссы в Румынии. Из его экипажа погибли пилот обер - лейтенант Генрих Зандер, штурман обер - лейтенант  (имя и фамилию прочитать в документах не удалось) и механик унтер - офицер Эдмунд Виллманский. Четвёртый член экипажа радист унтер - офицер Георг фон дер Шмидт получил ранения. Вот и всё. Поэтому, вполне вероятно наш лётчик был просто - напросто сбит бортовым стрелком вражеского самолёта - разведчика Junkers Ju-88.

http://airaces.narod.ru/all/ju88.jpg
Junkers Ju-87

В заключении стоит сказать, что Рыжов в дальнейшем получил звание Героя Советского Союза, закончил войну с 17 победами  (11 лично и 6 - в группе)  и умер в 1982 году в Евпатории.

10 Августа 1941 года черноморским лётчикам были засчитаны сразу 2 тарана. Один из них на счету Младшего лейтенанта 9-го ИАП  (62-я ИАБр ВВС ЧФ)  Бориса Григорьевича Черевко. В 10 часов 15 минут, в паре с Младшим лейтенантом Владимиром Греком, он вылетел на прикрытие кораблей в район Очакова. Через полчаса лётчики заметили 4 вражеских самолёта Dornier Do-215, которые собирались сбросить бомбы на пароход "Курск". На борту корабля в этот момент находились 2000 мирных жителей, эвакуируемых из Николаева.

Сначала Черевко атаковал крайний бомбардировщик. Ему удалось подбить "Дорнье", тот задымил и повернул назад. При этом Черевко был ранен пулей вражеского стрелка. Но раненый лётчик не вышел из боя и очередной атакой заставил второй самолет сбросить бомбы далеко от цели. Однако третий вражеский самолёт упорно пытался приблизиться к кораблю. Жизнь сотен людей была под угрозой, а у Черевко в этот момент закончились патроны. Тогда наш лётчик вплотную подошёл к вражескому самолёту и на высоте 1000 метров лопастями винта ударил его по хвостовому оперению.

Силой удара Черевко был выброшен из кабины. На высоте всего 500 метров он успел раскрыть парашют, благополучно приводнился в Днепро - Бугский лиман и вскоре был подобран нашим катером. За таран Черевко был награждён орденом Красного Знамени.

В дальнейшем, 9 Мая 1942 года он погиб над морем в районе Севастополя в бою с тремя торпедоносцами He-111 2-й группы 26-й бомбардировочной эскадры "Львиная". Посмертно Черевко был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Вторым лётчиком, совершившим таран 10 Августа, был друг Черевко, Младший лейтенант Владимир Фёдорович Грек из того же полка. Во второй половине дня Грек, вместе с Младшими лейтенантами Павлом Качалка и Михаилом Селянкиным, вылетел на прикрытие плавучего дока, буксируемого из Одессы в Николаев. На борту плавдока находились 35 паровозов и тендеров, а также эвакуируемые жители. В районе Кинбурнской косы и Очакова лётчики вступили в бой с группой вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. В ходе боя Качалка сбил Do-215, а Селянкин - Messershmitt Ме-109. Грек атаковал 2 бомбардировщика. Одного из них ему удалось подбить. Тот, дымя, пошёл на снижение и сбросил бомбы, не дойдя до цели. Атаковав второй бомбардировщик, Грек заставил его изменить курс и также сбросить бомбы в море. Но тут на него самого напали 10 вражеских истребителей. Тогда, вероятно, оставшись без боеприпасов, наш лётчик своим И-15бис протаранил одного из них. После столкновения, Грек вместе с горящими обломками своего истребителя упал в воду и погиб. За таран Грек был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени  (посмертно).

По поводу этих двух таранов удалось выяснить следующее. Прежде всего, по документам противника, немецких самолётов Do-215 в этом районе не было, действовали только Ju-88 1-й группы 51-й бомбардировочной эскадры "Эдельвейс". В тот день они совершили 17 вылетов против морских целей в районе Одессы, Очакова, Николаева и Херсона. При очень сильном противодействии советских истребителей, бомбардировщики потопили и повредили несколько кораблей. В воздушных боях над морем стрелки "Юнкерсов" сбили 2 наших истребителя. Немецкие самолёты потерь не имели. В этом же районе действовали истребители Ме-109 из 2-й группы 77-й истребительной эскадры. Они совершили 64 вылета и сбили 15 советских истребителей и один бомбардировщик. При этом лишь один Ме-109 получил в бою небольшие повреждения, но не в районе Очакова, а гораздо западнее - у аэродрома Цебриково.

Здесь уместно будет добавить, что тогда 9-й ИАП ЧФ действительно понёс большие потери: кроме самолётов Черевко и Грека были сбиты также истребители Капитана А. П. Колобкова, Лейтенантов Л. Т. Данченко, Л. Ф. Дергуна, Лазарева и других. В свою очередь лётчики 9-го ИАП ЧФ доложили о 7 сбитых самолётах противника, в том числе двух, уничтоженных тараном. Но, как мы уже убедились, противник никаких потерь реально не понёс. Исходя из этого, приходится делать вывод, что Черевко был сбит стрелком "Юнкерса", а Грек погиб в бою с Ме-109.

Согласно советской мемуарной литературе следующий таран над Чёрным морем произошёл через 5 дней, 15 Августа, когда якобы Лейтенант Александр Иванович Катров из того же 9-го ИАП ЧФ на истребителе Як-1 таранил вражеский самолёт в районе Тендровской косы. К сожалению, отметим, что и этот таран не подтверждается никакими боевыми документами. Мало того, Катров не мог физически совершить таран, так как 12-го Августа был ранен в воздушном бою и вероятно всё ещё находился в госпитале.

Заканчивая рассказ об этом случае, стоит упомянуть и о судьбе Катрова - он погиб в воздушном бою над мысом Херсонес 9 Июня 1942 года. Причём, обстоятельства его гибели оказались особенно трагическими. Будучи подбитым немецким истребителем Ме-109, Катров сумел выпрыгнуть из своего горящего Як-1 с парашютом. Однако, из - за перебитого пулей вытяжного тросика, его парашют не раскрылся, и он погиб. Похоронен Катров на братском кладбище посёлка Дергачи под Севастополем.

