1 ( 15-09-2014 00:18:42 змінене innanowa )

Тема: Канонизация святых

Определением Архиерейского Собора 1992 года предписывалось: "Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии".

Труд по сбору сведений о пострадавших в эпоху гонений - многолетний, задача которого - в выяснении обстоятельств жизни и служения тех, кто может быть причислен к лику новомучеников и исповедников , а также выяснение действительного положения дел в православных епархиях в эпоху гонений с четким представлением о происходящих событиях и их участниках.

Share

2 ( 14-09-2014 23:22:12 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

С любовью и благоговением обращаемся мы к подвигу новомучеников ХХ столетия.
В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях.

Прославление Собора новомучеников и исповедников явилось свидетельством о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: "Претерпевший же до конца спасется" (Мк. 13. 13), - говорит Христос.

Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.

Прославление святых есть неотъемлемая, необходимая составная часть духовной жизни Церкви и ее апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Духовный опыт святых XX века - прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия.


Термин "канонизация" (от лат. Canonisatio) есть латинизированная транскрипция греческого глагола kanonizein - "определять, на основании правила узаконять", был введен в оборот западными учеными богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание "причтение к лику святых" или "вмещение, вчинение в лик святых".

Основными условиями прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей. Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди святого Евангелия.

2. Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам, или от честных его останков-мощей.

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака признавались условиями присутствия истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения и подвигу, ими подъятого (мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые и др.), в Русской Церкви святые различались и по распространенности их почитания - местно-храмовые, местноепархиальные и общецерковные. В современной практике канонизации различаются только местночтимые (т. е. те. чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии) и общецерковные (т. е. те, чье почитание имеется во всей Церкви). Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена общецерковно прославляемых святых сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в их Святцы.

Определением Архиерейского Собора 1992 года предписывалось: "Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии".

в 1992 году - прославлены священномученики Владимир (+1918), митрополит Киевский ( о нем дополнительно будет сделан пост), Вениамин (+1922), митрополит Петроградский, и вместе с ним убиенные преподобномученик архимандрит Сергий и мученики Юрий и Иоанн, преподобномученицы великая княгиня Елизавета (+1918) и инокиня Варвара, а также преподобные Кирилл и Мария (+ ок. 1337), родители преподобного Сергия;

(Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на церемонии открытия XII Рождественских чтений).

Thanks: kbg_dnepr1

Share

3

Re: Канонизация святых

Как происходит сбор сведений о мучениках и исповедниках

Отличительной особенностью изучения эпохи гонения на христиан в XX веке является крайне малое наличие письменных источников. Основную массу среди них составляют мученические акты: это материалы уголовно-следственных дел, по которым несправедливо были осуждены иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне. Существует мнение, что поскольку материалы следственных дел составлены безбожниками, то не следует их изучать, так как все, что в них находится, - есть фальсификация. Однако, следует заметить, что мученические акты в древности также составлялись язычниками, и с той же самой целью - доказать юридическую правоту применяемой меры по отношению к человеку. Материалы следственных дел ценны не только тем, что содержат много сведений биографического характера, они ценны именно тем, что скрепленные подписью пострадавшего, становятся свидетельством его позиции во время мучения. Кроме того, в следственных делах человек мог проходить и как свидетель, занимая при этом разные позиции в отношении не столько юридическом, а церковно-нравственном. Разная судьба апостолов Христовых должна оградить нас от легковесного подхода к изучению истории гонений, так как и среди них оказался предатель. Вся история Церкви поучает нас, что кроме великих подвигов веры и благочестия, рядом с пшеницей, посеянной Христом, растут и плевелы. Как во времена первых гонений, так и сейчас были не только павшие, но и отрекшиеся от веры, похулившие Христа, Церковь и служение.

Искажены ли протоколы допросов? Следует учесть, что немалая часть протоколов допросов написаны либо самими арестованными, либо их рукой сделаны приписки, казавшиеся им необходимыми, для большей выразительности их позиции. Конечно, в протоколе отображены стиль и язык, которые использует следователь на допросе, цель написания протокола - не зафиксировать слово в слово все, что говорилось следователем и арестованным, а "под протокол" оформить показания человека, отобразив тот своеобразный итог. который достигло следствие в момент допроса. Поэтому протокол многочасового допроса мог уместиться на одной странице, а мог быть не подписан человеком, если он этого не желает, о чем составляется следователем специальный акт.

