Каждый домохозяин получил от конторы опекунства в Саратове по одной корове, некоторые колонисты еще и по одной лошади. Среди 82 первых домохозяев было пять сапожников, три мельника, два портных, мясник, слесарь, купец, овчинник, плотник, шляпник, столяр, мясник и зеркальщик. Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами.
В конце ХVIII в. колебания размера земель, выделяемого на одну семью, составляли от 2,2 десятин земли в Цуге и до 13,8 десятин в Баратаевке. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. По 10-й ревизии 1857 г. 730 колонистов мужского пола владели землей в размере около 6,9 десятин на душу. Несколько десятилетий продолжалась тяжба колонистов с крестьянами сел Рыбное и Белгородка, вырубившими лес на принадлежавших колонистам Амбартовских островах и с крестьянами графини Васильевой, завладевшими землей колонистов. В результате в 1812–1832 гг. взамен утраченных лесных угодий колонистам были выделены земли в других местах.
Земледелие Заволжья вследствие преобладания трехпольной системы без удобрений отличалось консервативностью, однако урожайность хлебов у немецких колонистов была несколько выше, чем у соседних крестьян. В колонии было развито мукомольное производство. Первую большую водяную мельницу Контора опекунства разрешила обществу колонии построить в 1803 г.
По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось 182 двора, работал базар. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе насчитывался 451 двор, кроме прочего существовали благотворительное общество и приют, два судебно-следственных учреждения, размещалось волостное правление и урядник. В годы советской власти в селе имелось потребительское общество, работала кооперативная лавка. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Беттингера, с 1942 г. село получило название Воротаевка.
Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1808 г. богослужения и школьные занятия проводились в общем школьно-молитвенном доме, появившемся в колонии в первые годы после ее основания. Имена всех шульмейстеров колонии не известны, однако в 1820-е гг. школьным учителем являлся колонист Куфельд. Церковные школы преследовали в основном цели наставления юношества в вере. В школе преподавались закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозного содержания. Обучение вели кюстеры-шульмейстеры.
Среди утраченных дел Саратовской конторы иностранных поселенцев в Государственном архиве Саратовской области имеется «Дело о буйствах в школьном доме общества колонии Баратаевка». Сам документ погиб или был уничтожен, но сохранившийся в описи заголовок свидетельствует не только о том, что в то время в колонии существовало отдельное школьное здание, но и о том, что внимание Конторы опекунства привлекли беспорядки, произошедшие в школе в 1824 г. В начале ХХ в. на центральной площади села было построено новое кирпичное здание приходской школы, сохранившееся по настоящее время.
Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 789 жителей села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Баратаевке посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной, тогда как в других немецких селах дети не посещали школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 410 мальчиков, 379 девочек и работал всего один учитель, житель села Керн. С 1907 г. в селе не было собственного учителя, а с детьми время от времени занимались учителя из соседних колоний. В 1909/1910 учебном году школа была полностью закрыта инспектором колоний, так как община выступила против содержания учителя русского языка. С осени 1910 г. община после четырехлетнего перерыва смогла взять на содержание собственного учителя и приняла решение об открытии земской школы. В 1910 г. земская школа находилась в арендованном помещении, а в 1911 г. было построено новое здание земской школы. После революции 1917 г. обе школы были закрыты, а вместо них создана начальная школа.
Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1780 г. Беттингер относился к приходу Екатериненштадт. С 1780 г. община Беттингер являлась центром вновь созданного лютеранско-реформатского прихода Беттингер (Баратаевка), к которому также относились общины Гларус (Георгиевка), Базель (Васильевка), Цюрих (Зоркино), Шафгаузен (Волково). До 1820 г. к данному приходу относились также колонии Унтервальден, Сузанненталь, Баскаковка, Рязановка, Брокгаузен и Гоккерберг, которые после 1820 г. вошли в состав прихода Рязановка (Неб). Первоначально богослужения проводились в школьно-молитвенном доме. Первая деревянная кирха была построена в Беттингере на средства прихожан в 1808 г. Несмотря на то, что кирха имела статус приходской, она была небольшой по размерам, не имела никаких архитектурных излишеств. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта и составления предварительной сметы. Церковь была освящена в 1808 г. как церковь Святых Петра и Павла.
Со временем старая церковь не соответствовала статусу приходской и не могла вместить всех жителей колонии. С 1863 г. начался ее капитальный ремонт, который привел колонистов к осознанию необходимости строительства новой церкви. К 1871 г. в Беттингере по проекту губернского архитектора Ф. Лагуса была возведена новая деревянная кирха на каменном фундаменте. Архитектура постройки – так называемый «контор-стиль» или «бюрократический стиль», – по мнению современников, была достаточно скромна. Интерьерные и стилевые характеристики этой кирхи были идентичны многим лютеранским и даже католическим поволжским храмам того периода. Однообразный тип церковного здания был широко тиражирован Лагусом во многих немецких поселениях. Особенностью церквей, возведенных в «контор-стиле», стали гипертрофированный масштаб (в здании баратаевской церкви были установлены скамьи для 1000 молящихся), зрительная тяжеловесность трехъярусных колонн и простота строительного решения: деревянная церковь была возведена на каменном основании. В баратаевской кирхе был установлен орган известной немецкой фирмы «Зауер» («Orgelbau W. Sauer») из Франкфурта-на-Одере (Германия), изготовленный и привезенный в Россию в 1872 г.