Вскоре отличился лётчик 8-го ИАП, всё той же 62-й ИАБр ВВС Черноморского флота, Младший лейтенант Иван Соломонович Беришвили.

28 Августа 1941 года Беришвили дважды вылетал на задание. Вернувшись после первого вылета, он доложил, что сбил самолёт Messershmitt Ме-110  (хотя, вероятней всего это был румынский бомбардировщик Potez P-63, очень похожий на Ме-110).

Затем, перед вечером, он в составе звена из трёх И-16 вступил на малой высоте в схватку с очень маневренными румынскими истребителями PZL P-11 в районе села Карсталь  [Примечание: до 40 польских истребителей PZL P-11C, после поражения Польши в боях с Люфтваффе, достались Румынским ВВС и использовались на Восточном фронте под обозначением P-11F. Ещё 70 самолётов было построено на заводе IAR по лицензии. Использовали румыны и наиболее совершенный вариант этого самолёта - истребитель PZL P-24С, с застеклённой кабиной пилота и более мощным двигателем].

http://airaces.narod.ru/all/pzl_11c.jpg
Польский истребитель PZL P-11C.

Польский истребитель PZL P-11C.  Состоял на вооружении ВВС Румынии.

В лобовой атаке Беришвили открыл огонь по одному из них. В свою очередь, румынский лётчик также обстрелял его из пулемётов, а затем проскочил мимо. Тогда Беришвили сделал переворот и на большой скорости рванулся за вражеским самолётом, вероятно, решив таранить его. Но, когда наш истребитель почти настиг врага, тот зацепился за землю и разбился. Следом, совершенно неожиданно, упал и наш самолёт. Судя по всему, Беришвили был ранен в ходе боя, и, видимо, потерял сознание. Наш И-16 сгорел вместе с лётчиком на территории, занятой противником, вблизи села Карсталь  (ныне село Широкая Балка)  Беляевского района Одесской области.

В историю черноморской авиации этот случай вошёл как воздушный таран, хотя, совершенно очевидно, что тарана как такового не было. Можно только предполагать, хотел ли лётчик таранить своего противника. Как бы там не было, Беришвили посчитали погибшим во время тарана и наградили посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени.

Остается добавить, что по румынским данным в тот день в боях под Одессой были сбиты 4 румынских самолёта: один Potez P-63 2-й бомбардировочной группы, один IAR-80 8-й истребительной группы и два PZL P-11 3-й истребительной группы. Между прочим, один из PZL-11 был таранен лётчиком 69-го ИАП Приморской армии Лейтенантом В. Т. Топольским, который погиб при этом. Второй PZL-11 был, вероятно, сбит Беришвили, однако эти сведения требуют дальнейшей проверки в румынских архивах.

http://airaces.narod.ru/all/karas_se.jpg
С. Е. Карасёв.

Очередной таран над Чёрным морем произошел 28 Сентября 1941 года. Утром, в 8 часов 30 минут, заместитель командира эскадрильи 32-го ИАП ЧФ Старший лейтенант Семён Евстигнеевич Карасёв, в паре с Младшим лейтенантом Яковом Ивановым, патрулировал в районе Севастополя. Лётчики заметили недалеко от Качи немецкий разведчик Ju-88 и атаковали его. Карасев успел выпустить всего две пулемётные очереди по кабине разведчика, после чего пулемёты отказали. Немецкий стрелок яростно защищался: его пули пробили обшивку истребителя, плексиглас фонаря кабины. Тогда Карасев решил таранить.

Уравняв скорость, он стал подводить винт своего самолёта к стабилизатору разведчика. Но воздушной струёй от винтов "Юнкерса" его так тряхнуло, что с него сорвало кислородную маску и лётные очки. Дав газ, лётчик попытался таранить второй раз, но снова его истребитель отбросило в сторону воздушной струей. Карасёв направил крыло своего истребителя МиГ-3 на хвост "Юнкерса". На этот раз, с третьей попытки, таран удался.

Силой удара наш пилот был выброшен из кабины. Опускаясь на парашюте, он видел под собой Бельбек и аэродром Кача. Недалеко от него опускались на парашютах и два немецких лётчика. Приводнившись в море недалеко от берега, Карасёв и немцы находились в воде почти час, прежде были подобраны нашими катерами.

http://airaces.narod.ru/all5/ryzhov1.jpg
Черноморские лётчики, таранившие самолёты противника
(слева направо): С. Е. Карасёв, Е. М. Рыжов и Н. И. Савва.

За таран Карасёв был награждён орденом Красного Знамени. Закончил войну он в звании Майора, будучи заместителем командира 11-го Гвардейского ИАП ВВС ЧФ. Всего сбил лично 11 вражеских самолётов и ещё несколько в группе, за что был награждён 12 орденами и медалями.

Интересно, что немецкими архивными данными факт таран полностью подтверждается. В документах сообщается, что в тот день разведывательные самолёты совершили 8 полётов над акваторией Чёрного моря. С задания не вернулись 2 самолёта: Do-215  (заводской № 0045) и Ju-88  (заводской № 555). Второй самолёт был из 3-го отряда 121-й группы дальней разведки. Он вылетел в 6 часов 12 минут на разведку района Одесса - Севастополь и пропал без вести. Его экипаж состоял из пилота фельдфебеля Гейнца Зенкпиля, штурмана лейтенанта Йозефа Вурцеля, радиста унтер - офицера Ганса Корреля и стрелка унтер - офицера Герберта Лахманна. Вне всякого сомнения, именно этот самолёт и был таранен Карасёвым.

18 Октября 1941 года снова отличился лётчик 32-го полка. На этот раз героем тарана стал Лейтенант Николай Иванович Савва. В паре с Лейтенантом Евграфом Рыжовым, он, на высоте 6000 метров атаковал вражеский разведчик Do-215 в районе Балаклавы. Пулемётным огнём немецких стрелков у самолёта Рыжова был повреждён мотор  (снова, как и в бою 25 Июля, он был подбит!). Рыжов вынужден был выйти из боя и вернуться на свой аэродром. Ведя бой в одиночку, Савва заставил замолчать стрелка и вывел из строя один из моторов разведчика. В ходе боя боеприпасы закончились. Тогда Савва прибавил скорость и направил свой МиГ-3 на правый киль вражеского самолёта. Лопасти винта отрубили рули управления у "Дорнье".

