Традиционная тринефная базилика с трансептом вытянута с запада на восток и имеет форму креста (базилика - прямоугольное строение, разделенное колоннами на ряд продольных галерей (нефов). В середине XIX века этот тип строений начали использовать под церкви. Трансепт - поперечная часть (или поперечный неф) базиликального сооружения.
Главный, западный, фасад привлекает наибольшее внимание. Его венчают две башни, между которыми расположен центральный вход в костел. Над входом - большое круглое окно («роза»), традиционный элемент готических храмов.
Венчает фасад фронтон.
Костел имеет существенную особенность. Западный фасад сооружения асимметричный. Асимметрия проявляется во всем, начиная с архитектурных объемов и заканчивая деталями: элементами декора, формами оконных проемов и т. д. Две его башни одинаковы в плане, внешне абсолютно различны. Южная почти вдвое выше северной, четырехугольная по всей высоте, со сквозными спаренными арками в верхней части. Северная башня на уровне первого яруса повторяет внешне контуры южной, но выше ее конструкция усложняется. Это уже практически две башни - стройная круглая и приземистая граненная.
Такой непривычный прием строения фасада - прежде всего, дань модерну, стилю, занимающему в то время одно из главных мест в европейской архитектуре. Влияние модерна было настолько сильным, что меняли внешний вид не только жилые дома и общественные здания, но и такие стабильные и традиционные сооружения, как культовые.
В художественной манере исполнения барельефов также выразительно ощущается влияние модерна. На главном фасаде размещена скульптура епископа и сюжетная композиция «Христос благословляет детей». В тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Несение креста» и скульптура Богоматери с младенцем над боковым входом; в тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Моление о чаше». По мнению Е. В. Тимановича, известного специалиста по истории и теории архитектуры, эти сюжетные композиции выполнены скульптором итальянского происхождения Элио Саля, который приехал в Киев в конце 90-х гг. XIX века по приглашению В. Городецкого, для того чтобы создать скульптуры для Музея древностей и искусств (сегодня - Государственный музей Украинского изобразительного искусства). Кроме того, им выполнены скульптурные украшения «дома с химерами» на Банковой 10, Николаевского костела, банка.
Фастовский костел с его подчеркнутой асимметрией в решении архитектурных форм и модернистским трактованием сюжетов барельефов -показательное сооружение, так как отражает процесс формирования в архитектуре Украины художественных принципов нового стиля - модерна. Не все архитекторы воспринимали его и внедряли в свои произведения, тем более - в культовых сооружениях, где должны быть выдержаны устоявшиеся нормы и каноны. Поэтому костел, созданный В. Домбровским и Ф. Троупянским - это результат оригинального мировосприятия зодчих, которые, объединив традиции и новаторство, сумели создать выдающееся произведение.
Разруха и упадок
Во времена СССР костел переоборудовали в складское помещение. Потянулись серые, пустые, однообразные годы разрухи. Храм тихо умирал.
В начале 80-х гг. XX века в костеле решили разместить краеведческий музей. Институт «Укрпроектре-ставрация» провел необходимые исследования, разработал проект реставрации здания. Но все осталось на бумаге.
В 1988 году Фастовский горисполком обратился в этот же институт с просьбой изменить проект: вместо музея костел решили переоборудовать под органно-концертный зал. К тому времени сооружение уже дошло до полного запустения: был полностью разрушен пол, выбиты двери, уничтожены оконные витражи и часть черепичного покрытия крыши, разрушены ступени и даже местами разобран цоколь из бутового камня. Фасады были покрыты многочисленными трещинами, элементы архитектурного декора казались безнадежно испорченными.
Возрождение традиций
В 1991 году костел передали законному владельцу - римско-католической громаде, которой попечительствует орден доминиканцев. Настоятелем парафин и приором монастыря стал отец Зигмунд Козар. По его инициативе в костеле начались реставрационные работы по проекту киевского архитектора Юрия Дмитриевича.
Реставрационные аботы выполнили польские фирмы «Будимекс», «Будополь» и «Энергополь». Последние годы над реставрацией храма работал Леонид Бентя, фастовский инженер, а также польская фирма «Тарбуд». 20 сентября 2003 года состоялась торжественная месса, посвященная 100-летию фастовского костела.
remontinfo.org.ua/32
________________________________________
Освящение. (рус)
18 сентября 2004г. после возвращения римско-католической общине и завершения в нем ремонта был торжественно освящен храм Воздвижения Святого Креста.
Торжественную Святую мессу возглавил секретарь Апостольской нунциатуры в Киеве о. Войцех Залуский, а проповедь во время службы прочитал киевский декан о. Юзеф Червонка. Участниками богослужения были также Генеральный викарий России и Украины Ордена отцов-доминиканцев (а именно они служат в фастовском приходе) о. Андрей Каменский (ОР), священники киевского деканата, представители местных властей.
Во время торжественной литургии состоялось освящение списка с иконы Иисуса Фастовского, которая была привезена из Рима в 1620 году, но уничтожена в тридцатые годы прошлого века. Список с иконы выполнен художницей из польского города Катовицы госпожой Александрой Залитач, а все расходы, связанные с восстановлением образа, взял на себя бизнесмен из этого же города господин Чеслав Зогала.