Кроме архивов репрессивных органов большой интерес исследователей новейшей церковной истории составляют материалы различных фондов: духовных учебных заведений, клировые ведомости, материалы комиссий по культу (в ведение которых входила регистрация, открытие и закрытие храмов) и многие другие. К сожалению, практически не сохранились послужные списки духовенства, служившего в 20-е, 30-е и 40-е годы. Архивы почти всех епархиальных канцелярий были либо уничтожены, либо изъяты при аресте епископа и бесследно исчезли.

За отсутствием в то время периодической церковной печати, прекращением религиозной издательской деятельности любое письменное наследие мучеников могло дойти до нас только в виде рукописей, писем и дневниковых записей. Но и таковые обретаются совсем у немногих и их следует внимательно изучать.

Особую важность имеет устное предание о мучениках, их подвиге, их нравственном облике. Но когда мы говорим о предании, то очень важным становится аспект его подлинности: верно ли свидетели передают факты, насколько сами свидетели находятся в ограде Церкви, не предвзяты ли они в своих оценках.

К настоящему времени свидетелей, которых можно было бы найти, осталось крайне мало. Это в первую очередь родственники пострадавших за веру, а также старожилы, которые помнят о священно- и церковнослужителях. В работе Комиссии аспект совпадения устного предания и письменных источников чрезвычайно важен.

Труд по сбору сведений о пострадавших в эпоху гонений - многолетний, задача которого - в выяснении обстоятельств жизни и служения тех, кто может быть причислен к лику новомучеников и исповедников Российских, а также выяснение действительного положения дел в епархиях Русской Православной Церкви в эпоху гонений с четким представлением о происходящих событиях и их участниках. К своей работе Епархиальная Комиссия по канонизации святых должна привлекать как можно большее число опытных церковных историков и архивистов.

Share

4 ( 14-09-2014 23:30:09 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

О прославлении новомучеников и исповедников ХХ века

К житию мученика или исповедника Правящий архиерей должен приложить копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены, а именно: анкета арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор тройки, акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

В вопросе прославления мученика или исповедника много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения которых принять решение о прославлении невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведения на следствии, не являлся ли человек секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам.

Архивы страны, фонды которых хранят документы об истории Церкви и гонении на нее, только недавно и до сих пор не в полном объеме стали доступны для изучения. В связи с этим исследователям открывается не только много ранее неизвестных фактов, но и религиозная, нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Русской Православной Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников Российских продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные выводы и решения.

В XX веке гонения на христиан, если сравнивать их с гонениями первых веков, стали более длительными по времени и более изощренными по форме и содержанию. Поэтому в наше время необходимо применять дополнительные критерии при подходе к канонизации пострадавших в эпоху гонений, учитывая обстоятельства эпохи. Комиссией особо тщательно изучаются материалы, касающиеся церковного служения и поведения на следствии предлагаемых к канонизации подвижников.

В самом начале своей работы Синодальная Комиссия по канонизации святых в 1995 году выработала одобренный Священноначалием документ "Историко-ка-нонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века", который лег в основу деятельности Комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников.

Неправомерно всех погибших в ту пору не только мирян, но даже и священнослужителей считать мучениками только на основании самого факта их убийства. В годы гонений испивали чашу страданий и лица, которые пребывали в расколах и разделениях.

Но между расколами есть разница. Одни из них граничат с ересью, то есть возникли вследствие глубоких заблуждений экклезиологического характера, либо происхождением своим обязаны преступному властолюбию, самоволию и всякого рода бесчинным акциям церковных раздорников. С такими расколами не следует путать разделения, которые появились в церковной среде вследствие разного видения путей адекватного реагирования на бедственные для Церкви явления и которые изживались Церковью в исторически короткие сроки. Можно надеяться, что в обозримом будущем милостью Божией и оставшиеся такие разделения будут окончательно преодолены.

Вторую важную часть исследования в вопросе канонизации занимает выяснение обстоятельств жизни и служения и обстоятельств мученичества или исповедничества: каким было поведение человека в повседневной жизни и во время следствия, как он пользовался временем для устроения своего спасения? В первую очередь это относится к священнослужителям, ибо они, согласно воле Христовой, выраженной через Апостола, должны быть "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4. 12). Недаром эти слова начертаны на наперсном кресте, возлагаемом на новопоставленного священника, как напоминание о выбранном жребии служения Богу и ближним.