Разведчик загорелся, вошёл в штопор и рухнул в море в 40 километрах от берега. Четыре немецких лётчика успели выпрыгнуть с парашютами и опустились в море. Наш лётчик совершил вынужденную посадку на воду на траверзе Балаклавы. Его самолёт вскоре затонул, а лётчика через 2 часа подобрал наш сторожевой катер. Продолжая поиск, катер нашёл одного немца, но он был уже мёртв. За этот таран Савва был награждён орденом Красного Знамени.

По немецким данным 18 Октября 1941 года не вернулся с задания Do-215  (заводской № 0063) 3-го отряда группы дальней разведки верховного главнокомандования Люфтваффе. Его экипаж в составе пилота лейтенанта Петерсена, штурмана лейтенанта Катервальда, радиста фельдфебеля Кауфманна и стрелка унтер - офицера Германна считается пропавшим без вести. Теперь с полной уверенностью можно сказать, что самолёт был таранен Саввой.

http://airaces.narod.ru/all2/gaid_215.jpg
Немецкий самолёт Dornier Do-215

Стоит сказать, что Н. И. Савва продолжал защищать Севастополь. Затем, в звании Старшего лейтенанта командиром звена 7-го ИАП, он участвовал в обороне Кавказа. Всего он уничтожил 5 самолетов. 14 Января 1942 года при взлёте с аэродрома Анапа в сложных погодных условиях он своим истребителем МиГ-3 задел за водонапорную башню, разбился и погиб. Похоронен Савва в Анапе.

12 Ноября 1941 года в 4 часа дня Младший лейтенант Яков Матвеевич Иванов из того же 32-го авиаполка взлетел с аэродрома Херсонес для отражения налёта на Севастополь.

В паре с героем предыдущего тарана Саввой он вступил в бой с 9 бомбардировщиками Не-111. Израсходовав боеприпасы, Иванов винтом своего истребителя МиГ-3 нанёс таранный удар по хвосту одного из бомбардировщиков. Немецкий самолёт упал и взорвался, а Иванов благополучно посадил свой "МиГ" на аэродром. Повреждения на истребителе оказались незначительными: слегка погнулась лопасть винта, и лопнул валик привода масляной помпы. Это был первый случай на Черноморском флоте, когда лётчику, совершившему воздушный таран, удалось сохранить самолёт.

http://airaces.narod.ru/all10/ivanv_y1.jpg
Я. М. Иванов.

Родился 17 Октября 1916 года в деревне Селиваново, ныне Волотовского района Новгородской области, в семье крестьянина. С 1933 года жил и учился в Москве. Окончил Высшую парашютную школу, затем работал инструктором - лётчиком Новгородского аэроклуба. В Ноябре 1939 года принят в Ейское военно - морское авиационное училище. После окончания его, в 1941 году, служил пилотом в авиации Черноморского флота.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня, защищал Севастополь. 12 Ноября 1941 года лётчик 32-го истребительного авиационного полка (ВВС Черноморского флота) Младший лейтенант Я. М. Иванов в воздушном бою таранил вражеский бомбардировщик. 16 Ноября 1941 года, при отражении налёта на Севастополь, сбил один вражеский самолёт, другой таранил. В этом бою погиб.

+ Читати більше

11 Января 1942 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем Героя названа улица в городе Чудово Новгородской области, на ней установлена мемориальная доска. В посёлке Кача Крымской области и в Севастополе установлены бюсты Героя.

По данным немецких архивов 12 Ноября 1941 года из налёта на Севастополь не вернулся один Не-111  (заводской № 4277) 1-й группы 27-й бомбардировочной эскадры "Бёльке". Его экипаж в составе пилота обер - фельдфебеля Вильгельма Гофмана, штурмана унтер - офицера Карла Рёделя, радиста ефрейтора Гейнца Гросса, механика унтер - офицера Йозефа Гахманна и стрелка унтер - офицера Вильгельма Ганкена пропал без вести. Совершенно очевидно, что именно этот самолёт был таранен Ивановым. Поразительно, но буквально через 4 дня Иванов совершил ещё один таран, причём опять же подтверждённый данными противной стороны.

16 Ноября 1941 года в вечернее время Иванов снова участвовал в отражении массированного налёта 39 немецких самолётов на Севастополь. В воздушном бою он сбил один истребитель Ме-109, а затем, израсходовав боеприпасы, таранил винтом бомбардировщик Do-215. Удар был настолько сильным, что вражеский самолёт развалился на куски. Но при этом, к сожалению, погиб и Иванов. Его истребитель упал в море в 5 километрах от берега на траверзе посёлка Бельбек.

В действительности, судя по документам противника, во время этого налёта на Севастополь немецкие истребители потерь не имели. Не имели потерь и самолёты Do-215. Зато зафиксирован таран русского истребителя, в результате чего был сбит один Не-111  (заводской № 4516) 3-й группы 27-й бомбардировочной эскадры "Бёльке". Пилот бомбардировщика лейтенант Вернер Кокотт спасся на парашюте и был взят в плен, а штурман фельдфебель Вернер Фрайденштайн погиб. Три других члена экипажа: радист фельдфебель Франц Тыралла, механик фельдфебель Карл Гельд и стрелок фельдфебель Карл Видер пропали без вести.

http://airaces.narod.ru/all/he111_2.jpg
Heinkel He-111

В документах были также обнаружены данные, на которые следует обратить особое внимание. Дело в том, что в воздушном бою над Севастополем немецкий лётчик 77-й истребительной эскадры обер - лейтенант Вальтер Нонн сбил один советский истребитель МиГ-3. Кто знает, возможно, это был повреждённый самолёт Иванова, который после тарана пытался совершить вынужденную посадку, но стал жертвой Нонна?

Михаил Жирохов, Олег Каминский.
airaces.narod.ru/all/tarans_chm.htm

Share

4

Re: Воздушные бои над Очаковом, 1941 г.

продолжение статьи...

