Тема: Онацький, Онацкий, Онацкой
В разговоре с родственницей по линии Онацких, она сказала - посмотри по "однокласникам", почти все Онацкие вышли из-под Харькова.
Так оно и есть.
Фамилия встречается не часто, учитывая такую локализацию фамилии можно предположить, что все однофамильцы могут быть родственниками.
Семья Андрея Андреевича Онацкого на 1916 год жила в пос. Южном под Харьковом.
Жена Ирина Дмитриевна
Сыновья - Николай
Анатолий 1912 г.р
Михаил 1916 г.р.
Андрей Андреевич работал в железнодорожном депо мастером. Семейные истории рассказывают о нем, что он был мастер на все руки. Дружил с местным священником, хотя сам был не верующий (атеист). Но для церкви делал так называемые "чуда", а-ля плачущая икона и т.д. Когда Андрей Андреевич умер, священник отпел его бесплатно.
Поселок Южный был основан в 1906 году как поселок железнодорожников и по этому поводу есть замечательная книга местного краеведа В.А.Ломакина
ОТ АВТОРА
25 апреля 1911 года жителем поселка Южный А.П. Дракиным был издан “Очерк возникновения и развития поселка “Южный”.
Очерк небольшой, на 30-ти страницах которого рассказывается про историю возникновения и развития поселка, про первые годы его жизни.
В Очерке помещены 17 фотографий видов поселка тех далеких лет.
Написанный Очерк с интересом читался жителями поселка Южный все годы с 1911 по 1993 г.
Ниже перед читателями изложены “Исторические сведения” г. Пивденное в виде небольших очерков, которые помогут заглянуть в прошлое и настоящее города, узнать о его становлении, совершить своеобразную экскурсию по его предприятиям, детским оздоровительным лагерям, улицам и другим местам. Многое узнает читатель из данных “Исторических сведений”, ранее которые не публиковались.
Всякая история, даже и неискусно писанная бывает приятна, тем “более отечественная”, говорит римский писатель, ученый Плиний.
Автор в надежде, что “Исторические сведения” будут с интересом читаться жителями города, для которых, в основном, они и написаны, а также всеми, кто интересуется историей родного края.
Чтобы написать настоящий материал со дня возникновения села Комаровка, возникшего в середине XVII века, и поселка Южный, возникшего в 1906 году и по 1993 год, автор использовал литературу, перечисленную в конце книги.
Приношу сердечную благодарность старожилам города И.П. Надточий, В.Т._Гарбуз, М.Т. Конотоп, А.И. Носко, Д.С. Афанасьеву, В.А. Игнатенко, А.Т._Михайлову, К.Д. Демчук, И.Г. Новакову, Т.Г. Гросс, О.И. Перепелкиной и остальным 70 старожилам, чья помощь в сборе материалов, а также их рассказы помогли в написании “Исторических сведений” города Пивденное.
Приношу сердечную благодарность председателю исполкома городского Совета народных депутатов В.Ф. Даниленко за проявленную большую инициативу в издании данной книги.
Автор – житель города с 1922 года, знает его историю, но не исключено, что при написании данного материала будут некоторые упущения, и если кто-либо из читателей пришлет свои замечания, поправки, которые бы более соответствовали действительности, буду благодарен.
В. А. Ломакин
г. Пивденное, ул. Пролетарская, З6-А
октябрь 1993 г.
ДАТА ОСНОВАНИЯ ПОСЕЛКА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЕ
Дата основания поселка Южный
Датой основания поселка Южный считается 13 августа 1906 года.
13 августа 1916 года поселку Южный исполнилось 10 лет.
Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года Новый Календарь был введен с 01 февраля (по старому стилю) 1918 г. Вместо 01 февраля старого стиля считалось 14 февраля Нового стиля.
Следовательно:
26 августа 1931 года поселку Южный исполнилось 25 лет.
26 августа 1956 года поселку Южный исполнилось 50 лет.
