1

Тема: Евреи в русской армии. 1827 - 1914

Серия: Historia Rossica

Йоханан Петровский-Штерн
Евреи в русской армии. 1827 - 1914

Москва,Новое литературное обозрение,2003 г., 558 стр. ISBN 5-86793-202-8


Эта книга - о встрече традиционной еврейской общины и русской армии, о социально-политических и духовных обстоятельствах этой встречи, а также о ее последствиях. Автор прослеживает историю взаимоотношений военного ведомства с евреями России и Царства Польского от первого еврейского рекрутского набора 1827 г. вплоть до начала Первой мировой войны. Исследователь рассматривает военную и национальную проблематику в широком социокультурном контексте: литературные образы еврейских солдат в русской армии, отношение военных министров и полковых командиров к этническим меньшинствам, быт воспитанников в кантонистских батальонах, думские дебаты и военные баталии. В книге использован богатейший документальный материал из российских и зарубежных архивов.

СКАЧАТЬ

Цитаты из книги:

Согласно хасидской легенде - ее подтверждают косвенные документальные источники, - сообщение о близящемся введении рекрутской повинности было воспринято евреями как наказание Господне. Отвратить Божий гнев под силу было только цадикам, прямым потомкам или ученикам основателя хасиддизма Баал Шем Това (Исраэля бен Элиезера, ок. 1699-1760), да и то не всем, а только самым влиятельным, популярным в народе, известным своим умением отарвщать национальные белы прясыс заступничеством перед Всевышним. Легенда рассказывает, что в середине 1820-х годов толпы просителей устремились к хасидскому цадику Аврааму Иегошуа Хешелю (прозванному Аптер Ребе), поселившемуся на склоне лет в Меджибоже, польском местечке, где провел двадцать лет своей жизни сам Баал Шем Тов. Привели их к рабби Хешелю три указа: первый - запрещающий евреям арендовать почтовые станции, второй - изгоняющий евреев из деревень и, наконец - третий - о рекрутской повинности, слух о которой распространялся с быстротой молнии. Рабби Хешель, как бы повторяя события, описанные в книге Эсфирь, наложил на еврейские общины пост и покаяния (несколько городов, среди них - Бердичев и Бар, сочли епитимию обязательной), а сам, то-ли как государь-импертор, То-ли как Всевышний (тут рассказ приобретает безусловно легендарный характер), сел в кресло на возвышении и предложил евреям, пусть, мол, обращаются со своими просьбами, как следуют поуговаривают его, может, им и удастся склонить его в свою пользу. Выслушав аргументы ходатаев, рабби Хешель подытожил: запрет арендовать почтовые станции отменяю, выселение из деревень - отменяю, а вот рекрутчину отменить не могу, это выше моих сил.

........

Информаторы корпуса жандармов сообщали, что еще весной 1827 г. еврейские общины наложили на себя строжайший пост, а после публикации манифеста о введении рекрутской повинности устраивали молитвы на кладбищах, призывали души праведников заступиться за них перед Всевышним, трубили в рог, призывая к покаянию и раскаянию, - это был верный способ убедить высшую духовную инстанцию в том, что "гзейру" (указ-наказание) следует отменить

..............

Киевский военный губернатор сообщал в 1827 году Бенкендорфу, что опасения евреев связаны не столько  с рекрутчиной, сколько совсем, как сказали бы сегодня, готовящимся пакетом реформ, включающим введение гражданского образования (но не равноправия), европейской одежды (взамен традиционной еврейской), запрета на определенные виды промыслов и мелкой розничной торговли, а так же ограничение видов деятельности неимущих евреев постоянными ремеслами.

Post's attachments

0070.jpg
0070.jpg 86.18 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Поиск предков и потомков, сбор информации, генеалогические исследования и построение родовых деревьев для следующих фамилий: Дорошенко, Дик, Верба, Кравцов, ПолОвый, Курбановский, Коноплин, Будников,  Синельник, Каченовский/Коченовский/Коченевский, Родкевич/Радкевич, Роскладка/Розкладка/Раскладка/Розкладко