+ Читати більше

Итак, по достоверным и подтверждённым данным Иванов уничтожил таранными ударами 2 самолёта 27-й эскадры. За эти воздушные тараны Иванову, первому на Черноморском флоте, 17 Января 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего в боях за Севастополь он уничтожил 5 вражеских самолётов.

Тараны над морем совершались не только в первый год войны - несколько таранов отмечено и в следующем 1942 году.

2 Апреля 1942 года 7-й ИАП получил приказ прикрыть с воздуха конвой в составе танкера "Валериан Куйбышев", транспортных кораблей "Серов" и "Березина", эсминца "Незаможник" и двух сторожевых кораблей. Наши истребители, попеременно, вылетали к конвою с аэродрома Анапа. В боях над морем ими был сбит один немецкий разведчик.

За час до наступления сумерек, в 18 часов 20 минут, на прикрытие конвоя, в паре с сержантом Леонидом Севрюковым, вылетел Капитан Василий Евграфович Чернопащенко. Видимость ухудшалась, быстро наступали сумерки. Силуэты кораблей почти слились с морем и, чтобы лучше их видеть и охранять, самолёты снизились до высоты 1000 метров. Конвой уже прошёл траверз Анапы, когда в глубоких сумерках, на малой высоте, лётчики обнаружили 2 вражеских торпедоносца "Гамбург-140". В завязавшемся воздушном бою Чернопащенко сбил одного из них. В этот момент на танкер с кормы вышел в атаку второй вражеский самолёт. Чернопащенко ринулся преследовать его. Торпедоносец, маневрируя на малой высоте, вышел на боевой курс. Истребитель МиГ-3 Чернопащенко оказался рядом, но правее. Вероятно, у нашего лётчика закончились боеприпасы. Тогда винтом своего самолёта Чернопащенко отрубил торпедоносцу хвост, но и сам, вместе с истребителем упал в морскую пучину и погиб. За таран Чернопащенко был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Необходимо сказать, что, несмотря на поистине героические усилия и жертвы советских лётчиков и моряков, танкер с ценнейшим грузом - 2.500 тонн бензина, 1.000 тонн керосина, 300 тонн нигрола и 200 тонн машинного масла - сохранить не удалось. В районе мыса Железный Рог он был атакован немецкими самолётами, торпедирован и потоплен.

Blohm und Voss На-140V-1
Следует также сказать следующее. Во - первых, немецкий самолёт - торпедоносец Blohm und Voss На-140 был создан всего в трёх опытных экземплярах и серийно не строился  ( соответственно, в боевых действиях не участвовал ). Поскольку, верфи фирмы "Блом и Фосс" находились в Гамбурге, некоторые машины имели обозначение "На"  ( На-137, На-139, На-140 ), а другие - "BV" ( BV-138, BV-141, BV-142, BV-222 ). Следует отметить, что по непонятной причине, черноморцы упорно, всю войну, называли "Гамбургами" не только трёхмоторную летающую лодку Blohm und Voss BV-138, но и одномоторный гидросамолёт Arado Ar-196.

http://airaces.narod.ru/all/ha140_1.jpg
Опытный гидросамолёт Blohm und Voss На-140V-2 в полёте, 1938 год.

Ещё более непонятным было то, что наши, почему - то, считали BV-138 торпедоносцами. На самом же деле это были летающие лодки, которые, входя в состав 125-й морской разведывательной группы, предназначались для разведывательных заданий и борьбы с подводными лодками.

Blohm und Voss BV-138

Немецкая многоцелевая летающая лодка Blohm und Voss BV-138.
Вернёмся назад, к нашему повествованию о событиях 2 Апреля 1942 года. В тот день, в боях над конвоем не был сбит ни один немецкий самолёт. По архивным немецким документам 2 Апреля 1942 года 3 торпедоносца Не-111 из 2-й группы 26-й бомбардировочной эскадры "Львиная" сбросили западнее Анапы 6 торпед на танкер, идущий в конвое. Одна из торпед попала в цель, танкер загорелся и затонул. В воздушном бою экипажи торпедоносцев сбили один советский истребитель. Из этого следует, что, пытаясь нанести таранный удар, Чернопащенко был сбит огнём стрелков и пал смертью храбрых в бою.

http://airaces.narod.ru/all12/sevrykov.jpg
Л. И. Севрюков.

Родился 2 Апреля 1922 года в городе Ставрополь в семье рабочего. С 1940 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских пилотов.

В боях Великой Отечественной войны с 1941 года. Лётчик 7-го истребительного авиационного полка  (62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) сержант Л. И. Севрюков совершил 151 боевой вылет, сбил 4 вражеских самолёта. 28 Апреля 1942 года, защищая Новороссийск, сбил 2 самолёта, в том числе один тараном, и сам погиб. 23 Октября 1942 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Похоронен на родине.

Навечно зачислен в списки воинской части. На родине установлен бюст Героя, его именем названа улица в городе.

Несомненно, смелая таранная атака Чернопащенко произвела сильное впечатление на его молодого ведомого сержанта Леонида Ивановича Севрюкова. Вероятно, поэтому, он вскоре повторил подвиг своего командира.

Во второй половине дня 28 Апреля 1942 года Севрюков вылетел в составе полка отражать налёт 33 немецких самолётов на Новороссийск. Наши лётчики встретили врага в 25 километрах от города. Завязался ожесточённый бой. Севрюков вёл бой против 8 Ju-88. Ему удалось сбить один из них. Но вскоре у него закончились боеприпасы. Тогда он направил свой ЛаГГ-3 на один из "Юнкерсов" и отрубил ему хвост. Вражеский самолёт упал, но погиб и наш лётчик. С воинскими почестями он был похоронен в своём родном городе Ставрополе.

За таран Севрюкову 23 Октября 1942 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он был также навечно зачислен в списки части. Всего Л. И. Севрюков совершил 151 боевой вылет и сбил 4 самолёта противника.


Экипаж Ju-88 перед вылетом.

По немецким данным 28 Апреля 1942 года налёт на Новороссийский порт и аэродром совершили 12 самолётов Ju-88 из 3-й группы 1-й учебной бомбардировочной эскадры и 18 самолётов Ju-88 из 1-й группы 51-й бомбардировочной эскадры "Эдельвейс". В бою экипажи 51-й эскадры сбили 2 советских истребителя  ( один И-16 и один самолёт неустановленного типа ). При этом 51-я эскадра потеряла 2 бомбардировщика. Один из них от огня зенитной артиллерии, но его экипаж не пострадал.