26 августа 1981 года поселку Южный исполнилось 75 лет.
26 августа 2006 года поселку Южный исполнится 100 лет!
Нет сомнения в том, что жители г. Пивденное 26 августа 2006 года достойно отметят знаменательную дату: 100 лет г. Пивденное!
В августе месяце 1993 года жители города Пивденное отметили знаменательные даты:
87 лет со дня основания поселка Южный – 26 августа 1906 года.
50 лет со дня освобождения города от немецких оккупантов – 29 августа 1943 г.
30 лет как поселки Южный и Комаровка, объединившись, стали городом – 29 августа 1963 г. В эти дни бывшему селу Комаровка исполняется примерно 325 лет.
Расположение поселка
Расположение г. Пивденное (от ст. Комаровка) относительно других городов и уровня воды Балтийского моря (бывшее название Варяжское).
1. Железнодорожные рельсы, проходящие через ст. Комаровка, находятся над уровнем воды Балтийского моря на 120 м.
2. Парк Победы, как высшая точка города, находится над уровнем воды Балтийского моря на 194,5 м.
3. Уровень воды Балтийского моря взят за нулевую отметку относительно ординара Кронштадского футштока .
4. Пивденное находится от центра Северного полюса на расстоянии 4.450 км, от самой жаркой точки Земли, экватора, находится на расстоянии 5.550 км.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУРСКО-ХАРЬКОВО-СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Возникновение поселка Южный, в 1906 году, произошло по инициативе служащих и рабочих, которые работали в те годы на Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге. Несколько слов из истории возникновения Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.
В 1844 году известный русский инженер П.П. Мельников предложил проект строительства железной дороги Москва-Харьков-Севастополь.
Этот проект был утвержден лишь спустя годы.
В 1864–1868 годах была построена железная дорога Москва-Курск. Шло строительство линии Курск-Харьков-Ростов, которая была закончена к концу 1869 г.
Первый поезд прибыл в Харьков 06 июля 1869 года. Пожелтевшие страницы “Московских ведомостей” рассказывают о заседании Харьковской городской думы, где впервые обсуждался вопрос о выборе места будущей железнодорожной станции вокзала. Дума пришла к выводу, что место “близ Холодной Горы… самое выгодное и удобное. Эта местность близка к центру города... не требует никаких издержек (дополнительных больших расходов) на приспособление путей к этой местности, так как она прилегает к идущему уже шоссе к центру города”.
23 декабря 1869 года из Харькова в Лозовую прибыл первый поезд, направляющийся в Ростов-на-Дону. Началось регулярное железнодорожное движение. В первой половине. 1870 года была проведена железная дорога и до Севастополя. Дорогу назвали Курско-Харьково-Азовская и Лозово-Севастопольская. Они в 1894 году соединились в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги. Через два года из-за длинного и трудного названия ее переименовали в Курско-Харьково-Севастопольскую. К этому времени в Харькове для ремонта подвижного состава были построены паровозные и вагонные мастерские, а также устройства для снабжения паровозов углем и водой.
В Харькове образовано Управление Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. Управление размещалось в центре города в здании пассажа. Во время Великой Отечественной войны здание пассажа сгорело, и оно не было восстановлено. В 1914 году Управление перешло в свое здание, которое строилось с 1912 по 1914 год. Весной 1877 года вступило в строй железнодорожное сообщение Харьков-Одесса-Николаев. Образовалась Харьково-Николаевская железная дорога.
В 1907 году бывшая Курско-Харьково-Севастопольская и Харьково-Николаевская дороги соединились в одну магистраль под названием Южные Железные Дороги.
Такое наименование существовало до 1934 года. С того времени и до наших дней она называется Южная Железная Дорога.
