36

Re: Справочник по церковным вопросам

Дорогие коллеги,

возможно, у кого-нибудь из Вас есть знакомый настоящий священник.

Мне нужно знать как относится православная церковь к самоубийцам (военным) во время войны (когда человек убивает себя, чтобы не попасть в плен).

Если у кого-нибудь есть возможность узнать, сообщите, пожалуйста.

Буду очень признательна.

Thanks: SVKM de L2

Share

37 ( 11-11-2014 19:33:52 змінене SVKM de L )

Re: Справочник по церковным вопросам

Алёна, а пока кто-то поговорит с реальным батюшкой, можно попробовать спросить у "виртуального". Таких сервисов сейчас куча, вот например нашел: zakonbozhiy.ru/question/. Гугл выдает кучу страниц по запросу "спросить священника онлайн".

Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?
Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...
Кочан (Кочановский, Кочаненко)
Шолудько (Шолудченко, Жолудко)
Thanks: Алена2

Share

38

Re: Справочник по церковным вопросам

БлагоДарю, Сергей! Так и сделала.

Если у кого-нибудь будет возможность узнать у реального украинского батюшки, буду благодарна.

Share

39

Re: Справочник по церковным вопросам

Дещо про церковні питання потрібні генеаологам у книзі "Храм святої мучениці Параскеви" В. Дросенко, В. Перерва, стор.4

...Саме в храмі мешканці ... ХІХ ст. могли почути зміст численних імператорських та губернаторських розпоряджень, інформацію про події у державі та світі. Священики згідно царських указів пояснювали в церквах суть державних рефррм, висвітлювали механізми незвичних природних явищ (сонячного затемнення та ін.), переконували робити щеплення від віспи і дотримуватися санітарних норм, розповідали про новинки науки  та техніки, закликали берегти природу і пояснювали правила поведінки під час епідемій (чим, до речі, було врятовано тисячі людей). Саме при храмі велася і значна частина офіційної документації, яка тепер виступає важливим джерелом історії села... Без перебільщення можна стверджувати, що храм у тогочасному селі був осередком як духовного так й громадського життя...

Share

40 ( 20-12-2014 13:29:47 змінене D_i_V_a )

Re: Справочник по церковным вопросам

Алёна пише:

Дорогие коллеги,

возможно, у кого-нибудь из Вас есть знакомый настоящий священник.

Мне нужно знать как относится православная церковь к самоубийцам (военным) во время войны (когда человек убивает себя, чтобы не попасть в плен).

Если у кого-нибудь есть возможность узнать, сообщите, пожалуйста.

Буду очень признательна.

Извиняюсь, могла уже давно спросить, но не сделала этого сразу, а потом забылось.
Ответ по-украински, т.к. наш батюшка (отець КП) є щирий українець.

Це є тяжкий гріх який не є спасенним гріхом, тобто не дає людині бути спасенною...

Как видим наше "советское воспитание" - умереть, но не сдаться врагу - не соответствует христианской морали... печально...

Share

41

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a, что-то батюшка Ваш не дочитал первоисточники smile У меня сейчас нет времени искать, но я совершенно уверен, что встречал где-то (как бы даже не в Ветхом Завете) подобный эпизод (про "врагу не сдается наш гордый Варяг"). Надо будет на досуге перечитать...

Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?
Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...
Кочан (Кочановский, Кочаненко)
Шолудько (Шолудченко, Жолудко)

Share

42

Re: Справочник по церковным вопросам

Согласен SVKM de L

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Share

43 ( 20-12-2014 19:47:02 змінене D_i_V_a )

Re: Справочник по церковным вопросам

SVKM de L пише:

D_i_V_a, что-то батюшка Ваш не дочитал первоисточники smile У меня сейчас нет времени искать, но я совершенно уверен, что встречал где-то (как бы даже не в Ветхом Завете) подобный эпизод (про "врагу не сдается наш гордый Варяг"). Надо будет на досуге перечитать...

Вопрос был? И я, похоже, единственная, кто спросил настоящего батюшку. Ответ записала, т.к. в таких вопросах не разбераюсь и не претендую на роль просветителя.

Спрашивайте тогда вдобавок Ваших батюшек...

Share

44

Re: Справочник по церковным вопросам

Алёна пише:

БлагоДарю, Сергей! Так и сделала.

Если у кого-нибудь будет возможность узнать у реального украинского батюшки, буду благодарна.

А что Вам , Алена, онлайн-батюшка (как я понимаю русский онлайн) ответил? Вы написали, что уже такого спрашивали. Или я что-то путаю?

Share

45

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a

Т. е. вопрос религии тоже по национальности делите?

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Share

46 ( 20-12-2014 20:36:28 змінене D_i_V_a )

Re: Справочник по церковным вопросам

DVK_Dmitriy пише:

D_i_V_a

Т. е. вопрос религии тоже по национальности делите?

Вы безосновательно цепляетесь к словам Дмитрий...
Перечитайте внимательно все сообщения с самого начала - Алена сама просила украинского реального батюшку спросить. Так в чем вопрос?

Share

47

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a пише:

А что Вам , Алена, онлайн-батюшка ответил?