Между тем, из воздушного боя не вернулся Ju-88  ( заводской № 5893 ). Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Фридриха Клингенбиля, штурмана обер - фельдфебеля Эрнста Кёзера, радиста фельдфебеля Вальтера Прайзера и стрелка ефрейтора Йозефа Генсена пропал без вести.

Можно предположить, что этот "Юнкерс" был уничтожен в результате тарана Севрюкова. Однако полной уверенности в этом нет, так как на этот самолёт претендуют и другие советские лётчики, которые, по официальным данным, сбили в тот день под Новороссийском 9 немецких самолётов.

Немецкий самолёт Ju-88

10 Июля 1942 года лётчик 62-го ИАП ВВС ЧФ сержант Николай Константинович Зиновьев, в паре с ведущим Григорием Гокинаевым, вылетел с полевого аэродрома Мысхако на патрулирование. В районе Абрау - Дюрсо лётчики заметили 3 немецких бомбардировщика, идущих курсом на Новороссийск. Выполняя маневр для атаки, лётчики потеряли друг друга в облаках, и Зиновьеву пришлось вступить в бой одному. После нескольких атак у него закончились боеприпасы. Оставшись безоружным, он винтом своего истребителя ЛаГГ-3 таранил немецкий Ju-88, уничтожил его, но и сам погиб.

За таран Н. К. Зиновьев был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Всего на его счету 2 сбитых самолёта врага.

Но, обращаясь к немецким документам, приходится признать, что таран Зиновьева не выглядит таким бесспорным. Так, по данным противника, в тот день, налёт на гавань Новороссийска совершили 5 самолётов Ju-88 из 1-й учебной бомбардировочной эскадры. Их целью был плавучий док, но серии бомб легли не точно и упали на склады и жилые дома, расположенные в районе гавани. Истребители Ме-109 из 3-й группы 77-й истребительной эскадры, сопровождавшие бомбардировщики, сбили в районе Новороссийска 3 советских истребителя  ( один Як-1 и два И-15 ). Их сбили лейтенант Хорст Мароцке, обер - фельдфебель Герберт Кайзер и фельдфебель Вильгельм Баумгартнер. Кроме того, ещё один истребитель был сбит предположительно. Немецкие бомбардировщики и истребители никаких потерь не имели. Поэтому, вполне вероятно, Зиновьев был сбит немецким истребителем.

Ровно через месяц в небе над Новороссийском был совершён двойной таран. Героем этого удивительного подвига стал лётчик того же 62-го полка Младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов.

http://airaces.narod.ru/all11/boris_ma.jpg
М.А. Борисов.

Родился 11 Ноября 1917 года в селе Топтыково, ныне Чаплыгинского района Липецкой области, в семье крестьянина. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Работал инструктором - лётчиком во Фрунзенском аэроклубе Москвы. В 1941 году призван в ряды Военно - Морского Флота.

С Июля 1942 года в действующей армии. 7 Июля 1942 года первым из лётчиков полка уничтожил вражеский самолёт Ju-88, а 3 и 4 Августа 1942 года сбил ещё 2 самолёта. За непродолжительный период участия в Великой Отечественной войне совершил 100 боевых вылетов.

10 Августа 1942 года лётчик 62-го истребительного авиационного полка (ВВС Черноморского флота) Младший лейтенант М.А. Борисов участвовал в отражении налёта авиации противника на Новороссийск. Во время боя с 5 вражескими бомбардировщиками уничтожил 3 из них, совершив 2 тарана на горящем истребителе. В этом бою погиб.

6 Мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями. Навечно зачислен в списки воинской части.

Рано утром 10 Августа 1942 года Борисов, в паре с сержантом Василием Холявко, вступил в бой над Новороссийском с 5 Не-111. В бою Борисов подбил один самолёт, но и его ЛаГГ-3 был подожжён огнём вражеских стрелков. Тогда, набрав высоту и развив скорость, он направил свой истребитель на стабилизатор другого Не-111 и таранил его. После этого, уже падая, Борисов сумел протаранить ещё один "Хейнкель". Из сбитых бомбардировщиков спасся на парашюте только один немецкий лётчик, обер - лейтенант Фридрих Фогель, который попал в плен. Борисов тоже выпрыгнул на парашюте, но утонул в море. Высланные ему на помощь катера не смогли найти его.

За двойной таран в одном бою М. А. Борисову 6 Мая 1965 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он зачислен навечно в списки части. Всего Борисов уничтожил 5 вражеских самолётов. Кроме того, один разведчик Ju-88 он принудил к посадке в районе Бельцы ещё до войны, летом 1940 года.

Необходимо добавить, что по официальным советским данным, в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии над Новороссийском в тот день было сбито 19 вражеских самолётов. Так, например, Лейтенанту Константину Егорову были засчитаны 4 воздушные победы. Борисов уничтожил 2 самолёта. По одному самолёту сбили Капитан Стефан Войтенко, Капитан Константин Боруздин, Лейтенант Борис Маслов, сержант Василий Холявко и другие.

В действительности же, немецкие документы подтверждают потерю только 3 самолётов из 2-й группы 55-й бомбардировочной эскадры "Гриф". Один из Не-111  (заводской № 7063) был таранен советским истребителем и упал в море. Его экипаж в составе пилота обер - лейтенанта Фридриха Фогеля, штурмана унтер - офицера Курта Рёмера, радиста фельдфебеля Йозефа Клингера, механика обер - фельдфебеля Августа Отмера и стрелка унтер - офицера Фрица Либига считается немцами погибшим. Второй Не-111  (заводской № 4931) совершил вынужденную посадку на воду после воздушного боя. Его экипаж в составе пилота обер - фельдфебеля Пауля Кёнига, штурмана обер - ефрейтора Герберта Штайнера, радиста фельдфебеля Людвига Нонненмахера, механика ефрейтора Гельмута Кервина и стрелка обер - ефрейтора Генриха Катцера пропал без вести. Третий Не-111   (заводской № 7188) также был потерян в результате воздушного боя. Из его экипажа погиб стрелок унтер - офицер Вилли Бюлер, остальные члены экипажа не пострадали.

