Исповедные книги – комментарии
Первые христиане причащались за каждой Литургией, затем периодичность менялась, и в итоге была сведена к минимуму – 1 раз в год.
Обязательным правилом являлось исповедоваться и причаститься в первый воскресный день после начала Великого поста – этот день называется «Неделя Торжества Православия» («воскресный день» = «неделя»)
Древнерусское – неделя.
Старославянское – неделя (воскресенье, седмица).
Слово «неделя», означающее «часть месяца, которая состоит из семи дней, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем», заимствовано из старославянского языка в XI в.
Первоначальное значение этого слово было «день неделания», то есть «воскресенье», образовано это существительное путем слияния отрицательной частицы «не» и «дел-» от глагола «делати».
Календарная дата этого дня меняется и не является фиксированной.
Это связано с тем, что начало Великого поста и его первый воскресный день привязаны в дате Православной Пасхи – которая меняется и определяется таким образом:
«Согласно правилам Первого Вселенского собора (325г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.»
Источник: azbyka.ru/paskha/pravoslavnaya_p … -all.shtml
Кстати то, что в Православной Церкви Пасха обязательно празднуется ПОСЛЕ еврейской Пасхи – и является причиной расхождений с католическим календарем (где иногда Пасха празднуется намного раньше, нарушая логику и связь евангельских событий – ведь Иисус Христос воскрес именно ПОСЛЕ еврейской пасхи, а не до).
При необходимости можно установить дату Пасхи разных лет – например тут с 1800 года: diak.ortox.ru/kalendar/view/id/5007
(комментарии к данному календарю: дата исповеди (Неделя Торжества Православия) будет в следующее воскресенье, после Недели сырной (Прощеное воскресенье) – когда было заговенье на Великий пост (начало Великого поста).
Далее ссылки и дополнительная информация на эту тему:
1. Исповедоваться принято перед Причащением, хотя эти два Таинства не связаны между собой формально. В древней Церкви, например, человек считался отлучившим себя от Церкви, если он дважды подряд без причины (болезнь или путешествие) пропускал воскресную службу.
2. Исповедь в привычной нам форме появилась в IV-V вв. С 5 по 10 век формируется чин исповеди. К 10 веку - Устав Иоанна Постника. Греческие вопросники по сравнению с русскими - не подробны, говорят лишь о самых общих грехах. Русские много детальнее, и центральное место в них отведено блуду (до двух третей места; при этом вопросники становились все больше - до 150 вопросов).
Исповедные вопросники в русских рукописях встречаются с XIV в. Очень быстро начинают
разрастаться и специализироваться, обгоняя греческие вопросники: эволюция русских уже в XV веке пришла к тому, что в греческих появилась лишь к XVII. Специализированные вопросники для мужчин, женщин, детей, мирян и священников, монахов, монахинь, судей, бояр, для девиц, холостяков, вдов, дьяков, архиереев.... Популярность вопросников на Руси была много выше, чем на Балканах и в Византии.
Развитие покаянных текстов прервалось с появлением книгопечатания - во время рукописной книги вариантов было множество и они всё развивались, с 1623 г. текст из печатного требника вытеснил рукописные варианты. После этого продолжали развиваться только старообрядческие вопросники. В 19 в. они приняли много новых реалий.
В 15-16 вв. на исповеди редко спрашивали о грехах духа - печали, унынии, лени. Такие вопросы стали появляться с 18 в. С 18 в. начинает порицаться жестокое отношение к животным. Чего не было: при подробнейшем перечислении всяких блудодейств можно понять, каких связанных с сексуальностью грехов не знали в те времена. А именно - неизвестен (видимо) был групповой секс и сексуальный садомазохизм.
На Руси частота исповеди зависела от требований духовника - изредка раз в месяц и даже каждый день. Но обычно - во время больших постов, три раза в год. Обязательной считалась исповедь раз в год, к 16 в. это стало общепринятым.
(Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX вв.)
Архимандрит ИОАНН (Маслов), магистр богословия
Обрядовые особенности
покаяннной дисциплины Древней Руси
(на этом ресурсе я даю ссылку именно на ЭТУ конкретную статью – а не на весь ресурс, а по поводу рекламы лечения и прочего решайте сами)
simvol-veri.ru/xp/obryadovie-oso … -rusi.html
Что такое покаяние и исповедь - архимандрит Нектарий (Антонопулос)
azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhiz … -all.shtml
ЕЩЕ – о смысле и значении исповеди:
sobor.eparhiya.kz/index.php?Item … w=category
Опыт построения исповеди: архимандрит Иоанн Крестьянкин
azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Krestj … a-ispovedi
azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/
PS: приводя ссылки на определенные (указанные) статьи или заметки на сторонних сайтах – я не имею отношения к остальному содержанию этих интернет-ресурсов, не провожу их цензуру и не имею отношения к коммерческим предложениям их владельцев.