D_i_V_a, никто ничего мне не ответил. Свой вопрос в "Вопросах" я не нашла. Может, модератора не прошел мой вопрос.
Или я не нашла. А может, нужно ждать долго ответа. Я не поняла sad

Share

48

Re: Справочник по церковным вопросам

Алёна пише:

D_i_V_a, никто ничего мне не ответил. Свой вопрос в "Вопросах" я не нашла. Может, модератора не прошел мой вопрос.
Или я не нашла. А может, нужно ждать долго ответа. Я не поняла sad

Понятно, там оказывается не так легко ответ получить.
Ну, вот я Вам ответ живого отця Михайла привела. Он еще в объяснении на мученников ссылался, что они мучились, но себя не убивали, но я решила на этом сократить...
Думаю, что после сегодняшней дискуссии кто-то может еще батюшек поспрашивать. Было бы интересно несколько ответов услышать. Не для жарких религиозных споров, а для сравнения.

Share

49

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a, да я же не с претензией, просто делюсь мнением smile

Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?
Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...
Кочан (Кочановский, Кочаненко)
Шолудько (Шолудченко, Жолудко)

Share

50

Re: Справочник по церковным вопросам

SVKM de L пише:

D_i_V_a, да я же не с претензией, просто делюсь мнением smile

Ой, Сергей, а у меня даже мнения по этому вопросу нет. Все принимаю за чистую монету, что скажут - тому и поверю smile В дискуссиях никаких принимать участия не планировала. Но не получилось...

Батюшка нам достался очень грамотный. Хотя ему и 30-ти нет, но даже по мнению коллег, очень хорошо доносит слово божие. Учился долго в Киеве. Чего же ему не верить? А в этом случае я только озвучила ответ и ничегошеньки добавить не могу...

А вот про онлайн-батюшек было интересно узнать. Так что любое обсуждение в пользу.

Share

51

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a,

Спасибо Вам за то, что откликнулись и нашли время обратиться к батюшке.

Ответ на этот вопрос стал меня интересовать ещё очень давно. Великая Отечественная оставила после себя души, которым пришлось принять героическую, но ужасную смерть и страшный выбор для души и тела - убить себя, чтобы не попасть в руки врага, или быть замученным, покалеченным, и пройти через мучительную отсрочку смерти, и всё равно умереть.

Я долго искала ответ на этот вопрос, и нашла... ещё тогда...
Но к огромной нашей трагедии  и боли события повторились, и данная тема, к огромному сожалению, стала снова актуальной... sad
Спаси и защити, Господи, всех воинов света и добра...

И я решила снова вернуться к нему в надежде, что многое массово изменилось.
Я не буду брать на себя ответственность за ответ на этот вопрос, размещу лишь несколько статей.

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу, можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву - наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца». Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутствии родственников - в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
(утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года)

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1143967

28 Авг 2012 | Священник Димитрий Агеев:

— Когда близкий, родной человек кончает с собой, то обычно его родственники остаются один на один со своим горем. Люди стараются избегать темы самоубийства, поэтому не с кем поделиться своей болью. Нет возможности церковно поминать погибшего и в этом найти какое-то утешение. И получается, что человек оказывается в изоляции — именно в то время, когда он очень нуждается в помощи и поддержке. Что бы вы могли сказать человеку в такой ситуации?
— Конечно, тяжело давать какие-то советы людям, которые пережили такое горе, потому что никакие наши слова, насколько бы ласковыми, теплыми, сердечными они ни были, не смогут восполнить эту ужасную утрату. Это горе, когда уходит из жизни твой близкий.  Самое страшное, если это происходит с ребенком. И пережить до конца, осознать, принять это, наверное, невозможно. Это боль, с которой человеку предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.
Часто окружающие стараются обходить эту тему стороной. И вовсе не из-за того, что боятся пошатнуть свое душевное равновесие или испортить себе настроение, а из боязни лишний раз задеть и разбередить рану.
Я уверен — человека никогда нельзя оставлять одного, без внимания, если он сам не ищет одиночества. Большинство из главных проблем современной жизни — как раз от недостатка общения и внимания друг к другу. Мы оказались совершенно неспособными уделять внимание друг другу и жить болью, бедой другого человека. И в этом наша печаль. Мы совершенно забыли один из главных принципов первой христианской общины, где не было чужих, где все были друг другу родные и боль и радость каждого были болью и радостью всей общины. Сейчас мы порой даже не знаем имя того, кто стоит и молится рядом с нами в храме (единственное, что мы о нем знаем, это то, что у него красная куртка, которая раздражает).
К людям, пережившим горе и боль утраты близкого человека, нужно проявить в десять раз больше любви, внимания, заботы, чем к кому бы то ни было. Это поможет, дай Бог, хоть немного сгладить боль.
И, конечно же, мы должны молиться друг за друга. Если это произошло с близкими людьми — нужно молиться за них! Если сам тот человек, с которым произошла эта беда, вам не чужой – нужно молиться за него! Потому что молитва — это то, что нас связывает друг с другом. Если мы отказываемся молиться за человека, значит, мы тем самым говорим, что он нам чужой, что мы его не любим. Тогда все наши выражения сочувствия — лицемерие. Никто и ничто не может запретить нам молиться.
Конечно, могут быть какие-то установки — традиции, сложившаяся практика, запрет священноначалия — которые ограничивают тот или иной вид богослужебного поминовения. Но не все так просто. Слава Богу, сейчас идет дискуссия по этому поводу. Здесь в принципе не может быть никаких штампов. Не может быть никаких окончательных законов и догм, регламентирующих молитву человека.
— Во время бедствия спасают прежде всего тех, кто не может сам себе помочь: детей, стариков, инвалидов. А в Церкви получается так, что христиан отпевают, а самоубийцы остаются без церковного поминовения.
— Я выскажу свою личную  точку зрения, как священник, как христианин: по моему твердому убеждению, та традиция, которая сложилась в Русской Православной Церкви, отказывающая в отпевании и ограничивающая церковное поминовение в случае, если человек покончил жизнь самоубийством, — это практика, которая сформировалась в дореволюционный период и была обусловлена исключительно педагогическими соображениями. В то время человек знал, что, если он покончит с собой, он будет лишен церковного отпевания, будет похоронен за оградой кладбища, и близкие люди за него никогда не смогут молиться.
Все эти факторы оказывали очень сильное психологическое воздействие, которое останавливало если не всех, то большинство людей, задумавшихся или приступивших к этому шагу. Это был весомый педагогический аргумент, который делал свое дело.
Сегодня, нужно сказать честно, всё это мало кого останавливает. Людей, находящихся в таком состоянии, церковное поминовение не в первую очередь заботит. Поэтому я считаю, что мы должны отпевать самоубийц, если об этом просят родственники и если человек был христианином.
Формально мы ссылаемся на 14 правило Тимофея Александрийского, которое говорит, что самоубийц нельзя отпевать. Надо сказать, что нынче мы очень свободно относимся к канонам, что-то оставляем, что-то не оставляем. И с легкостью можем найти канон, чтобы оправдать или же подтвердить то или иное суждение или поступок.  Мы часто говорим о том, что в каноническом праве есть понятия «икономия» и «акривия». Я считаю, что разрешение на отпевание самоубийц — это как раз тот путь милосердия, икономии, по которому мы должны пойти. Есть масса примеров, когда мы отпеваем людей, лишь формально бывших христианами, умерших своей естественной смертью, но бывших при жизни богохульниками, безбожниками. Их моральная и нравственная жизнь под большим вопросом, но мы поем «со святыми упокой», и ничто нашу душу не терзает. Это тоже совершенно неправильно.
Известно множество случаев, когда люди покончили с собой, совершили этот страшный грех, ужасное преступление по отношению к своей душе и, конечно же, и к окружающим тоже — но при этом они были христианами. Мы не знаем, что творится в душе каждого человека, который на это решается. Это тайна. В чинопоследовании погребения есть замечательные слова: смерть — это таинство. Один Господь будет судить душу человека.
Парадокс: с другой стороны, мы отпеваем массу людей, которые, может быть, не желают, чтобы их вообще отпевали…
Я считаю, что это вопрос, находящийся в сфере пастырской ответственности, к которому нельзя подходить просто так, формально. Если принести доказательство психической болезни самоубийцы, то отпеть разрешат.  «Разрешите отпеть сына, который покончил с собой». — «Принесите нам справку из психушки, что он был больной, тогда мы его отпоем». Так очень часто бывает.
Недавно ко мне приходил мужчина, у которого сын покончил с собой. Он не мог найти себе места, ходил за мной день и ночь. Он обратился к священноначалию. Ему сказали: принесите справку из психушки. И он отказался принести справку, потому что сын его был психически здоров. Он посчитал, что эта ложь тоже будет предательством — как и все, что произошло с сыном, он считал следствием предательства по отношению к нему. Я думаю, что это правильно.
Отпевали же Марину Цветаеву, отпевали еще очень многих других людей. Значит, кого-то можем отпевать. Если за кого-то походатайствовать, им в грех уже не вменяется. Если человек высокопоставленный, или справку от психиатра принести, или с архиереем договориться… А если к архиерею не пробиться, если ты живешь в Сибири и вообще в деревне и не знаешь, как поступить, значит, твой сын или дочь не будут отпеты…