Итак, один таран Борисова безусловно подтверждается немецкой стороной. Ещё один из самолётов, с условной долей вероятности, можно считать уничтоженным тараном предположительно.

10 Сентября 1942 года лётчикам 62-го полка был засчитан очередной воздушный таран. Произошло это при следующих обстоятельствах. Лётчик Фёдор Денисович Шапошников на Як-1  (№ 0686), в составе четвёрки истребителей под командованием Капитана Сёмена Мухина, вылетел на сопровождение наших бомбардировщиков ДБ-3Ф. После выполнения задания, возвращаясь на свой аэродром, лётчики получили по радио приказ уничтожить немецкий самолёт Fokke-Wulf FW-189, корректировавший огонь вражеской артиллерии по нашим войскам. Над перевалом между Кабардинкой и Геленджиком, Капитан С. Мухин первым атаковал корректировщик, но промахнулся. После атаки, он увидел, как на большой скорости, снижаясь, курсом на север уходил вражеский самолёт. Его неотступно преследовал истребитель Шапошникова. На высоте не более 200 метров, Шапошников правой плоскостью своего истребителя ударил корректировщик. Вражеский самолёт резко пошёл с крутым креном вниз и врезался в лес на склоне горы. Но от сильного удара у советского истребителя отлетел кусок крыла, и он упал на землю. Отважный лётчик погиб.

За таран Шапошников был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Тут нелишне будет заметить, что для него этот последний бой стал своеобразным "искуплением". Дело в том, что Шапошников ещё в начале войны, в звании Капитана, был командиром звена 9-го ИАП ВВС ЧФ. В воздушных боях сбил несколько самолётов. Но после одного тяжёлого боя был несправедливо обвинён в трусости, разжалован и рядовым лётчиком отправлен в 62-й полк. Нетрудно представить себе, с какими чувствами лётчик решился на смертельно опасную таранную атаку.

Однако не всё ясно с протараненным корректировщиком. Правда, немецкие данные подтверждают, что 5-й отряд 11-й группы ближней разведки потерял тогда один FW-189  ( заводской № 183 ). Но считается, что он был сбит зенитным огнём в районе Червинной, причём его экипаж не пострадал. Поэтому случай с тараном Шапошникова требует дополнительной проверки.

18 Сентября 1942 года лётчиком 62-го полка Капитаном Семёном Степановичем Мухиным воздушным тараном была уничтожена ещё одна "Рама". В тот день, на рассвете, он в паре с Лейтенантом Борисом Масловым, вылетел с аэродрома Геленджик для уничтожения вражеского корректировщика. Немецкий самолёт - разведчик FW-189 корректировал огонь дальнобойной артиллерии по позициям нашей береговой батареи. Наши лётчики атаковали вражеский самолёт, но тот яростно защищался. Пулей немецкого стрелка Мухин был ранен в левую руку, к тому же, у него закончился боезапас. Атака его напарника Маслова также закончилась неудачей. Тогда Мухин лопастями винта своего ЛаГГ-3 ударил по хвостовому оперению корректировщика. После этого, накренив истребитель на крыло, он отстегнул привязные ремни и на высоте 3500 метров вывалился из кабины повреждённого самолёта. Его ЛаГГ-3 упал в кусты у шоссе Новороссийск - Геленджик. А раненый лётчик на парашюте стал опускаться в море. Недалеко от него спускались на парашютах два немца.

Неожиданно немцы стали стрелять по Мухину из пистолетов. Наш лётчик тоже достал пистолет, и в этой необычной воздушной дуэли на парашютах застрелил обоих врагов. Через 40 минут его подобрал наш катер. На борт катера были подняты также трупы немецких лётчиков. За воздушный таран Мухин был награждён орденом Красного Знамени.

Fokke-Wulf FW-189
Немецкие документы подтверждают, что в тот день не вернулся с задания в районе Кабардинка - Геленджик самолёт FW-189 из 7-го отряда 32-й группы ближних разведчиков. Его экипаж в составе пилота фельдфебеля Германа Вальдманна, штурмана лейтенанта Карла Кольшмидта и стрелка унтер - офицера Рихарда Витта до сих пор считаются пропавшими без вести и разыскиваются германской службой Красного Креста. Сейчас уже с полной уверенностью можно сказать, что эти лётчики погибли в результате тарана Мухина.

По всей видимости, это был последний таран в 1942 году. Затем, в 1943 году господство в воздухе постепенно стало переходить к нашим лётчикам и количество воздушных таранов значительно уменьшилось.

Утром 7 Августа 1943 года таранил вражеский самолёт командир звена 9-го ИАП из 11-й ШАД ВВС ЧФ Лейтенант Василий Александрович Калинин. В составе эскадрильи истребителей Капитана Николая Азарова, он вылетел на сопровождение 6 штурмовиков Ил-2. Наши самолёты успешно нанесли бомбово - штурмовой удар по плавсредствам противника в районе мыса Железный Рог. При возвращении на свой аэродром, наши самолёты были атакованы над морем у Анапы вражескими истребителями Ме-109. Завязался ожесточённый воздушный бой, в ходе которого один из немецких истребителей сумел приблизиться к штурмовикам на дистанцию огня. Стремясь сорвать атаку врага, Калинин на большой скорости повёл свой ЛаГГ-3 в лобовую атаку. Он выпустил по врагу длинную очередь, но немец не отвернул. Спустя несколько секунд, произошло лобовое столкновение, и горящие обломки обоих самолётов посыпались в воду. Наш лётчик не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб. Всего на счету В. А. Калинина было 7 сбитых самолётов врага, за что он был награждён двумя орденами Красного Знамени.

По немецким данным 7 Августа 1943 года в воздушном бою в районе Анапы 2-я группа 52-й истребительной эскадры потеряла двух пилотов. Один из них, фельдфебель Эрнст Шрюндер был сбит и пропал без вести. Другой, обер - фельдфебель Вернер Кваст, во главе четвёрки самолётов, вёл бой с группой советских истребителей и штурмовиков. Кваст сбил 3 истребителя "Аэрокобра" и атаковал четвёртый. После атаки снизу пытался проскочить под "Аэрокоброй", но подбитый им самолёт, уже падая, протаранил его, и оба самолёта упали в море. Кваст успел выпрыгнуть с парашютом из своего истребителя Ме-109  ( заводской № 15844 ), был подобран из воды и пленен моряками советского военного корабля.