Первый римско-католический храм в Фастове, о котором сохранились документальные свидетельства, был возведен в 1593 году епископом Иосифом Верещинским (1592-1598 гг.). С 1620 года в Фастове работали иезуиты, с 1638 – бернардины. В смутные времена XVII века храм был разрушен. В 1791 году был построен новый деревянный храм Святого Креста. В то время фастовский приход насчитывал 1 580 верующих. В 1903 году, когда в Фастове насчитывалось 2 075 католиков, старый костел уже не мог вместить всех, кто приходил на литургию и тогдашний настоятель о. Станислав Шептицкий приступил к возведению нового здания храма. Закладка краеугольного камня в основание новой святыни прошла 8 мая 1903 года, а 18 сентября 1911 года новый храм был освящен.
В 1934 году советская власть закрыла храм, а многие его прихожане, среди них и настоятель о. Франтишек Андрусевич, были репрессированы. После окончания войны в здание храма было передано Православной Церкви.
В 1989 году после настойчивых требований католиков Фастова им возвратили святыню, а в июне следующего года о. Ян Крапан повторно освятил возвращенный храм. В 1991 году начался ремонт храма, опеку надкоторым приняли священники-доминиканцы. Первый настоятель храма отец-доминиканец Зигмунд Козар, который скончался 2 октября 2003 года, решением городского совета был посмертно удостоен звания Почетного Гражданина Фастова. Комплекс работ по восстановлению фастовского храма был выполнен благодаря помощи Апостольской Столицы, благотворительных фондов и частных лиц из Польши и других стран.
В связи с торжеством повторного освящения римско-католического храма Воздвижение Святого Креста в Фастове, Государственный Секретариат Ватикана направил на имя его настоятеля о. Яна Пионтковского телеграмму, в которой говорится, в частности, следующее:
«Его Святейшество Иоанн Павел II пребывает в духовном единении с пастырями и верными фастовской общины, которые собрались рядом со своим епископом на торжестве освящения возрожденной святыни. Святейший Отец желает, чтоб этот храм стал для верующих особенным местом встречи с Богом и возрастания в вере, надежде и любви. В знак духовной близости Его Святейшество жертвует фастовской общине литургическую чашу, которая будет передана через Апостольского нунция. Вместе с этим подарком Святейший Отец предает свое Апостольское благословение».
katolik.ru
________________________________________
Отец ЗИГМУНД ЯН КОЗАР ОР
Отец Зигмунд Ян Козар ОР родился в Майдане Скербешевском вблизи Замостя в Польше 8 февраля 1937 года в семье Бронислава и Брониславы Козар. Рукоположен в сан священника 2 июня 1964 года. 3 года исполнял обязанности лечащего капеллана и обучал детей основам веры в начальной школе Пруднинского доминиканского монастыря, где одновременно был заместителем настоятеля. Несколько лет жил во Вроцлаве, затем вернулся в Прудник.
Во время пастырских визит о.Зигмунд познакомился с переселенцами с восточных территорий. Это дало возможность в 70-х годах получить приглашение в Белоруссию. Отец Зшмунд несколько раз приезжал в Белоруссию, Литву, вел там тайно пастырскую деятельность, в Сковородах, Жирунах, поблизости Лиды, в Вильнюсе.
Отец Зигмунд проповедовал в Ленинграде; Москве, Ростове-на-Дону, Львове, Дрогобыче, Летичеве, привозя из Польши религиозную литературу, а также из Бельгии “Foyer Oriental”.
Помогали ему в этом сестры - доминиканки - миссионерки Иисуса и Марии. Одна из сестер с.Казимира Морка стала впоследствии первой настоятельницей женского Доминиканского монастыря в Фастове.
В июле 1990 года о.Зигмунд приехал с Летичева в Фастов, киевской обл. Сначала как делегат на освящение Храма и прилегающей территории, а уже 8 сентября прибыл в Фастов, чтобы тут начать свою работу. И уже 9 сентября 1990 года в разрушенном Храме о.Зигмунд отправлял первую службу Божию.
Поселился недалеко от храма у госпожи Юзефы Францевны Третяк, где уже жили два священника храма. Отец Зигмунд вместе с местными прихожанами вычистил мусор в подвалах храма и устроил там часовню.
Из многотысячного населения Фастова в к храм приходило только 10 пожилых женщин, но уже через 6 лет в обычную неделю на Службе Божией было около 250 верующих.
Храм находился в очень разрушенном состоянии, через уничтоженное черепичное покрытие дождь заливал храм. Несмотря на это о.Зигмунд смело принял на свои плечи титанический труд по восстановлению храма.
Люди, которые приходили к о.Зигмунду, никогда не слышали от него: "Нет времени". Даже во время болезни, когда он лежал в госпитале, думал о тех, кто просил его помощи в разных жизненных ситуациях и мерой своих возможностей старался их поддержать.
fastiv.com.ua/10597-dim-vozdvizh … ostel.html