Интересующийся историей канонизации святых в Древней Церкви, в том числе и в Русской Православной Церкви, может обратиться к работам историков. среди которых можно указать на следующие труды:

1. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903.

2. Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святых. М., 1893.

3. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.,1871.

4. Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль, 1903.
В 1999 году Синодальной Комиссией по канонизации святых выпущена книга "Канонизация святых в XX веке". В ней помещены важнейшие церковные документы, которые стали результатом разносторонней работы Синодальной Комиссии за период ее существования. Эта книга стала справочником для историков, архивистов и тех, кто занимается подготовкой материалов к канонизации святых.

Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на церемонии открытия XII Рождественских чтений.

Share

5 ( 14-09-2014 23:44:52 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

СПИСОК НОВОПРОСЛАВЛЕННЫХ СВЯТЫХ

Москва, 20 августа
Из деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), Иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), Иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), Священника Алексия Гнеушева (1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных оптинских старцев

Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года:
Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев:

– праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году);

– свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания
святителя Макария,
святого праведного Алексия Мечева,
преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни,
преподобного Серафима Вырицкого,
34 преподобномучеников Валаамских,
священномученика Арсения Ростовского,
святителя Иннокентия Пензенского,
преподобного Макария,
святого праведного Алексия Бортсурманского,
преподобномученика Парфения,
игумена Кизилташского монастыря.

2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика.

3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение.


Из деяния О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века
Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года:

Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было "дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили:

(далее будет приводиться отдельно информация по епархиям в алфавитном порядке - для облегчения поиска)

5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение.

6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне – к лику мучеников или исповедников.

7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.

8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода.

10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.

12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.

13. Сообщить имена новопрославленных святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.

14. В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых.

15. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение. Аминь.

Исходник и полные списки по другим городам и странам тут:
www.pravoslavie.ru/news/sobor/33.htm

Share

6

Re: Канонизация святых

от Крымской епархии:

епископа Уманского Макария (Кармазина; 1875-1937)
протоиерея Андрея Косовского (1878-1920)
протоиерея Виктора Киранова (1881-1942)
протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935)
протоиерея Михаила Богословского (1883-1940)
священника Александра Ильенкова (1896-1942)
священника Матфея Александрова (1872-1921)
Стефана Наливайко (1898-1945)
Димитрия Спиридонова (1877-1938)

Share

7

Re: Канонизация святых

от Черниговской епархии:

архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского; 1867-1918)
архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918)
Алексия Зверева († 1918)

Share

8 ( 14-09-2014 23:43:27 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых:

в Украинской Православной Церкви

митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880-1938, память 10/23 января, священномученик)
архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885-1938, память 19 мая/ 1 июня, священномученик)
архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851-1940, память 19 мая/ 1 июня, священномученик)
архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872-1937, память 31 октября/ 13 ноября, священномученик)
архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877-1937, память 10/23 ноября, священномученик)
епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870-1930, память 22 марта/ 4 апреля, священномученик)
епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
протоиерея Димитрия Киранова (1879-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
протоиерея Николая Мезенцева (1863-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, преподобномученик)
священника Тимофея Изотова (1875-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
священника Иоанна Блюмовича (1888-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
священника Владимира Пищулина (1889-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, священномученик)
иеродиакона Антония (Корж, 1888-1938, память 19 ноября/ 2 декабря, преподобномученик)
протоиерея Николая Казанского (1874-1942, память 7/20 октября , священномученик)
священника Елеазара Спиридонова (1873-1937, память 23 ноября/ 6 декабря, священномученик)
103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

Share

9 ( 14-09-2014 23:47:00 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

НОВОМУЧЕНИКИ СЛОБОДСКОГО КРАЯ
(Местночтимые святые Слободского края)
(Слобожанщина - Харьковская область)

    Кроме архиепископов св.Александра (Петровского) и св.Онуфрия (Гагалюка) (митрополит Константин (Дьяков) был причислен к лику святых 19 октября 1993) в числе новомучеников Слободского края с 22.06.1993 почитаются еще двадцать четыре священномученика, три мученика и один исповедник. Митрополит Константин (Дьяков) был причислен к лику святых 19 октября 1993 г.