Во всех пяти колониях прихода действовали собственные филиальные церкви. Первой каменной церковью прихода стала кирха Святой Троицы в Шафгаузене, построенная в 1832 г. Она являлась старейшей каменной кирхой не только в приходе Беттингер, но и среди всех немецких евангелических храмов Поволжья. Деревянная церковь Вознесения Господа в Базеле была возведена в 1839 г., в Гларусе деревянная кирха была сооружена в 1862 г. Некоторые филиальные кирхи прихода Баратаевка представляли собой значительно большую архитектурную ценность и по своей красоте даже превосходили приходскую церковь. Так, настоящим шедевром немецкого зодчества являлась каменная церковь Иисуса в Цюрихе, построенная по проекту берлинского архитектора Е. Якобшталя, подготовленному им в июле 1873 г.
В первые годы после заселения в Поволжье иностранных колонистов в общинах катастрофически не хватало пасторов. В числе самых первых протестантских священников Поволжья церковные хроники многих лютеранских общин упоминают беттингерских пасторов Кристиана Августа Торнова и Клауса Петера Лундберга, которым приходилось проводить богослужения далеко за пределами своей общины. Нехватка священников долгое время оставалась нерешенной проблемой.
Колония Беттингер являлась центром евангелическо-лютеранского пробства нагорной стороны Волги. С 1823 г. для упорядочения духовной жизни в лютеранских колониях был введен титул «пробст» (благочинный, посредник между консисторией и пасторами) и было избрано два пробста для нагорной и луговой стороны Волги. Пробсты подчинялись суперинтендентам и консистории, были обязаны один раз в три года проводить визитацию церквей, ежегодно предоставлять отчеты о своей деятельности в консистории. Они выбирались всеми пасторами и утверждались суперинтендентом. Долгое время резиденция пробста Левобережья находилась в Беттингере.
Далеко за пределами прихода было известно Благотворительное общество Беттингера. По уставу одной из целей общества объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания. Предметами занятия Общества были обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых, содействие в поисках работы способным к труду, воспитание просящих милостыню детей, снабжение бедных медицинскими пособиями, возвращение на родину нищих из других местностей. В голодные годы общество открывало бесплатные столовые и кухни, устраивало благотворительные концерты, спектакли, музыкальные вечера.
Беттингер являлся местом рождения трех лютеранских пасторов. Пастор Йозеф Амадей Кольрайфф (1806–1837) родился в семье пастора Адама Кольрайффа, служившего в это время в Беттингере. С 1822 г. он проживал с отцом в Москве, где являлся органистом, а затем пастором церкви Св. Михаила. Пастор Эмиль Леберехт Эреготт Ройш (1893–1944) окончил семинарию проповедников в Ленинграде, служил в Ейске и Анненфельде, был арестован в 1936 г. В Беттингере родился последний лютеранский пастор довоенного СССР – Павел Иванович Райхерт (1875–1938), преподававший в 1925–1932 гг. катехизис и древнееврейский язык в Ленинградской семинарии проповедников. К ноябрю 1937 г. Райхерт и его сын Бруно (1908–1938) оставались единственными лютеранскими пасторами в СССР. В ноябре 1937 г. оба пастора были арестованы, обвинены в шпионаже в пользу Германии, в создании при церкви в Ленинграде фашистской группировки и расстреляны.
В момент пика сталинских репрессий в стране уничтожались последние отголоски религии. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Беттингере на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1964 г. верующих, из них 34 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Последний пастор прихода – Х.О. Гершельманн, опасаясь репрессий, в 1933 г. эмигрировал в Германию.
После того как в сентябре 1937 г. церковный староста села Беттингер по фамилии Кремер зарегистрировал верующих своего прихода, список из 793 человек попал в руки партийных и советских органов, Кремер и ряд особо активных прихожан были арестованы и репрессированы, а в колхозе проведена «чистка» и «изолирование чуждых элементов».
Церковь в Беттингере относилась к числу девяти последних лютеранских церквей Поволжья, которые были закрыты только в 1938 г. по официальному постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья. Официально церковь была закрыта 11 марта 1938 г., хотя богослужения в ней уже не велись и ранее, так как 838 человек из 1030 высказались за ее ликвидацию.
Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Беттингер. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторов прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Беттингер. 1768–1769 гг. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Список пасторов прихода Беттингер (Баратаевка). 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). 1820–1822 гг. – Оливер Кристоф Гольм (Olivier Christoph Holm). 1823–1861 гг. – Иоганн Пундани (Johann Pundani). 1861–1862 гг. – Кристиан Бауер (Christian Johann Bauer). 1862–1876 гг. – Иеронимус Людвиг Мюндер (Hieronimys Ludwig Münder). 1877–1878 гг. – Готхильф Генрих Келлер (Gotthilf Heinrich Keller). 1879–1889 гг. – Эрнст Теодор Давид (Ernst Theodor David). 1890–1907 гг. – Рихард Келлер (Richard Keller). 1908–1933 гг. – Христфрид Отто Гершельманн (Christfried Otto Hörschelmann).
Численность населения. В 1767 г. в Беттингере проживало 82 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 139, в 1788 г. – 210, в 1798 г. – 284, в 1816 г. – 560, в 1834 г. – 1006, в 1850 г. – 1266, в 1859 г. – 1409, в 1883 г. – 2080, в 1889 г. – 2146 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Беттингере проживало 2739 человек, из них 2727 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 4184 человека, в 1910 г. – 4366 человек. В начале ХХ в. Беттингер был третьим по численности среди сельских приходов Евангелическо-лютеранской церкви России (после поволжских приходов Франк и Норка): в 1904 г. приход насчитывал 19 762 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 3381 человек. В 1921 г. в селе родилось 185, а умерло 393 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Беттингере проживало всего 2759 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 471 домохозяйство (из них 468 немецких) с населением 2465 человек (из них 1159 мужчин и 1306 женщин), в том числе 2461 немец (из них 1157 мужчин и 1304 женщин). В 1931 г. в селе проживало 3313 человек, из них 3307 были немцами.