Между прочим, Кваст был известным асом Люфтваффе, награждённым Рыцарским крестом за 84 сбитых советских самолёта. Бесспорно, карьера немецкого аса закончилась в результате столкновения с советским лётчиком. Остается непонятным лишь упоминание различных типов самолётов, участвовавших в бою.

В истории воздушных таранов над Чёрным морем зафиксированы и два случая тарана экипажами штурмовиков.

23 Сентября 1943 года пилот 47-го ШАП  ( 11-я ШАД ВВС ЧФ ) сержант Михаил Павлович Колодий, на штурмовике Ил-2 возвращался после своего первого боевого вылета и штурмовки на аэродром. Кроме пилота, на борту самолёта находился также воздушный стрелок краснофлотец Евгений Евдокимович Алёхин. В районе порта Сенная на Таманском полуострове Ил-2 был внезапно атакован из - за облаков двумя немецкими истребителями Ме-109. Экипаж нашего самолёта принял бой, хотя боеприпасы были на исходе. Расстреляв боекомплект, Колодий направил штурмовик на один из немецких истребителей, и оба самолёта упали в плавни. Экипаж штурмовика погиб. После войны при рытье Темрюкского оросительного канала наш Ил-2 был обнаружен. Останки экипажа были торжественно похоронены в совхозе "Преображенский".

К сожалению, документы противника не дают однозначного ответа, и не признают факт тарана штурмовика. Они, правда, подтверждают потерю 1-й группой 52-й истребительной эскадры над Таманским полуостровом одного Ме-109  ( заводской № 15573 ). Но, считается, что он был сбит в воздушном бою атакой снизу, причём его пилот унтер - офицер Альфонс Кляйн  ( впоследствии кавалер Рыцарского креста ) спасся на парашюте, хотя и получил перелом рёбер. Ещё 2 истребителя группы получили незначительные повреждения при неудачной посадке на аэродром Тамань. Поэтому, вопрос о таране Колодия нельзя считать окончательно решённым.

Второй таран штурмовика произошёл 3 Ноября 1943 года. Совершил его командир звена того же 47-го ШАП Лейтенант Борис Наумович Воловодов. Во второй половине дня, в сложных метеорологических условиях, он, во главе звена из трёх Ил-2 штурмовал немецко - румынские войска в районе посёлка Эльтиген   ( ныне в черте города Керчь ). Вместе с Воловодовым, в кабине самолёта находился также штурман младший Лейтенант Василий Леонтьевич Быков. Израсходовав во время штурмовки все боеприпасы, самолёты стали уходит от цели. В это время появились немецкие бомбардировщики Ju-88, в сопровождении двухмоторных многоцелевых самолётов Ме-110, и направились к позициям наших десантников.

Приказав своим ведомым Младшим лейтенантам Василию Бурлаченко и Алексею Семёнову уходить на свой аэродром, Воловодов развернулся навстречу врагу и в лобовой атаке таранил ведущий Ju-88. Оба самолёта взорвались в воздухе. Воловодов и Быков были похоронены в братской могиле посёлка Эльтиген.

За таран лётчики были посмертно награждены: Воловодову 17 Ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза, а Быков был награждён орденом Красного Знамени.

Хотя данные противника за 3 Ноября подтверждают потерю одного самолёта, но отображают события несколько иначе. В немецких документах говорится, что в тот день боевые действия в районе Эльтигена были сильно затруднены из - за плохих погодных условий. Было совершено всего 23 боевых вылета. При этом в воздушном бою у Керчи был сбит истребитель Ме-110  ( заводской № 5200 ) из 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей. Его экипаж в составе пилота обер - лейтенанта Губерта Райхельта и радиста унтер - офицера Шрайбера погиб. Судя по всему, наблюдавшие за воздушным боем советские солдаты ошиблись в определении типа протараненного немецкого самолёта. На самом же деле, под лобовой удар Воловодова попал не бомбардировщик Ju-88, а многоцелевой самолёт Ме-110.

Messershmitt Me-110
Это был последний таран черноморских лётчиков в течение Великой Отечественной войны. В следующем 1944 году не было зафиксировано ни одного воздушного тарана, хотя до окончания войны на Чёрном море боевые действия продолжались ещё 9 месяцев. Затем фронт покатился дальше на Запад, и Чёрное море осталось глубоко в тылу.

*     *     *
В заключении хотелось бы остановится ещё на одном интересном моменте.

Долгое время советская пропаганда изображала вражеских лётчиков трусами, не способными на подвиг. Утверждалось, что лётчики противника воевали только числом и всегда несли потери больше, чем сталинские соколы. Стереотипным было и категорическое утверждение, что за всю войну ни один вражеский лётчик не решился на воздушный таран. Только в последние годы, с появлением ряда работ освещающих историю авиации более объективно, мы начинаем понимать, каким сильным противником были пилоты Люфтваффе. Они часто шли в лобовые атаки, смело атаковали с близкого расстояния. При этом нередко происходили столкновения с самолётами или с их обломками. Правда, немцы не считали подобные случаи таранами, а относили их к разряду обычных столкновений. В отличие от советских лётчиков, тараны среди вражеских лётчиков долгое время, до середины 1944 года, не пропагандировались. Были, конечно, и случаи настоящих таранов. Немало подобных случаев произошло на советско - германском фронте, в том числе и над акваторией Чёрного моря.

Ниже приводятся лишь несколько таких случаев, известных на сегодняшний день. В эту статистику включены не только столкновения над морем, но и столкновения вражеских самолётов с самолетами ВВС Черноморского флота, даже если они произошли над сушей. Правда, некоторые случаи являются спорными. Дело в том, что при гибели от столкновения двух истребителей обеих сторон, практически невозможно точно определить, был ли это чей - то умышленный воздушный таран или банальное случайное столкновение в воздухе.