Оськин Семен Кириллович
(24.05.1880–5.09.1937) — священник.
Родился в с. Песчаное Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Ко времени ареста не служил, проживал в с. Печенеги Печенежского р на Харьковской обл. В июне 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 5 сентября 1937 в Харькове.
Федоров Иван Петрович
(1871–7.09.1937) — священник.
Родился в с. Старое Сеславино Тамбовской губ. Рукоположен в 1930. Служил в с. Андреевка Балаклейского р на Харьковской обл.
В августе 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 7 сентября 1937 в Харькове.
Андронов Степан Александрович
(15.09.1867–13.11.1937) — священник.
Родился в с. Золочев Харьковской губ. Рукоположен в 1923. С 1931 служил в с. Пришиб Балаклейского р на Харьковской обл. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 в Харькове.
Мигулин Николай Тимофеевич
(4.12.1872–13.11.1937) — священник.
Родился в с. Малая Волча Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Служил в с. Буденовка Ольховатского р на Харьковской обл. В сентябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 ноября 1937 в Харькове.
Чаговец Дионисий Андреевич
(1886–28.11.1937) — священник.
Родился в с. Дергачи Харьковской губ. Служил в с. Андреевка Балаклейского р на Харьковской обл. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 28 ноября 1937 в Харькове.
Паисий (Москот)
(8.12.1869–15.12.1937) — иеромонах.
Родился в с. Пески Радьковские Харьковской губ. В 1909 принят в Святогорский Успенский монастырь. Рукоположен в 1911. После закрытия в 1922 Святогорского монастыря переехал в Тверскую обл., где служил в одном из монастырей до 1924. В 1924–1936 — сельский священник в Сибири. В 1936 вернулся в с. Пески Радьковские, где на дому крестил детей. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 15 декабря 1937 в Харькове.
Мартыненко Иаков Ильич
(4.01.1878–16.12.1937) — священник.
Родился в с. Коротич Харьковской губ.
До 1937 был священником с. Малиновка Чугуевского р на Харьковской обл., но к моменту ареста уже не служил. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 в Харькове.
Тимонов Иван Васильевич
(1879–16.12.1937) — священник.
Родился в с. Чернянск Курской губ. Служил в с. Кочеток около Чугуева. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 декабря 1937 в Харькове.
Антоний (Горбань)
(22.01.1866–22.12.1937) — иеромонах.
Родился в с. Горбань Полтавской губ. Монашество принял до революции 1917. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В ноябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 22 декабря 1937 в Харькове.
Татаринов Алексей Николаевич
(30.03.1885 — (9.12.1937?) 10.01.1938) —
священник.
Родился в с. Кунье Харьковской губ. Служил в пос. Гнидовка (пригород Изюма). В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян в Харькове.
Василевский Владимир Николаевич
(6.01.1892–11.01.1938) — священник.
Родился в Ташкенте. Рукоположен в 1924. Служил в с. Введенском около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 11 января 1938 в Харькове.
Яворский Виктор Николаевич
(2.04.1873–1938) — священник.
Родился в с. Корочино (ныне — Седлецкое воеводство на территории Польши). Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 13 января 1938 в Харькове.
Жуков Иларион Николаевич
(1863–16.01.1938) — священник.
Родился в с. Чабановка (ныне — Луганская обл.). Служил в с. Осиновка около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 в Харькове.
Ефимов Николай Сергеевич
(3.02.1890–16.01.1938) — священник.
Родился в с. Верхний Салтов Харьковской губ. Рукоположен в 1923. Служил в с. Терновая Чугуевского р на Харьковской обл. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 16 января 1938 в Харькове.
Дорошенко Петр Варфоломеевич
(1882–17.01.1938) — протоиерей.