В Управлении дороги паровозных, вагонных мастерских и в других службах работали будущие жители поселка. В те годы квартиры в Харькове настолько повысились в цене, что человеку с ограниченными средствами жизнь в городе, даже не в центре его, стала почти недоступной. Естественно, часть малоимущего населения выселилась на окраины города. Другая часть расселилась по линии железной дороги. Эти меры не дали полного решения в отношении нормальных квартирных условий.
“ОБЩЕСТВО УСТРОЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ПОСЕЛКА ЮЖНЫЙ”
Образование Общества
Жилищный вопрос стал одним из самых тяжелых назревших вопросов того времени. Вследствие этого в 1906 году среди служащих и рабочих Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог зародилась идея образовать новый поселок и тем самым разрешить жилищный вопрос.
Таким новым поселком явился поселок Южный. Название “Южный” поселок получил вследствие своего положения, т.е. он находился южнее пригородных поселков как: Липовая Роща, Высокий, Зеленый Гай, а также ввиду того, что основателями его были служащие железной дороги, пожелавшие ознаменовать соединение Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог в сеть Южных дорог, наименовав поселок “Южный”.
Число таких служащих и рабочих было 369 человек. Они и представляли собой “Общество устройства и благоустройства поселка Южный”. Число членов “Общества” росло из года в год.
Архивные данные говорят, что в 1910 году число собственников-участников поселка “Южный” достигло 810 человек.
Данные того времени свидетельствуют, что в 1902-1903 гг. среди служащих Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги возникла идея образования пригородного поселка, путем приобретения земельных участков на кооперативных началах. В результате этого и был основан поселок “Высокий”, отстоящий от Харькова на 14,1 км. В течение 3-4 лет поселок Высокий принял настолько благоустроенный и заселенный вид, что идея образования нового поселка уже никого не смущала.
“Общество устройства и благоустройства поселка Южный”, которое начало организовываться в 1906 году, энергично взялось за создание нового поселка на примере создания поселка Высокого. Им стал Южный.
Принятие устава Общества
Организаторами первых шагов деятельности “Общества” были: С.П. Сокол, А.А._Подобедов, А.Н. Босолыго, Ф.Т. Романович, А.И. Средин.
Они явились учредителями “Общества” поселка “Южный” при разъезде Артемовка Южных железных дорог, Харьковской губернии и уезда.
Итак, “Общество” создано. Для того чтобы “Общество” действовало в пределах Харьковской губернии, оно должно иметь разрешение существующих властей на законную юридическую деятельность. Для этого был составлен Устав “Общества”, который не имел ни каких политических намерений и был представлен на утверждение Харьковского губернского по делам об Обществах Присутствия, утвержден, и означенное “Общество” под №5 занесено в реестр обществ по Харьковской губернии за 1907 год. Его подписал Губернатор, Генерал-Лейтенант Пешков июня 2-го дня 1907 года.
“Общество” получило законную юридическую силу. Оно имело свою печать с надписью: “Общество устройства и благоустройства поселка Южный”.
Задачи, которые стояли перед “Обществом”
Задачи, которые стояли перед “Обществом”:
1. Приобретение земли для будущих жителей поселка;
2. Замощение и исправное содержание улиц и тротуаров;
3. Устройство прудов, мостов, стоков для воды;
4. Устройство водопровода;
5. Устройство поселка во врачебно-санитарном и гигиеническом отношениях;
6. Устройство противопожарных мер;
7. Устройство школ, больниц, церквей, богаделен (для людей, неспособных к производительному труду), приютов, общественного клуба, общественной библиотеки, читальни , литературных, вокальных (относящихся к пению) и музыкальных вечеров ;
8. Устройство дешевых и удобных способов сообщения и передвижения, как с поселком “Южный”, так равно и в пределах его;
9. Устройство электрического освещения;
10. Украшение местности;
11. Организация снабжения членов поселка продуктами первой необходимости, а также и строительными материалами на наивыгоднейших условиях (устройство потребительских обществ, складов и т. д.).
Всю эту огромную организаторскую работу “Общество” должно начинать, по выражению сегодняшнего дня, с нуля.