В каждый случай нужно всматриваться отдельно, потому что внезапная смерть не подпадает под какие-то правила. Важно, чтобы священник очень личностно воспринимал смерть каждого человека. Если он захочет войти в боль человека, пришедшего к нему, я думаю, он сможет принять правильное решение.
Слава Богу, что у нас появился «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». На мой взгляд, он краткий, не до конца понятный, оставляющий немножко странное впечатление, но слава Богу, что он есть как некое начало. Это уже какое-то утешение родственникам, потому что молитва о упокоении нужна как душе самого человека, покончившего с собой, так и, прежде всего, родственникам. Потому что, когда уходит твой ребенок, в жизни не остается ничего, что могло бы восполнить эту утрату. А молитва способна поддержать, способна предотвратить другие самоубийства. Она способна исцелить душу этих людей, повернуть их к Богу, побудить их переосмыслить свою жизнь.
Если раньше самоубийц не отпевали по педагогическим соображениям, то сейчас надо бы отпевать — тоже по педагогическим соображениям (по отношению к их родственникам). Еще раз повторю, что это мое личное мнение.
— А в чем родственникам искать надежду, утешение, если им не дали разрешение на  церковное поминовение?
— Я считаю, что нужно приложить все усилия для того, чтобы отпевание состоялось. Это в силах родственников. Нужно теребить батюшку, священноначалие просьбами, не опускать руки, никогда не отчаиваться. Когда нам что-то нужно, мы способны горы свернуть. И если нам что-то нужно, мы должны говорить об этом день и ночь, кричать, просить, требовать, ходить, что-то еще. А если мы не молимся, если мы не просим — значит, нам это не нужно.
Если отпевание не случается по каким-то причинам (или же наоборот — случается), тогда опять-таки нужно понять, что само отпевание – это не амнистия, равно как и его отсутствие — не приговор. Это не единственное, что способно изменить жизнь человека в будущем, это не окончательный вердикт. Есть миллион примеров монахов-пустынников, которые не были отпеты. Есть множество святых, с телом которых после смерти поступили очень кощунственно. Я не сравниваю самоубийц с монахами-аскетами, но говорю о том, что отпевание не решает жизнь человека в вечности.
В конечном итоге, что такое отпевание? Священник при этом не сам совершает какое-то сакральное действие. Он от лица собравшейся общины произносит слова молитвы к Богу вслух. И если он не произнес их вслух, давайте мы все вместе соберемся и сами скажем эти слова. Да, конечно, я не ставлю знак равенства между келейной молитвой и церковным богослужением, вовсе нет. Но не нужно перекладывать все на священника, тем самым решив проблему. Тебе самому надлежит молиться. Ты должен помнить об этом всю жизнь. Не то что — душа поболела, потом наконец-то отпели, земельку благословили, повезли на кладбище, высыпали там, и камень с души свалился. Ничего подобного. Всю жизнь нужно будет молиться за человека.
А лично молиться нам никто запретить не может. Молитва – это то, для чего нет ни времени, ни пространства, ни каких-либо иных границ. Если мы чувствуем связь с близким человеком, значит, мы должны за него молиться каждый день и час. Молиться о том, чтобы Господь простил ему все то, за что он сам не успел попросить прощения в этой жизни. Молиться, чтобы Господь простил ему этот грех, чтобы Он смилостивился над ним, чтобы Господь нас умудрил, как же поступать так, чтобы людям, которых Господь поставил на этой земле рядом с нами, мы могли чем-то помочь. Сила человека только в молитве. Молитва – это то, что связывает людей друг с другом. Ничто иное не способно восстановить эту связь.
Конечно, мы плачем. Потому что нам жалко… прежде всего самих себя. Это естественное человеческое качество. Но если нам не безразлична судьба души ушедшего человека, значит, мы должны за него молиться.
Мы верим в то, что по молитвам живых Господь меняет участь умерших. Церковь в своем богослужении очень ясно говорит об этом. В день Святой Пятидесятницы, на Троицу, в коленопреклоненных молитвах мы молимся «о иже во аде держимых». Значит, у нас есть твердая уверенность, что по молитвам общины Господь способен изменить участь этих людей. Так зачем же мы предвосхищаем суд Божий, говоря, что это невозможно? Тем паче мы должны молиться за самоубийц, предавая их душу, как и душу каждого человека, суду Божьему.
— Есть такое распространенное мнение, что молиться за самоубийц — это значит, возможно, повредить себе. Это миф?
— Конечно, это миф. Залезть в воду и спасать человека — это тоже навредить себе. Люди, которые в Крымске спасали других, вредили себе. В лучшем случае — воспаление легких, а в худшем — мы знаем примеры, что люди гибнут, спасая других. Чем угодно можно навредить себе, если очень трепетно к себе относиться. Мы себя часто носим очень бережно, боимся себя «расплескать». Ручку взять чернильную — пятно поставишь на штаны, тоже навредишь себе. Поэтому что уж говорить о молитве… Молиться за людей —  кровь проливать, как говорил преподобный Силуан. Если тяжело себя чем-то обременять, в том числе и молитвой, то — забудьте и не думайте, берегите здоровье.
Что такое молитва? Прежде всего — разговор с Богом. Как можно навредить разговором с Богом?
— Навлечь на себя что-то…
— Если только мы рассматриваем Бога как какого-то грозного судью, который даст нам подзатыльник за то, что мы за кого-то попросили. Чем можно навредить себе, если просишь у Бога о прощении за другого человека? Не за себя — это очень важно. Мы слишком часто просим за себя. Если мы просим за другого, как можно себе навредить? Это то, чего Бог ждет. Эта молитва в десять раз ближе к Богу, чем молитва за нас самих. Потому что она бескорыстная, потому что она за тех, кто сам за себя попросить уже не может. Может, Господь нас терпит на земле как раз для того, чтобы мы молились за другого человека.
Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит: «На каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй  всех днесь пред тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом, — и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет».
Эту заповедь нам всем надлежит помнить. На каждый день и час молиться о том, кого Господь призвал от земли.
Каковы были причины ухода — давайте оставим это в руках Божиих. На том свете нас ожидает очень много сюрпризов. Мы встретим там того, кого совершенно не ожидаем встретить, и не встретим, может быть, того, в чьей загробной участи не сомневались. Поэтому оставим это на суд Божий. А Господь судит с любовью.
У нас не хватает любви. Мы слишком часто говорим о справедливости и о правде. Справедливость и правда — без любви пустые слова. Более того, наше понимание и справедливости и правды искажено без любви. Суд Божий очень сильно отличается от суда человеческого.
— Мы много раз слышали истории, когда Господь в последнюю минуту спасал самоубийцу — веревка обрывалась или внезапно в гости кто-то заходил. И родственники тех, кто все-таки покончил с собой, недоумевают: почему одних спасает Господь, а других не спасает?
