1 ( 02-07-2020 11:45:27 змінене kuks70 )

Тема: Донецьк, Україна

Доне́цк (укр. Донецьк; Юзовка в 1869-1924, Сталин в 1924-1929, Сталино в 1929-1961, с 1961 года - Донецк) — город на востоке Украины, на реке Кальмиус. Согласно законодательству Украины — административный центр Донецкой области. С апреля 2014 года контролируется непризнанной так называемой "донецкой народной республикой", поддерживаемой РФ, и рассматривается ею как столица.

Пятый город Украины по количеству населения, численность которого на 1 января 2014 года составляла 950372 человек. На территории, подчинённой Донецкому горсовету, на 1 января 2014 года проживало 965 828 человек.

Украинские власти в ходе "вооружённого конфликта" со стороны РФ на востоке страны перенесли учреждения Донецкой областной государственной администрации сначала в Мариуполь, а в октябре 2014 года — в Краматорск. На данный момент фактическим центром Донецкой области является Краматорск.
   
   
Освоение земель в районе Донецка было начато казаками Войска Донского и Войска Запорожского в XVII веке. В 1869 году валлийцем Джоном Хьюзом (англ. John Hughes) начинается строительство металлургического завода с рабочим посёлком Юзовка (Юзово) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. Юзовка делилась на две части — заводская и «Новый свет». Центральная часть города развивалась вдоль направления на север от металлургического завода к железнодорожной станции. В 1889 году к югу от Юзовки был сооружён машиностроительный и чугунолитейный завод Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда, мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования — ныне Рутченковский машиностроительный завод. В 1916 году построены два коксохимических завода, а в 1917 — первый в Российской империи азотный завод — ныне Донецкий завод химреактивов. С быстрым развитием производственных сил, образованием крупных промышленных предприятий стремительно росло население Юзовки. В 1917 году посёлок Юзовка получил статус города. В составе Украинской Советской Социалистической Республики (с 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик). Сталино — административный центр с апреля 1923 года по 1924 год Юзовского округа, с 1924 года по июнь 1925 года Сталинского округа Донецкой губернии, с июня 1925 года по июль 1930 года административный центр Сталинского округа непосредственно подчинённого правительству Украинской ССР. В 1932 году город стал центром Донецкой области. В 1938 году Донецкая область была разделена на две области: Сталинскую и Ворошиловградскую.

19 октября 1941 года немецкая 1-я танковая армия прорвалась в Сталино. 20 октября 1941 года немецкая 1-я танковая армия заняла город. С 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года город был оккупирован нацистской Германией. В середине 1942 года шла работа по созданию Генерального комиссариата Сталино, и передаче его из-под командования военной администрации гражданским властям. Генеральный комиссариат Сталино включал в себя четыре окружных комиссариата: Мариупольский, Сталинский, Горловский, Ворошиловоградский. Однако, из-за наступления Красной армии от этих планов отказались. В результате Донбасской наступательной операции Красной Армии в августе-сентябре 1943 года город Сталино был освобождён.

9 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Сталинская область переименована в Донецкую и город Сталино переименован в Донецк. Город и область были так названы в честь реки — Северского Донца в 1932 году. На то время в состав области входили современная Донецкая и Луганская области, а Северский Донец был центральной водной артерией.

В апреле 1978 года население Донецка превысило миллион жителей, однако к 2012 году, вследствие демографического кризиса, сильно сократилось. В 2010 году по итогам исследования «Рейтинг ТОП-100. Лучшие города и регионы Украины» Донецк был награждён дипломом первой степени в номинации «Лучший город по уровню социально-экономического развития среди городов с населением свыше 500 тысяч человек».
   