“Общество” состояло из членов: действительных и почетных. Действительными членами “Общества” являлись лица, владеющие в поселке недвижимым имуществом.
Почетными членами общим собранием избирались лица, которые оказали “Обществу” особые нравственные (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе), или материальные услуги.
Почетными гражданами были: Босолыго Александр Николаевич, Сокол Семен Петрович.
Общее собрание членов “Общества” являлось законодательным органом. Исполнительным органом являлся Комитет.
Комитет состоял из восемнадцати членов и восемнадцати кандидатов, избираемых из действительных членов “Общества” сроком на три года.
Члены комитета избирали из своей среды Председателя, заместителя, секретаря, бухгалтера и казначея и их заместителей. Из-за отсутствия каких-либо помещений в поселке в первые его годы, Комитет находился в г. Харькове, Московская улица №18 – она одна из старейших в городе – ныне это Московский проспект. Здесь Комитет находился до 16 января 1908 г. С 22 августа 1908 г. – на Плетневском переулке, 2.
Список членов Комитета, а равно изменения, происходящие в составе Комитета, представлялись Харьковскому Губернатору для согласования. Утвержденный Общим Собранием годовой отчет о деятельности Общества представлялся ежегодно Харьковскому Губернатору – для контроля.
Деятельность Общества и благоустройство поселка Южный
Создаваемое Общество не было еще утверждено надлежащими властями, но общие собрания служащих Курско-Харьково-Севаетопольской и Харьково-Николаевской железных дорог проводились.
На первом собрании первым вопросом обсуждался вопрос о покупке земли для будущего поселка.
Первое собрание “Общества” состоялось 22 июля 1906 года в Харькове в здании товарной конторы , под председательством А.И. Новикова. Рассматривался вопрос г._А.И. Средина, как инициатора по покупке земли для поселка при разъезде Артемовка у г. Алферова.
На данном собрании были высказаны пожелания о подыскании других подходящих участков. Собрание приняло решение: избрать от каждой службы, мастерских, депо по два лица в комиссию для ведения переговоров с землевладельцами, желающими продать землю служащим железной дороге под поселок и для осмотра продаваемых земель. О результатах осмотра и окончательной цене, заявленной землевладельцами, доложить общему собранию.
13 августа 1906 года в здании товарной конторы под председательством Ф.Т._Романовича состоялось собрание служащих железных дорог (Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской). Присутствовало 203 человека. На данном собрании был заслушан доклад председателя комиссии по нахождению и осмотру земли г. А.Н. Босолыго. А.Н. Босолыго доложил:
1. Имеется продаваемая земля у г. Гладкого, которая находится между Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог у реки Уды, в количестве 172 десятины по 2.400 рублей за десятину;
2. у г. Лихолая у станции Люботин, в количестве 190 десятин по 789 рублей за десятину;
3. у г. Корытина у Корытинской платформы Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги 282 десятин по 612 рублей за десятину;
4. у г. Алферова с правой стороны разъезда Артемовка Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги до 400 десятин по цене 400 рублей за десятину.
При обсуждении доклада большинство высказалось за приобретение земли у г._Алферова, как наиболее дешевой, удобной и здоровой по местоположению.
Собрание решило: приобрести землю у г. Алферова .
03 декабря 1906 года. Общее собрание под председательством Ф.Т._Романовича, на котором присутствовало 369 человек, выработанные комиссией план поселка и расценку стоимости земли в нем утвердило.
14 января 1907 года состоялось очередное собрание под председательством Ф.Т._Романовича. Присутствовало 232 человека.
Было принято решение о предполагаемой разбивке улиц, укладки тротуаров. Обсуждался вопрос о наименовании поселка.
Все присутствующие решили: поселок назвать – “ЮЖНЫМ”.
Очередное собрание состоялось 02 февраля 1907 года, под председательством Я.К._Осипова. Присутствовало 287 человек. Обсуждалось три вопроса.