— Не может быть никакого ответа, почему Господь поступает так, а не иначе. Почему Господь забирает людей в определенный момент, кого-то раньше, кого-то позже. Почему Господь допускает боль, страдания на этой земле. Мы можем, конечно, говорить: наверное, это произошло с нами, потому что так и так. Наверное, я сегодня поскользнулся и упал, потому что я утром спешил на работу и старушку через улицу не перевел. Мы можем найти какие-то объяснения, хотя все они будут весьма и весьма натянутыми. Конечно, слава Богу, что мы начинаем копаться в себе, искать ответы…
Единственно правильный ответ на все, что происходит, — такова воля Божья. Если бы мы могли объяснить решения Бога, мы сами бы встали на одну ступень с Богом — «я знаю все, я могу растолковать волю Божью». Мы не можем её знать.
Совершенно непонятным, неизъяснимым для человеческого ума и разумения, трудно принимаемым порой для сердца образом Господь ведет людей ко спасению и устраивает так, чтобы все было на благо для души. И нам нужно довериться Богу, вверить свою жизнь Богу: «Господи, не могу понять, не могу уразуметь, не понимаю, очень тяжело смириться, но верю Тебе, доверяю Тебе». Нужно довериться Богу и принимать все то, что происходит, именно с доверием Богу. С благодарностью, если можем вознести ее, но прежде всего — с доверием.
Необъяснимо, почему Господь так поступает. Что-то мы понимаем спустя какое-то время, что-то мы не понимаем на земле, а поймем в жизни вечной, но таков промысел Божий о каждом из нас. Не всегда нужно лезть в механику бытия. Все наши падения происходят от того, что мы не доверяем Богу.
— А что значит «не доверяем»?
— Нам все время хочется подкорректировать Его, мы не принимаем в своем сердце то, что с нами происходит.
Доверять — не значит плыть по течению. Очень часто бывает, что мы, православные, говорим: «Такова воля Божья. Значит, так Бог благословил»,  — и с радостью умываем руки. Особенно если это ложится на наши представления о том, как следовало поступить.
А нужно, не отказываясь от участия в своей жизни, принимать все происходящее — и скорби, и радости — твердо веря в то, что это от Бога. «Я это принимаю, Господи. Принимаю без ропота. Прошу, помоги мне, пожалуйста, это пережить, с этим жить, действовать в тех рамках, в том русле, которое Ты обозначил». Вот это есть доверие к Богу.
— Многих родственников самоубийц гложет чувство вины, что не успели вовремя остановить, не разглядели, что с человеком творится что-то страшное. Как можно от этого чувства вины избавиться?
— Никак. И не нужно искать избавления от чувства вины. Или же забудьте человека этого, вычеркните его из вашего сердца. Если мы чувствуем свою вину — это наша вина, и не нужно от нее отмахиваться. Господь сам исцелит, смягчит эту боль. Как-то затянется рана, Господь даст утешение. Но искать, как нам это забыть — это неправильно, потому что если такое произошло с человеком, то в этом есть вина каждого из нас.
Ничего не происходит просто так. Виноват не кто-то другой. Виноваты мы — те, кто жил рядом с этим человеком. В корне трагедии самоубийства всегда есть предательство, совершённое близкими людьми. Это мы не услышали, не захотели услышать, не увидели, не захотели увидеть, не оглянулись, не посмотрели, не спросили, не были рядом, не переспросили, отказали в любви, отказали во внимании. Любой отказ во внимании близкому человеку — это есть предательство по отношению к нему. Потому что мы все призваны дарить друг другу любовь,  заботиться друг о друге. Господь пришел на землю в образе человека, Он всегда отвечает через человека и приходит к нам через человека.
Мы очень часто предаем друг друга. Все по-разному переживают предательство. Иногда утерлись и забыли, иногда не обратили внимания, иногда сердце наше поболело и отношения восстановились. А иногда происходит то, что изменить нельзя. Жизнь, к сожалению, нельзя написать на черновик, а потом переписать набело. Есть вещи — если мы совершили их сегодня, завтра мы их отменить не сможем. Или наоборот — если мы не совершили что-то сегодня, мы этого уже не сможем сделать больше никогда.
Поэтому с чувством вины придется жить всю жизнь. И надо жить и просить у Бога прощения за себя и за ушедшего человека всю жизнь. Очень важно помнить об этой ответственности.
— Что еще родственники самоубийцы могут сделать для своего близкого, который покончил с собой?
— Безусловно — добрые дела. Господь забрал кого-то из нас, а нас оставил на земле. Это тоже не просто так, чтобы мы ходили, небо коптили. Каково предназначение человека? А предназначение наше — любить и дарить свою любовь другим людям. Поэтому мы должны дарить любовь тем, кто остается с нами на этом свете. Помочь тем, кому мы можем помочь. И очень часто наша помощь, совершенно мизерная, ничего для нас не значащая, может облегчить, а порой и кардинально изменить жизнь другого человека. Для нас какая-то денежная сумма — мелочь, а кому-то эти деньги спасут жизнь сегодня.
К сожалению, не все можно решить при помощи денег. Нужно что-то глобальное от себя отдавать, причем и в материальном плане, и в моральном. В нравственном и физическом. Мое личное мнение, что Господь тем паче смилостивится над умершим, видя наши добрые дела, нашу помощь. Не зря же мы совершаем поминки, приглашаем убогих, больных, кормим их в память об ушедшем. Эта милость наша не Богу нужна, это душе человека. Господь принимает эту жертву.
Вспомним подвиг святой блаженной Ксении Петербургской, как она приняла на себя юродство после смерти мужа. Для чего? Для того, чтобы облегчить посмертную участь внезапно умершего без покаяния супруга. А достигала она этой цели поступками милосердия, делами молитвы, посвящением себя всецело Богу.
— Иногда советуют давать милостыню и мысленно говорить Богу, что это за такого-то.
—Господь сам разберется. Милостыню нужно давать не за кого-то, а кому-то, потому что этот человек нуждается. Ему нужно дать, а Господь зачтет. На наш счет положит, на счет усопшего — у Бога свои счета. Видишь нуждающегося — вынь и дай.
— Не думая о том, настоящий ли это нуждающийся?
— Очень сложный вопрос, на который у меня нет собственного однозначного ответа. У нас масса аферистов, которые в том числе используют и детей. Конечно же, нужно иметь какое-то рассуждение. Не просто отдать рубль и тем самым откупиться, снять грех со своей души. Конечно же, нужно как-то давать тому, кто действительно нуждается.
Но лучше ошибиться в другую сторону, чем вообще не дать. Знаете, мы так редко подаем и отдаем, что наше разумение о том, что не тому дали, — такое лукавство, такая ложь! Мы сто раз прошли и не дали тому, о котором точно знаем, что нуждается.
Не зря в наших городах — у стен храмов, у эскалаторов, у станций метро — такое большое количество нуждающихся, нищих, убогих, увечных.  Это одно из знамений нашей жизни. Господь так стучится в наше сердце.