по материалам   
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0 … 1%86%D0%BA

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.
Thanks: mike.kilo1

Share

2 ( 02-07-2020 11:39:15 змінене kuks70 )

Re: Донецьк, Україна

Про першого мера Донецька. Життя і смерть Семена Ієйте
About the first mayor of Donetsk. The life and death of Semyon Yeite
https://www.istpravda.com.ua/articles/2016/03/2/148979/

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.
Thanks: mike.kilo1

Share

3

Re: Донецьк, Україна

Предисловие
Процесс рождения города Донецка можно представить в виде часовой пружины, осью которой стал металлургический завод. Раскручиваясь, эта пружина поглощала все селения и рудники в округе, как вновь возникшие, так и существовавшие до рождения завода.
В районе Партизанского проспекта, на территории Киевского района, существовало волостное селение Александровка, грамота на владение которым была пожалована поручику Е.С. Шидловскому в 1779 году. Шидловский принадлежал к дворянскому роду, происходившему от шляхтича Шило, выехавшего в XIV веке на службу к князю московскому Василию Ивановичу. Поручик Евдоким Степанович Шидловский (1745-1808) был в 1792-1796 годах валуйским уездным предводителем дворянства. Его родной брат служил прокурором Вятского губернского верхнего земского суда.
В селе Александровка в 1782 году при переписи было 206 мужчин и 135 женщин. В 1799 году здесь была освящена церковь во имя преподобного Александра Свирского. На 1911 год в селе было 10 лавок с торговым оборотом 3000 рублей в год.
Разработка александровских шахт началась в 1820 году. Потомки Евдокима Степановича сдавали свои земли в аренду крестьянам, от чего и получали 1/3 часть добываемого теми угля. Крестьянские шахты-дудки были не глубже 25 метров. В конце 1830-х годов их годовая производительность равнялась 20000 пудов (320 т) и наблюдалась тенденция к дальнейшему уменьшению добычи. Ситуация поменялась с 1842 года, когда разработка перешла к князю Воронцову по контракту с Шидловским на 30 лет. Помещику была назначена плата за каждый добытый пуд угля – 2 копейки серебром. Добытый уголь продавался на месте не дороже 4 копеек серебром, тогда как сама добыча обходилась в 2 копейки. Воронцов не преследовал коммерческих целей и не получал прибыли. Во второй половине 1840-х годов добыча на руднике составляла 150000 пудов. Приглашенный князем Воронцовым горный инженер А. Гурьев полностью оборудовал рудник по всем правилам ведения горных работ. Была поставлена паровая водоотливная машина.
В начале 1860-х годов Александровский рудник перешел к князю П. Ливену. Из 9 шахт, заложенных Гурьевым, в это время работало 4: Софиевская, Михайловская, Александровская и Александровский отдушник. Все шахты были укреплены деревом, подъем людей производился по лестницам, отлив воды – деревянными бадьями, а на Софиевской шахте с глубины 30 саженей – паровой машиной мощностью 25 лошадиных сил. Когда владельцем стал князь Ливен – он передал право аренды вместе с шахтами армянину Христофору Иванову.
Существовавший до 1930-х годов Александровский рудник был одним из старейших в Донбассе и принадлежал симферопольскому купцу Христофору Ивановичу Иванову, занимавшемуся добычей каменного угля и его поставкой для нужд Черноморского флота в Севастополь. В конце XIX века разрешение на аренду земли площадью 75 десятин вначале перешло к Новороссийскому Обществу, ставшему хозяином этих земель. В начале XX века сын прежнего арендатора А.Х. Иванов арендовал землю у Новороссийского Общества. Срок аренды постоянно возобновлялся. Цена аренды – 0,5 копейки с пуда добытого угля. «Корни» этого рудника уходят к одной из шахт, заложенных Гурьевым.
Селение Александровка административно относилось к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии. И рождение металлургического завода тоже произошло в Александровской волости Бахмутского уезда (Впоследствии Александровка перестала быть волостным центром. Волость стала именоваться Григорьевской (Григорьевка – село, принадлежавшее Рутченко)). Река Кальмиус являлась границей между Екатеринославской губернией и Областью земли Войска Донского, куда входили нынешние городские районы: Калининский, Буденовский и Пролетарский. От этого и пошло название – Донская сторона.