Первым вопросом было обсуждение о выдаче доверенности для совершения юридического акта по приобретению земли у г. Алферова под поселок. Решено: доверенность выдать на имя трех человек, а именно:
1. Подобедову Александру Андреевичу (присяжный поверенный, помощник юрисконсульта юридической части Южных железных дорог, проживающего в г. Харькове, ул. Чернышевская, 10);
2. Осипову Якову Константиновичу (титулярный советник, почетный гражданский чин);
3. Романовичу Федору Тихоновичу (коллежский асессор – гражданский чин 8 класса, заведующий больницей Южных железных дорог на станции Харьков, проживает ул. Конторская, 46).
Доверенность, утвержденную общим собранием от 02 февраля 1907 года, заверил нотариус 28 июня 1907 года .
Указанные в доверенности лица 22 ноября 1907 года явились в контору к Харьковскому нотариусу, находящемуся на Торговой площади (ныне площадь Розы Люксембург) в доме №12 Николаю Антоновичу Давшкевичу, у которого был оформлен акт продажи-купли земли (т. е. купчей крепости, так назывался тогда такой документ) у Алферова Константина Павловича, Губернского секретаря.
Согласно данного акта “Обществам устройства и благоустройства поселка “Южный” было куплено земли 346 десятин 1.570 квадратных саженей, по цене 400 рублей за десятину удобной земли и по 200 рублей за балки, в общем, за 128.778 рублей 50 копеек (346 десятин 1.570 квадратных саженей равно 378 гектарам 7.146,6 квадратных метра) .
Купленная земля подлежала продаже. Она была разбита на 17 категорий. Стоимость одного квадратного саженя земли первой категории была равна 80 копеек. Стоимость одного квадратного саженя земли семнадцатой категории была равна 15 копейкам. Цена установлена на 15 копеек, ниже покупной стоимости, в виду большего расстояния от остановочных пунктов, отсутствие леса, водопровода и освещения. Участки земли угловые, а также выходящие на продольные улицы ценились на 5 копеек дороже по сравнению с усадьбами, расположенными по Поперечным улицам. Не железнодорожникам земля продавалась дороже. Благодаря такой расценке земли, значительно повышенной против покупной стоимости (400 рублей за десятину), явилось возможным образовать капитал до 200.000 рублей на благоустройство поселка.
В центре поселка участки продавались в 300 кв. саженей (1.360 м2) по улице 10 саженей и вглубь 30 саженей (сажень равен 2,13 метра). Дальше от центра участки продавались и большего размера, до 800 квадратных саженей.
28 октября 1907 года “Общество” перечислило в банк 4.559 рублей 17 копеек на текущий счет К.П. Алферова, – аванс за будущие платежи за землю. За последующие три года, в течение которых было шесть перечислений, “Общество” полностью выплатило стоимость купленной земли, став полным их хозяином. Последнее перечисление было 01 июня 1910 года, в сумме 5,0 тысяч рублей. Перечисленные суммы, в соответствии с актом, в течение трех лет шли без процентов.
Земля помещика К.П. Алферова граничила с землей помещика Г.Г. Голоцуцкого со стороны железной дороги Мерефа – Буды, граничила с землей помещика Трофименко со стороны железной дороги Харьков-Мерефа, граничила с землей, принадлежащей Церкви села Березовка, со стороны Кирпичного завода.
Земля, находящаяся за прудом, где ныне расположен совхоз “Песочинский”, (бывший питомник владельца Кабиштова), принадлежала К.П. Алферову.
Приобретенная земля с одной стороны небольшим уклоном расположена к Юго-востоку, к полотну железной дороги, а с другой – к Северо-западу, опускается к пруду двумя красивыми балками. Почва – чернозем до 70 см глубины; подпочва – суглинок. Изредка встречается лесок. Такая почва дала возможность к расцвету огородных, садовых и цветочных культур.