www.nosuicid.ru/esli-blizkij-pok … shhennika/

Share

52

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a, я нашел несколько упоминаний.
Во-первых, непосредственное отношение к героизму на войне имеют такие слова из Евангелия от Иоанна:

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Ин. 15:13

Во-вторых, сам Иисус пошел на самоубийственное самопожертвование, о котором апостол Павел говорил так:

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Евр. 12:3

Ну и в третьих, Блаженный Августин (или Василий Великий - тут мнения расходятся, а первоисточника я не нашел) писал, что во время захвата врагами некоего города, девственницы предпочли сброситься с башни, чем оставаться на поругание врагам.

Из этого можно сделать вывод о том, что самопожертвование не является самоубийством с точки зрения Православной Церкви.

Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?
Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...
Кочан (Кочановский, Кочаненко)
Шолудько (Шолудченко, Жолудко)

Share

53

Re: Справочник по церковным вопросам

Благодарю, Сергей!

ещё нашла:

© Расшифровка лекций А.И. Осипова КЦ «Русская неделя»

Вменяется ли воину во грех самоубийство, совершаемое с целью не попасть в плен?

Плен бывает разный, одно дело, когда воин знает, что его разрежут на мелкие куски, и другое дело, когда он будет в плену, по крайней мере, невредим. Выскажу здесь личную точку зрения. В наших святцах вы найдете святых мучениц, которые покончили жизнь самоубийством. Римские воины гонятся за девушкой-христианкой Пелагией, чтобы схватить ее. Девушка забирается на крышу дома, прыгает оттуда и разбивается насмерть1 . Церковь оценила это как подвиг, и она названа мученицей, а не самоубийцей.

Поэтому, я полагаю, что наши воины, попадая в ситуацию подобного рода, должны рассматриваться если и не как святые, то по крайней мере как мученики, а не самоубийцы. Например, когда в бою солдат взрывает гранатой себя и врагов или когда вызывают огонь на себя.

Солдаты, которые оказываются в условиях, подобных чеченской войне, знают, что с ними сделают, если они окажутся в плену. Когда видеозаписи с подобными ужасами оказались на Западе, там они смотреть не могли на то, что творили враги с нашими солдатами и офицерами. Перед лицом таких ужасов я бы назвал мучеником того, кто взорвал себя. Но я уверен, что многие со мной не согласятся.

_________________________________________________ ____________
1. В житиях святых св. Димитрия Ростовского описано мученичество девицы Пелагии, жившей во время нечестивого императора Диоклетиана. Когда императорские солдаты окружили ее дом, она попросила дать ей подготовиться. Те согласились. Тогда мученица обратила лицо на восток, простерла руки к небесам и усердно молилась Богу, да не будет предана в руки воинов, но да сохранится Им чистой и непорочной. После этого Пелагия надела свои наилучшие одежды и бросилась с крыши своего дома, предав душу свою в руки Божии. Ее память празднуется 8 октября по церковному календарю.

Среди новомученников болгарских есть подобные примеры. В селе Костандово жила прекрасная девица по имени Мария. Вместе с другими девушками, чтобы избежать совращения в ислам, она отправилась к монастырю, что был на горной вершине Острец. Но когда они дошли до монастыря, увидели, что он разграблен, а монахи — убиты. Девушки решили скрыться в пещере Бухльовицы. Добрались до неё и переночевали там. Но утром увидели они, что вся местность окружена янычарами. Мария решила не предавать себя в их руки. Взобралась на одну из огромных скал и бросилась в зияющую бездну. С этого времени до сего дня это место называется «Марина ливада» (Марьин луг). А св. мученица Мария, которая предпочла небесную перед земной красотой, стала молитвенницей за весь болгарский народ!