Родился в Чугуеве. В сан посвящен в 1906. Служил в с. Преображенка около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938 в Харькове.
Федотов Лукьян Петрович
(13.10.1895–17.01.1938) — священник.
Родился 13 октября 1895 в Изюме. Рукоположен в 1920. В 1924 окончил Киевскую богословскую школу. Служил в Изюме, в кладбищенской церкви. В октябре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 17 января 1938.
Варсонофий (Мамич Валентин Михайлович)
(1875–19.01.1938) — архимандрит.
Родился в С.-Петербурге. В 1899–1917 иеромонах Толгского монастыря Ярославской епархии, затем — Покровского Харьковского монастыря. После закрытия обители служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 в Харькове.
Редозубов Иаков Иванович
(1871–19.01.1938) — протоиерей.
Родился в Чугуеве. Служил в с. Осиновке около Чугуева. В декабре 1937 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 19 января 1938 в Харькове.
Протопопов Гавриил Александрович
(26.03.1880–23.05.1938) — священник.
Родился в с. Печенеги Харьковской губ. Служил в церкви Трех Святителей в Харькове. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 23 мая 1938 в Харькове.
Евтушенко Спиридон Макарович
(31.10.1883–25.05.1938) — диакон.
Родился в с. Солоницевка Харьковской губ. Рукоположен после революции 1917. Служил в церкви Трех Святителей в Харькове. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.
Киприан (Янковский Лев Николаевич)
(31.10.1897–26.05.1938) — архимандрит.
Родился в Харькове. Окончил ДА.Служил в Харькове, в Казанской церкви на Лысой Горе. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 26 мая 1938 в Харькове.
Федоров Иван
(?—1941) — священник.
Служил в церкви Архангела Михаила в г. Краснокутск. Утоплен в 1941 солдатами Красной армии.
Краснокутский Павел Михайлович
(1883—?) Священник.
Родился в станице Покровское Чугуевского уезда Харьковской губ. Служил в с. Зарожное Чугуевского р на Харьковской обл. В феврале 1930 приговорен к десятилетнему заключению в концлагере.
Шипулин Сергей Павлович
(21.12.1872 —?) — священник.
Родился в Вельске. Служил в разных церквях Харькова, не имея собственного прихода. В октябре 1937 арестован и приговорен к десятилетнему заключению в концлагере. В январе 1940 приговор пересмотрен, св.Сергей приговорен к пятилетней ссылке в Красноярский край.
Загоровский Николай Михайлович
(27.07.1872–13.10.1943) — протоиерей.
(См. ст.: Серафим (Загоровский)). Родился в Ахтырке. Один из самых известных харьковских священников, пользовался большой популярностью в народе. Впервые арестован в марте 1923, после этого жил в Петрограде, отбывал ссылки на Соловках, на Крайнем Севере. Был тайно пострижен в монашество с именем Серафим. В конце 1930 х годов жил в г. Обоянь Курской обл., втайне совершал Литургию, был известен как старец. После оккупации Украины немецкими войсками вернулся в Харьков, где служил в своем доме при большом стечении народа. При отступлении немецкой армии уехал из Харькова на запад и умер в дороге, в Перемышле, 13 октября 1943.
Кононенко Иван Андреевич
(7.01.1880–25.05.1938) — регент.
Родился в с. Солохи Харьковской губ. С женой и тремя детьми жил в Харькове, был регентом в церкви Трех Святителей. В апреле 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.
Ординец Филипп Михайлович
(1.06.1888–25.05.1938) — регент.
Родился в Мирополье. С женой и четырьмя детьми жил в Харькове, был регентом в Никольской церкви на Лысой горе. В марте 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.
Мищенко Андрей Никитович
(30.10.1893–25.05.1938).
Родился в Харькове. До революции 1917 работал учителем, позднее стал регентом Софийской церкви в Харькове. В апреле 1938 арестован и приговорен к смертной казни. Расстрелян 25 мая 1938 в Харькове.