mtDNA - J1c5

Поделиться

2

Re: Евреи в русской армии. 1827 - 1914

Миграция немногочисленного польского населения западных губерний, вызванная разделами Польши, создала лакуны в экономике местечка, которые были немедленно заполнены еврейскими ремесленниками и мелкими торговцами. Одновременно, по прихоти Павла I в крупных городах, ранее недоступных еврейскому населению, - скажем, в Курляндии и Каменец-Подольском - возникли новые городские еврейские цетры ( к ним позже присоединилась Одесса), стремительно приобретавшие первостепенное торгово-экономическое значение. Евреям все еще позволяли селиться в Киеве: выселение евреев за городскую черту несколько раз откладывалось и началось, по сути, только в 1830-х годах. Киевские мещане и торговцы пользовались немаловажными торговыми привелегиями и были освобождены от уплаты рекрутского налога. Началась новая эпоха еврейской колонизации южных регионов империи, особенно в Новороссийской и Таврической губерниях. В отличии от политики притеснений, практикуемой в отношении ремесленников-евреев в Царстве-Польском, ремесленники в южных и юго-западных губерниях России постепенно завоевали авторитет в еврейской общине, получали государственную поддержку и даже законодательно подтвержденные привилегии.
     Последовательная официальная политика в отношении еврейской общины, резко ограничивающая деятельность кагала, организации централизованного общинного самоуправления, и стимулирующая развитие хавурот (традиционных форм местного самоуправления), привела к образованию новых общинных организаций по всей черте оседлости, ставших, по слову Бен Цион Динура, ядром новой социальной структуры русского еврейства. Их деятельность привела к трансформации традиционных еврейских обществ-хавурот в общинную сеть еврейских цеховых организаций, прототипов будущих профсоюзов, активно действующих за пределами неэффективной и слабой системы официальных цеховых организаций, поддерживаемых государством. Последние, несмотря на открытую поддержку властей, безусловно проигрывали все увеличивающемуся числу еврейских мастеровых и ремесленников, более дешевых и не обремененных тяжеловесными государственными структурами. Только при Николае, в 1830-1840-х годах, при прямом вмешательстве государства цеховым организациям в ряде городов (Житомире и Митаве) удалось захватить рынок и потеснить еврейского ремесленника.
     Условия для торговли также были благоприятными. Дискриминационный тариф на импорт, подавивший международную торговлю, был введен только вначале 1830-х годов. До этого времени легальный, полулегальный и контрабандный товаров из Австрии и Польши в Россию представлял собой один из важнейших источников экономического роста западных губерний. По отношению к общему числу купцов число еврейских розничных торговцев на Волыни и Подолии выросло с 25-30% в 1780-е годы до 86% - в 1818-м. На крупнейших польских ярмарках евреи Литвы и Украины составляли 96,6% Еврейские постердники, производители и купцы преобладали также и на важнейших ежегодных ярмарках в Дубно, Умани и Бержичеви, торговый оборот которых был сравним с товарооборотом Москвы. Только в 1830-х годах дискриминационный тариф и изгнание евреев из пограничных областей подорвали єкономическое процветание края, привели к упадку его важнейших центров, но, как это было и тогда, и в дальнейшем, не принесли казне взыскуемой прибыли. Так, например, после 1830 г. оборот Бердичевской ярмарки - крупнейшей в черте оседлости - упал с  5 833 000 руб. до 1 836 000 руб. в 1832-м  и до 212 900 руб. - в 1843- м, т.е. уменьшился в двадцать семь раз.
        Корчмы и постоялые дворы в сельской местности, а также в местечках принадлежали в основном евреям-арендаторам, представляющим широкие общинные интересы. Пропинация - производство и продажа спиртного - считалась еврейской профессией par excellence. Преобладание евреев в виноделии обеспечивало высокую конкуренцию и низкие цены. Более того, в период между 1815 и 1825 гг. русские власти, всеми силами стремившимися привлечь христианское наследие к этому рискованному занятию, но так и сумевшие это сделать, нехотя представляли евреям привелегии на производство и продажу водки во внутренних губерниях империи.

Поиск предков и потомков, сбор информации, генеалогические исследования и построение родовых деревьев для следующих фамилий: Дорошенко, Дик, Верба, Кравцов, ПолОвый, Курбановский, Коноплин, Будников,  Синельник, Каченовский/Коченовский/Коченевский, Родкевич/Радкевич, Роскладка/Розкладка/Раскладка/Розкладко

mtDNA - J1c5

Поделиться

3

Re: Евреи в русской армии. 1827 - 1914

Рекрутчина должна была ограничить евреев как наиболее экономически развитую посредническую группу и вместе с изгнанием из деревень максимально отдалить евреев от крестьян - чтобы обеспечить государственную монополию на хлеботорговлю.

......................

Армия уравняла евреев, как правило, грамотных, с поголовно безграмотным русским крестьянством.

Поиск предков и потомков, сбор информации, генеалогические исследования и построение родовых деревьев для следующих фамилий: Дорошенко, Дик, Верба, Кравцов, ПолОвый, Курбановский, Коноплин, Будников,  Синельник, Каченовский/Коченовский/Коченевский, Родкевич/Радкевич, Роскладка/Розкладка/Раскладка/Розкладко

mtDNA - J1c5

Поделиться