Share

54 ( 12-01-2015 13:27:30 змінене D_i_V_a )

Re: Справочник по церковным вопросам

Из другой темы http://forum.genoua.name/viewtopic.php?pid=21120#p21120

Ярематойсамий пише:

... А де гора у могилки? У нас кладуть ногами на схід, і хрест у ноги ставляють.  А як в Україні ховають - православні, греко-католики, католики; в різних регіонах? Знаю тільки, що у нас чехи в головах ставляють.

Да-а-а-с...
Своим (нашим) опытом восстановления могилы я делилась здесь
Рассказывая подруге о том, что наш священник узнал в епархии, услышала от нее следующее. Она сама выходец из сельской местности - из-под Белой Церкви. В царской России это был Васильковский уезд. Она сказала  - "У нас в селе тоже хоронят головой на восток, а вот в соседнем селе - головой на запад. Моя мама всегда говорит, что у них все не так как у людей..."
Этот разговор был осенью уже прошлого года и для меня - это совершенно новая информация. А вот и второй "звоночек" уже от украинцев из "заграничья" smile, что не все так просто в этом вопросе.

Предлагаю эту тему обсуждать дальше в разделе "Православие →Справочник по церковным вопросам".
Мне почему-то кажется, что это религиозный вопрос. Хотя, могу и ошибаться...

Share

55 ( 13-01-2015 21:15:51 змінене D_i_V_a )

Re: Справочник по церковным вопросам

2 кладбища с которыми я контактировала находятся в Киеве и в селе под Фастовом.
И там и там все ориентировано по сторонам света. Хотя вычислением сторон света занялась только после того, как наш священник (Киевский патриархат) сказал, что священников хоронят наоборот (головой на запад, т.е. лицом на восток) и крест ставят в ногах.
И там и там людей хоронят головой на восток и крест стоит в голове. Хотя это теперь вопрос - крест то все-равно стоит с восточной стороны. Определить как хоронили можно только личным присутствием... или спрашивать у местных...

Из той информации, что у меня есть, приходские кладбища появились уже во времена царской росии. В нашем сельском приходе в конце 18-го столетия - это инфо нашел DVK_Dmitriy и это 1794 год.
Недавно мне попалась информация, что Байковое кладбище в Киеве (самое известное из Киевских и находится почти в центре города) было открыто в 1838 году.

До этого времени (до конца 18-го начала 19-го ст.), как я понимаю и как мне рассказывали, похоронить могли где угодно. Но мне так кажется, что чаще при церкви.

Было бы неплохо найти специальную литературу по этому вопросу. Может кто знает?

Share

56 ( 12-01-2015 13:51:28 змінене nfs79 )

Re: Справочник по церковным вопросам

В пособиях по Военной топографии (как и до 1991 г. так и после) в разделе "ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ" есть разъяснения:
- Приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север;
- На христианских могилах могильный камень или крест стоит в ногах, то есть с восточной стороны, поскольку сама могила сориентирована с востока на запад.

свой среди чужих, чужой среди своих...
N-FTA62436

Share

57

Re: Справочник по церковным вопросам

Христианский обряд предписывает располагать гроб в могиле так, чтобы тело располагалось горизонтально, голова умершего человека была обращена на запад, а ноги на восток. Над могильным холмиком устанавливается крест, он должен находиться над ногами усопшего. У католиков и протестантов крест ставится над головой усопшего, чтобы по верованию после воскрешения он поцеловал крест.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0 … 0.B8.D0.B9


Загальноприйнятою слід визнати орієнтацію розташування могили за лінією: схід-захід, головою на захід. Пояснюється це тим, "щоб покійник бачив схід сонця". У ногах могили ставиться хрест: "щоб як вставатиме на Страшний суд, то опирався о хрест", "щоб як сонечко встане, то воно його щодня хрестило. Сам-то він уже перехреститися не може".

ua-cemetery.livejournal.com/2623.html

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Share

58 ( 12-01-2015 19:07:49 змінене Алена )

Re: Справочник по церковным вопросам

иерей Леонид Глебец:

В монастырях есть могилы где креста нет совсем, а есть надгробная плита: или в горизонтальном, или в вертикальном положении. Как правильно поставить крест на могиле?
Можно последовать совету книги "Православный обряд погребения"
А если в каком-то населёном пункте принято ставить крест у главы-пусть ставят, душа человека от этого не погибнет! (Не морочьте себе голову по-неважному, берегите себя!)

pravoslavie.org.ua/threads/krest-na-mogile.4067/
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Добрый день! Cкажите, где (с какой стороны) – в ногах или на голове, правильно ставить памятник. Одни говорят- на запад , другие на восток. Спасибо! Татьяна.