Лит.:
Нинодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов.X., 1996;
За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Кн. 1. М., 1997; ПЭ.Т. 1, 2. М., 2000, 2001.

Thanks: DVK_Dmitriy1

Share

10 ( 15-09-2014 00:19:39 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

Святая Православная Церковь возносит молитвы и чествует тысячи истинных угодников Божиих,  не противопоставляя их между собой.

Во всех городах и весях православные  почитают подвиг равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, не умаляя ее труды (как женщины) и не отделяя ее проповедь (в Грузии) от трудов на благо Церкви других апостолов Христовых.

Мы молимся с одинаковым почтением таким святитым, как  святитель Амвросий Медиоланский (+397), святитель Амфилохий Иконийский (+394), святитель Андрей Кесарийский (+ VI–VII века), святитель Андрей Критский (+712/726), святитель Георгий Никомидийский (+ IX век), Григорий II, папа Римский (+ 731), святитель Савва Сербский (+1237), святитель Марк Эфесский (+1444), святитель Петр (Могила), митрополит Киевский (+1646), святитель Филаре́т Дроздо́в, митрополит Московский (+1867).

Также мы чтим память преподобных, которые подвизались в египетских пустынях и на Афоне, в Оптиной Пустыни,  в Киево-Печерской Лавре  и Почаеве.

Вот только несколько имен, которые покажут географическую необъятность земного местопребывания святых Божиих: преподобный Ефрем Сирин (+373), преподобный Макарий Александрийский (+395), преподобный Нил Синайский (+450), преподобный Симеон Новый Богослов (+1022), преподобный Феодосий Печерский (+1074), преподобный Сергий Радонежский (+1392), преподобный Иов Почаевский (+1651), преподобный Серафим Саровский (+1833), преподобный Лаврентий Черниговский (+1950).

Апостол Павел пишет так:

10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
(1 Кор. 1:10-13)


Отделяет ли  Господь правоверных иудеев от иноплеменников?

В Евангелии от Матфея и от Луки приведен пример того, как Господь исцелил слугу сотника (римского воина, который фактически служил угнетателям иудейского народа).

Более того, Господь не только похвалил сотника на словах, но и на деле проявил к нему свою любовь, исцелив его слугу:
(Мф. 8:5-13)  и (Лк. 7:1-10)

В книге Деяний Святых апостолом примеры обращения,  крещения и сошествия Святого Духа на иноплеменников и необрезанных:
Вот  факты сошествия Святого Духа на иноплеменных:

27. И вот, муж Ефиоплянин, евнух,
(Деян. 8:27)

39. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(Деян. 8:39)

И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников (Деян. 10:45)

И сейчас за каждым богослужением в Православной церкви возносится молитва Богу:

"О мире ВСЕГО  мира"

Share

11

Re: Канонизация святых

Большое спасибо, очень интересно. Мой дед тоже из новомучеников: в 1933 г. он был одним из обвиняемых на большом процессе церковнослужителей в Могилеве (дело "Иезуит"). Возможно, тогда решили "почистить" город для переноса столицы Белоруссии. Дед был осужден на 5 лет лагерей, должен был освободиться в ноябре 1937, но в декабре в их лагере (Орлово-Розово Верх-Чебулинского р-на совр. Кемеровской обл.) "раскрыли" контрреволюционную группу и в январе 1938 он был расстрелян вместе с еще 30 чел. (преимущественно церковнослужителями) в Мариинске.

Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов Федосенко (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Душин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)

Share

12 ( 15-09-2014 11:38:36 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

Благодарю за отзыв.

Видите, мы коснулись очень интересной и актуальной темы – «Живая история» или "Устная история", и, наверное, это не случайно (большинство источников литературы по этому вопросу - англоязычные издания - так что "ниша" ценной информации не занята в Украине (да и других русско-говорящих регионах)))

Сейчас уходит поколение людей, которые были участниками и свидетелями событий ХХ века.  Вместе с ними уходит и важная информация – свидетельства очевидцев.

Сохранить их воспоминания очень важно – именно в полноте различных точек зрения и мировоззрений.

Прошлое изменить нельзя, а сохранить память предков и донести своим детям и внукам – можно и нужно.

И совсем не обязательно приводить все исторические сведения к искусственному единобразию, так как это будет искажение действительности.

В любую историческую эпоху были герои и предатели – и они могли совершенно искренне защищать  свои ценности (мировоззрение, религию, территорию), и при этом принадлежать к противоборствующим сторонам. (Также как и в любой дискуссии есть как минимум – 2 участника, мнения которых расходятся). При этом участниками и свидетелями событий были простые труженики, учителя, врачи и солдаты.

Вот вспомнилась удивительная женщина София Богдановна Шоломова.

С.Б. Шоломова - сотрудник научно-исследовательского отдела книговедения, коллекций редких изданий и рукописей; книговед, литературовед и краевед, историк духовной культуры Украины и России XVIII-XX веков, автор многочисленных книг и публикаций, блестящий лектор, известный общественный деятель, один из основателей содружества харьковской интеллигенции "Круг", лектория им. о. Александра Меня при Харьковском художественном музее.

    Чрезвычайно весом вклад С.Б. Шоломовой в работу по научной организации книжных коллекций и архивных фондов, научно-исследовательскую работу Библиотеки, популяризацию редких и ценных изданий. София Богдановна была участницей многих международных научных конференций в Украине и России.