Первый таран немецкого лётчика над Чёрным морем был зафиксирован 3 Августа 1941 года. В тот день, 32 советских бомбардировщика ДБ-3 и СБ-2 совершили массированный воздушный налёт на Констанцу. На их перехват вылетели по тревоге истребители 1-й группы 2-й учебной эскадры Люфтваффе. В период с 13 часов 50 минут до 14 часов 18 минут, на подходах к румынскому порту разыгралось ожесточённое воздушное сражение, в котором немцы сбили 6 ДБ-3 и 5 СБ-2. В ходе боя один из лётчиков группы, фельдфебель Шайб, на истребителе Ме-109 столкнулся во время атаки с бомбардировщиком ДБ-3Ф в 50 километрах восточнее Констанцы. Шайб успел выпрыгнуть с парашютом, приводнился в море и был подобран немецким спасательным гидросамолётом Heinkel He-59. Экипаж ДБ-3Ф упал вместе с самолётом в морскую пучину и погиб. Фамилии погибших лётчиков установить не удалось. Известно только, что в тот день из налётов на Констанцу не вернулись 3 бомбардировщика ВВС Черноморского флота: два ДБ-3Ф 2-го МТАП  (пилотом одного из них был Старший лейтенант И. А. Одинцов) и один СБ-2 40-го БАП  (пилот Лейтенант П. Поправка).

За весь 1942 год немецкие лётчики не совершили ни одного тарана в районе Чёрного моря, зато в 1943 году с истребителями Люфтваффе произошло 5 подобных случаев.

20 Апреля 1943 года, пилот 2-й группы 52-й истребительной эскадры, фельдфебель Ганс Гляйсснер столкнулся в районе Анапы с советским истребителем, который он подбил. Вместе со своим самолётом Ме-109 немецкий лётчик упал в море и погиб. Нелишне будет заметить, что Гляйсснер был опытным асом, имел на своём счету 37 сбитых советских самолётов и был награждён Германским золотым крестом. С кем из советских лётчиков столкнулся ас, установить не представляется возможным, так как в тот день, по официальным советским данным, в районе Кубани было сбито 39 наших самолётов.

В ночь на 14 Июня 1943 года, обер - лейтенант Ганс Янке, пилот 10-го отряда 1-й эскадры тяжёлых истребителей, атаковал в районе Керчи советский бомбардировщик Ил-4. Советский лётчик умело маневрировал, и несколько раз ему удавалось благополучно уходить от огня противника в темноту. Но немецкий истребитель был вооружён радиолокатором, и с его помощью Янке снова находил наш самолёт. Неожиданно, во время 6-й атаки, истребитель столкнулся с бомбардировщиком. Янке был ранен, но вместе со своим радистом унтер - офицером Пфеферсом выпрыгнул с парашютом из повреждённого самолёта Ме-110  (заводской № 6257). Немцы благополучно приводнились в море и в 5 часов утра были подобраны немецким спасательным гидросамолётом Dornier Do-24.

Dornier Do-24

Немецкая тяжёлая многоцелевая летающая лодка Dornier Do-24.

Был также подобран и взят в плен пилот советского самолёта Капитан Василий Андреев. Остальные члены экипажа, штурман Лейтенант Степан Гудзь, воздушные стрелки сержанты Пётр Хоменко и Иван Зыбка погибли. Этот экипаж входил в состав 5-го Гвардейского БАП ВВС ЧФ. Интересно, что в дальнейшем Андрееву удалось бежать из плена. Он воевал в партизанском отряде, а в Апреле 1944 года вернулся в свой полк.

7 Августа 1943 года пилот 2-й группы 52-й истребительной эскадры, кавалер Рыцарского креста, обер - фельдфебель Вернер Кваст столкнулся в районе Анапы с советским истребителем Лейтенанта В. А. Калинина. Поскольку обстоятельства этого столкновения изложены выше, нет смысла повторять их. Следует лишь напомнить, что оба истребителя врезались друг в друга во время стремительной лобовой атаки, в которой наш лётчик погиб. Поэтому, к сожалению, нельзя с полной уверенностью сказать о действительных причинах этого воздушного тарана.

Ещё один кавалер Рыцарского креста, обер - фельдфебель Йозеф Коциок, пилот 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей, совершил ночной таран при следующих обстоятельствах. В ночь на 27 Сентября 1943 года он, на истребителе Ме-110  ( заводской № 6392 ), атаковал в 20 километрах южнее Керчи советский бомбардировщик Ил-4. Ему удалось подбить наш самолёт, но при выходе из атаки он столкнулся с ним. Коциок отдал приказ своему радисту фельдфебелю Александру Вегергоффу покинуть самолёт, и тот благополучно приземлился на парашюте. Какое то время Коциок пытался вести свой повреждённый самолёт к аэродрому, но затем вынужден был оставить его. Однако парашют не раскрылся и Коциок погиб. На счету этого немецкого аса было 33 сбитых советских самолётов. Погиб и экипаж советского Ил-4, упавший в море. Фамилии лётчиков пока не известны, удалось только установить, что это был экипаж морской авиации.

3 Ноября 1943 года произошёл последний воздушный таран, с участием летчика того же 5-го отряда 200-й эскадры ночных истребителей. Обер - лейтенант Губерт Райхельт, выполняя задание по сопровождению бомбардировщиков Ju-88, в районе Эльтигена столкнулся с советским штурмовиком морской авиации Лейтенанта Б. Н. Воловодова. Обстоятельства этого тарана также были описаны выше. Но, как и в случае с Калининым и Квастом, здесь также необходимо подчеркнуть, что самолёты столкнулись в лобовой атаке, причём, на этот раз погибли оба экипажа. Поэтому, на вопрос, был ли это геройский поступок или трагический случай в воздухе, никто и никогда, с полной уверенностью, уже не ответит.

Остается надеяться, что работа в этом направлении только начинается, и вполне вероятно в ближайшее время будут найдены новые материалы, дополняющие эту статью.

Share

5

Re: Воздушные бои над Очаковом, 1941 г.

Разыскиваю могилу лётчика 25-ти лет (1916-1941)

Место гибели: район Очакова
Возможно, недалеко от посадки, недалеко от населенного пункта

Дата гибели: август 1941 г.

Возможно, был подхоронен в какую-то могилу (гражданскую) местными жителями.

Share