Страницы 3-4 из книги В.П. Стёпкина «Иллюстрированная история Юзовки-Сталино-Донецка»

-----------------------------------------

Foreword
The birth process of the city of Donetsk can be represented as a clock spring, the axis of which became a metallurgical plant. Unwound, this spring absorbed all the villages and mines in the district, both newly arising and existing before the birth of the plant.
In the area of Partizansky Prospekt, on the territory of the Kiev region, there was a volost village Aleksandrovka, a deed of ownership was granted to lieutenant E.S. Szydlowski in 1779. Shidlovsky belonged to a noble family, descended from the nobleman Shilo, who left in the XIV century to serve in the service of Prince of Moscow Vasily Ivanovich. Lieutenant Evdokim Stepanovich Shidlovsky (1745-1808) was in 1792-1796 the Valuy district leader of the nobility. His brother served as the prosecutor of the Vyatka Provincial Upper Zemsky Court.
In the village of Aleksandrovka in 1782, during the census, there were 206 men and 135 women. In 1799, a church was consecrated here in the name of St. Alexander Svirsky. In 1911, there were 10 shops in the village with a turnover of 3,000 rubles a year.
The development of the Alexander mines began in 1820. The descendants of Evdokim Stepanovich leased their land to peasants, from which they received 1/3 of the coal mined by them. Peasant mine pipes were no deeper than 25 meters. At the end of the 1830s, their annual output was 20,000 pounds (320 tons) and there was a tendency towards a further decrease in production. The situation has changed since 1842, when the development passed to Prince Vorontsov under a contract with Shidlovsky for 30 years. The landowner was charged for each pound of coal mined - 2 kopecks in silver. Mined coal was sold on the spot no more than 4 kopecks in silver, while mining itself cost 2 kopecks. Vorontsov did not pursue commercial goals and did not make a profit. In the second half of the 1840s, mining at the mine was 150,000 pounds. The mining engineer A. Guriev, invited by Prince Vorontsov, fully equipped the mine in accordance with all mining rules. A steam sump was delivered.
In the early 1860s, the Alexander Mine passed to Prince P. Liven. Of the 9 mines laid by Guryev, at that time 4 worked: Sofievskaya, Mikhailovskaya, Aleksandrovskaya and Aleksandrovsky vent. All the mines were fortified with wood, people were lifted up the stairs, water was drained with wooden tubs, and at the Sofievskaya mine from a depth of 30 fathoms, a steam engine with a capacity of 25 horsepower. When Prince Lieven became the owner, he transferred the lease right along with the mines to the Armenian Christopher Ivanov.
The Alexandrovsky mine, which existed until the 1930s, was one of the oldest in the Donbass and belonged to the Simferopol merchant Khristofor Ivanovich Ivanov, who was engaged in the extraction of coal and its supply for the needs of the Black Sea Fleet in Sevastopol. At the end of the 19th century, permission to rent land with an area of 75 acres was initially transferred to the Novorossiysk Society, which became the owner of these lands. At the beginning of the 20th century, the son of the former tenant A.Kh. Ivanov leased land from the Novorossiysk Society. The rental period is constantly renewed. Rental price - 0.5 kopecks per pound of coal mined. The “roots” of this mine go to one of the mines laid by Guryev.
The village of Alexandrovka administratively belonged to the Bakhmut district of the Yekaterinoslav province. And the birth of the metallurgical plant also took place in the Aleksandrovsky volost of the Bakhmut district (Subsequently, Aleksandrovka ceased to be a volost center. The volost became known as Grigoryevskaya (Grigoryevka is a village that belonged to Rutchenko)). The Kalmius River was the border between the Yekaterinoslav Province and the Region of the Land of the Don Army, which included the current urban areas: Kalininsky, Budyonovsky and Proletarsky. From this the name went - the Don side.

Pages 3-4 from the book of V.P. Styopkin “The Illustrated History of Yuzovka-Stalin-Donetsk”

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share