    С.Б. Шоломова - автор десятков книг, около 200 научных публикаций, напечатанных визданиях "Книга. Исследования и материалы", "Литературное наследство", "Альманах библиофила", журналах "Вера и разум", "Отечество", "Звезда", "Нева", "Искусство", "Истина и жизнь", "Мир библиографии", "Театральная жизнь", "Вопросы философии".

    Научные работы С.Б. Шоломовой выходили в Харькове, Киеве, Донецке, Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Риге, Тарту, Тбилиси, Париже, Джорданвилле (США).

Подробнее здесь (самодельный сайт с очень теплым содержанием и любовью к ней, он сделан ее супругом и друзьями)

https://sites.google.com/site/sofiasholomova/

Это от меня комментарий:

Мы знакомы с 90-х годов, она удивительная женщина: почти прикованная к постели (больные ноги), она общалась дома у себя полулежа. Книги, распечатки, вырезки – были вокруг кровати, на стульях, подоконнике, тумбочках.

Ее глаза – ее глаза светились интересом к жизни, к людям, они были просто источником радости и внутреннего света. Находя архивные документы и другую информацию - она воспринимала не как буквы на бумаге - для нее это была ЖИВАЯ и РЕАЛЬНАЯ СВЯЗЬ с теми людьми, чьи судьбы она исследовала.

Они жили очень скромно, ее супруг сам верстал книги Софии Богдановны (на каком то допотопном компьютере в самодельной программе).

Я общалась недавно с ним (мужем Софии Богдановны), он обещал подобрать сохранившиеся книги и записи (я готова купить их лично для себя). Надеюсь, в ближайшее время мы увидимся с ним.

Thanks: DVK_Dmitriy1

Share

13

Re: Канонизация святых

Может, стоило бы создать фамильную тему на форуме и записать в ней все, что известно о предках С.Б Шоломовой и ее мужа? - именно чтобы это не ушло вместе с ними...

Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов Федосенко (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Душин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)

Share

14 ( 15-09-2014 10:55:07 змінене innanowa )

Re: Канонизация святых

Очень хотелось бы, чтобы сохранилась память и о Софье Богдановне, и о многих других (иногда скромных и незаметных, а иногда известных и ярких личностях).

София Богдановна занималась исследованиями очень обширной тематики, поэтому свести информацию к ее роду наверное слишком сложно.

Вот печатные труды С. Ф. Шоломовой - я только некоторые названия привела тут, остальные - на сайте по ссылкам перечислены - их несколько сотен  (впечатляет, правда?):

1.Книговедение, история и состав книжных и рукописных коллекций ХГНБ

Щедрость души: люди страны Библиофилии: [об извест. книговеде И. Я. Каганове] // Кн. обозрение. – 1978. – № 42. – С. 15.
Автограф на книге об отце А. Блока // Альм. библиофила. – 1980. – № 8. – С. 186–190.
"Издано в 1881 году …": [народовол. сб. "Отклик" (изд. в Петербурге) в фондах ХГНБ] // Крас. знамя. – 1982. – 5 авг.
Неизвестный автограф народовольца [П. Ф. Якубовича] // Нева. – 1982. – № 11. – С. 178–180.
Харківське видання Паустовського // Вечір. Харків. – 1982. – 21 лип.
Из библиотеки Г. П. Данилевского: [из истории кн. Н. С. Кохановской "Степной цветок на могилу Пушкина"] // Крас. знамя. – 1983. – 31 июля.
В. Г. Короленко издавался в Харькове // Крас. знамя. – 1983. – 27 июля.
Книга отметила юбилей: ["Сборник современных стихотворений" (Петербург, 1862) из б-ки Г. П. Данилевского] // Крас. знамя. – 1984. – 31 янв.
О редком издании поэмы Александра Блока "Двенадцать": [харьк. изд. 1921 г.] // Кн. обозрение. – 1984. – 8 июня.
Славна сторінка російського книгодруку: [книговидавнича діяльність О. І. Герцена] // Вечір. Харків. – 1984. – 30 серп.
Унікальне видання Герцена ["Роздуми", яке видав харківський книговидавець А. В. Скалон] // Прапор. – 1984. – № 10. – С. 119–122. – Дослідж. публ.

продолжение тут https://sites.google.com/site/sofiashol … ekcij-hgnb


2. История ХГНБ им. В.Г. Короленко

Лосієвський, І. Я. Архівні фонди діячів науки і культури ХХ століття / І. Я. Лосієвський, С. Б. Шоломова // Документально-інформаційні ресурси ХДНБ ім. В. Г. Короленка: зб. наук. ст. – Х., 1996.
– Вип. 2. – С. 80–86.