Отвечает священник Алексий Колосов:
Татьяна!
Приемлемы обе традиции установки памятника – разница лишь в степени распространенности, так что в этом вопросе следует поступать согласно местной традиции дабы не устраивать из намогильного знака камень преткновения.
Однако вопрос обустройства могилы – вопрос второстепенный, ибо главное для православного христианина – это молитва и вера. Что проку в «правильно» оформленном захоронении, если погребённый умер без молитвы, без последнего напутствия со стороны Церкви и обделён молитвой со стороны родных и знакомых?
С уважением, священник Алексий Колосов.

www.pravmir.ru/vopros-otvet/kak- … pamyatnik/

Share

59 ( 12-01-2015 20:27:27 змінене Оленка )

Re: Справочник по церковным вопросам

В нас також на Київщині , Житомирщині ховають ногами на схід,головою на захід, але хрест в головах. Православні. Колишній Радомисльський повіт та м. Народичи

Share

60

Re: Справочник по церковным вопросам

Оленка пише:

В нас також на Київщині , Житомирщині ховають ногами на схід, але хрест в головах. Православні. Колишній Радомисльський повіт та м. Народичи

виходить ми католики )))

п.с. а може це тому що Правобережжя ще 200 років назад було все греко-католицьким...?

Share

61 ( 12-01-2015 19:15:24 змінене Оленка )

Re: Справочник по церковным вопросам

"Посадили над козаком явір та ялину, а в головах у дівчини — червону калину". Он дерева за  Т.Г. Шевченка в народі  садили також в головах.

Share

62

Re: Справочник по церковным вопросам

Оленка пише:

"Посадили над козаком явір та ялину, а в головах у дівчини — червону калину". Он дерева за  Т.Г. Шевченка в народі  садили також в головах.

Хе! Дерево не хрест! Дерева ми й без Т.Г. Шевченка в головах садимо. Аби він знав, скільки мороки потім з калиною, а також вишнею, сливою буває - як хто запустить, такий чагарник виростає! В головах.

Прізвища українські та народів чорноморського регіону

Share

63

Re: Справочник по церковным вопросам

Как бы ни было это неприятно сознавать, но в последнем сообщении  я понаписывала что-то не то... Говорят про женщин, что они на местности не могут ориентироваться... но это раньше было не про меня... и вдруг надо признать, что я впервые в жизни "запуталась в трех соснах"... бес наверное попутал... smile

На тех 2-х клатбищах что я выше называла кресты (памятники)  на могилах стоят на западе и голова на запад... сегодня в разговоре вдруг по Киевскому клатбищу прояснилось, а потом по карте и там и там посмотрелось и... о, мама-миа - совсем в другую сторону.
Теперь не знаю, что и думать...
Просьба ко всем кто хоть что-то достоверно знает, поделиться знаниями

Share

64 ( 23-01-2015 18:47:04 змінене Мариненко )

Re: Справочник по церковным вопросам

Часто зустрічав, що у першій половині 19 ст. селяни так-сяк ходили на сповідь (Житомирщина, Черкащина). Це пов'язано із переходом греко-католицького Правобережжя у православ'я?

Share

65

Re: Справочник по церковным вопросам

Мариненко, а може з наймицтвом?

Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?
Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...
Кочан (Кочановский, Кочаненко)
Шолудько (Шолудченко, Жолудко)

Share

66

Re: Справочник по церковным вопросам

у одному приході з декількох сел/слобідок у 1829 році записана аж одна родина! хоча раніше було побільше.

Share

67

Re: Справочник по церковным вопросам

та й закріпаччині селяни вже були на той час, наче. хіба вони могли йти у наймити кудись?

Share

68

Re: Справочник по церковным вопросам

Ярематойсамий пише:
Оленка пише:

"Посадили над козаком явір та ялину, а в головах у дівчини — червону калину". Он дерева за  Т.Г. Шевченка в народі  садили також в головах.

Хе! Дерево не хрест! Дерева ми й без Т.Г. Шевченка в головах садимо. Аби він знав, скільки мороки потім з калиною, а також вишнею, сливою буває - як хто запустить, такий чагарник виростає! В головах.

Я років зо два, зо три завідував селещним кладовищем.
Найбільша біда була з вишняком (слив та калини у нас не саджають) та з шиповником.
Люде!
Не вважайте себе вічними!
Пройде якийсь час і нікому буде доглядати ваші могилки.
Не саджайте там троянди, вони всі на підвої шипшини, й буде по них колюччя.
Не саджайте на кладовищі плодове й те що дає поросль.
Я не прошу залишати кладовища голими. Недалечко від нас є сто чи більше, двохсотрічне кладовище, де ростуть старезні, височезні дерева, там добре, там сутінок, там святий смуток.
На нашому ж, якому 55 років, чагарники, загорожі й сміття старих штучних квітів.
Дуже важко все те прибирати, а люди, часто у себе сміття зібрали й сусіду під шипшину засунули.
Саджайте тільки довговічне. Кладіть тільки живе, не штучне.

І день іде, і ніч іде ...

Пошук предків Євуг, Біловодськ, Старобільськ.
Search ancestors Yevsuh, Belovodsk, Starobelsk. Поиск предков Евсуг, Беловодск, Старобельск.

Share

69

Re: Справочник по церковным вопросам

Алёна пише:

...
Мне нужно знать как относится православная церковь к самоубийцам ...

Дополнительная информация от нашего батюшки Михаила (КП), из анонса Богослужений

•30 травня - Троїцька поминальна субота, служиться Велика Панахида за померлими, цього дня церква молиться також за самогубців - Богослуження о 9.00

Как сказал священник - это единственный день в году, когда церковь поминает также самоубиенных...

Share

70

Re: Справочник по церковным вопросам

D_i_V_a, спасибо что помните!!!
про Троицу знаю...

Share