Лосієвський, І. Я. ХДНБ під час німецько-фашистської окупації Харкова (1941–1943 рр.) / І. Я. Лосієвський, С. Б. Шоломова // Історія ХДНБ ім. В. Г. Короленка: пошуки, дослідження, відкриття: зб. наук. ст. – Х., 1996. – Вип. 1. – С. 34–45.

и далее тут:
https://sites.google.com/site/sofiashol … ko_library

3.Литературоведение
https://sites.google.com/site/sofiashol … urovedenie

4. Краеведение

140.    "… Донині серед людей передових": [об Андрее и Николае Бекетовых в Харькове] // Прапор.
– 1979. – № 10. – С. 118–123.

З минулого майбутнє витікає: [епістолярій
О. Блока, зв'язки з Харковом] // Прапор. – 1980. – № 8.
– С. 127–133.

Нетлінність сущого: [життя та кн. харк. вченого О. В. Ветухова] // Вітчизна. – 1992. – № 10.
– С. 130–131.
Паустовський любив Валки …: [до 100-річчя від дня народж. К. Г. Паустовського] // Слобід. край. – 1992. – 4 черв.

"Помогайте всем, помогайте непременно …": [о первом рук. каф. истории всеобщей лит. ХГУ А. И. Кирпичникове] // Веч. Харьков. – 1994. – 1 марта.

и далее
https://sites.google.com/site/sofiashol … raevedenie

5.Религиоведение

"Он вносил свет и утешение": (харьк. страница жизни святителя Иосафа Белгородского) // Віра і Розум. – 2002. – № 3. – С. 156–169.
"Блаженны мертвые, умирающие о Господе …": [о священ. роде епископа Арсения Жадановского (1874–1937)] // Культурна спадщина Слобожанщини: зб. наук. ст. за матеріалами міжнар. наук. конф. "П'яті Слобожанські читання": круг. стіл "Історія харк. священства". – Х., 2003. – С. 24–44. – Бібліогр.: 13 назв.
Забвение над ними бессильно: [из цикла "Сыны света", посвящ. судьбам священнослужителей – новомученников] / Харьк. правозащит. группа. – Х.: Фолио, 2003. – 142 с.: ил. – Библиогр. в конце гл.
Историко-церковные новеллы о харьковском священстве. – Х., 2008. – 332 с.

и далее:
https://sites.google.com/site/sofiashol … giovedenie


PS:
я очень хочу приобрести:

Забвение над ними бессильно: [новомученики Харькова]: (по материалам кн. и арх. фондов ХГНБ) // Науково-теоретичні здобутки Слобідської України: філософія, релігія, культура: міжнар. наук. конф. … 22–23 листоп. 2000 р., м. Харків: зб. наук. ст. за матеріалами конф. – Х., 2000. – № 4. – С. 203–213.

kbg_dnepr пише:

Может, стоило бы создать фамильную тему на форуме и записать в ней все, что известно о предках С.Б Шоломовой и ее мужа? - именно чтобы это не ушло вместе с ними...

Share

15

Re: Канонизация святых

Чем отличаются исповедник от мученика?

Священномученик от преподобномученика?

Что означают эти термины и как их понимать, применительно к нашим родственникам и близким, пострадавшим от гонений на верующих в ХХ веке?


Словарь-справочник по данному вопросу:

Святость. Краткий словарь агиографических терминов

theprayerbook.info/4343-svyatost … minov.html

Агиография (от гр. [греч] άγιος "святой" и [греч] γράφω "пишу"), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.

Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.

В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Share

16 ( 21-12-2020 15:41:17 змінене Balakyn )

Re: Канонизация святых

Васильев, Василий П. История канонизации русских святых : Исследование Василия Васильева. - Москва : Унив. тип., 1893. - [4], 256 с.
https://search.rsl.ru/ru/record/01003664313


Голубинский, Евгений Евстигнеевич (1834-1912). История канонизации святых в русской церкви / [Соч.] Е. Голубинского, проф. Моск. духовной акад. - Сергиев Посад (Моск. губ.) : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1894. - [2], 267 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01003635359

2-е изд., испр. и доп. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1903. - [4], 600 с.
https://search.rsl.ru/ru/record/01003711957

Принципово пишу (і відповідаю) українською, бо для мене це важливо.

Share