На закупленном участке: 458 тысяч м2 земли под лесом в возрасте до 40 лет, 1.300 м2 земли под смешанным лесом и 3.060 м2 мелколесья. На остальной земле рос молодой лес до 5 лет и одичалые сады. Земля с лесом, в возрасте до 40 лет, продавалась дороже на 10 копеек за каждые 4,55 м2 (квадратный сажень). Земля со смешанным лесом продавалась дороже на 4 копейки за каждые 4,55 м2, а земля мелколесья – на 3 копейки дороже.
Руководители комитета
Территория поселка Южного была разделена на шесть районов. В район входило от 9 до 12 кварталов. От каждого района избиралось три человека в члены комитета, три в кандидаты. Комитет состоял из 18 человек.
Первым председателем Комитета был избран Босолыга Александр Николаевич, 1906 г. Вторым – Дъяконов Варфоломей Федорович, инженер-механик, затем Сокол Семен Петрович, Головкин Василий Никифорович, инженер-технолог, Степанов Александр Павлович, Палеев Федор Степанович, Назаренко С.А. и другие.
Состав Комитета избирался на три года. Избирались хозяйственная и техническая комиссии из пяти человек каждая. Ревизионная комиссия избиралась из трех человек, сроком на один год. Она проверяла финансовую деятельность комитета ежегодно. Долгое время председателем ревизионной комиссии был Юнкевич Владимир Николаевич. Ни один из избранных Комитетов положенных три года не работал.
За допущенные нарушения решений общих собраний (за превышение власти), за неправильную выдачу подряда по устройству одного из наиболее важных объектов (водопровод), ввиду чего Общество понесло убытки в сумме 8,0 тысяч рублей, за покупки движимого инвентаря без разрешения общего собрания, за продажу лесных материалов без разрешения общего собрания, а также за малодеятельность и другие допущенные нарушения, составу Комитета, более семи раз, общим собранием членов Общества выражались недоверия. Назначались новые выборы.
Общее собрание понимало, что частая смена полного состава Комитета отрицательно сказывается на работе в целом всего Общества, несколько сдерживались темпы по устройству и благоустройству поселка, но допускаемые нарушения Комитетом были значительны, и общее собрание их не прощало.
Был и такой случай: 22 августа 1910 года общее собрание высказало ряд критических замечаний в адрес Комитета. Комитет, выслушав их, тут же заявил об уходе. Решение об уходе было принято и назначены новые выборы.
С первых дней своей работы он назывался “Комитет по приобретению и устройству железнодорожного поселка “Южный” при разъезде Артемовка Южных дорог”.
С 1909 года стал называться – “Комитет Общества устройства и благоустройства поселка “Южный” при разъезде Артемовка Южных железных дорог”.
За год Комитет проводил от 50 до 60 заседаний, общих собраний 5-6. Для проведения общих собраний, заседаний Комитет каждый раз нанимал помещение, платил за амортизацию помещения, пользование стульями, столами. Расходы за год составляли до 230 рублей.
В начале своей деятельности Комитет, с 11 июля 1907 года по 16 января 1908 года, находился в Харькове, улица Московская, 18, а затем на Плетневском переулке 2, в помещении Сельско-Харьковского Общества.
С 20 сентября 1909 года ввиду крайней необходимости быть Комитету на месте, где протекает жизнь поселка, решено: Комитет переместить на поселок, что и было исполнено. Первоначально он находился в Общественном доме, затем, со 2 сентября 1914 года, в только что отстроенном здании школы.
Комитет исполнял волю общего собрания, был хозяином в поселке Южном. В то же время, до октября 1917 года, Комитет подчинялся Будянской волости, в которой был урядник и два стражника. Общество работало со дня его утверждения 02 июня 1907 года до октября месяца 1917 года. Затем оно было закрыто, о чем было доведено до сведения надлежащих властей. Состав последнего Комитета был избран 06 июня 1915 года в количестве 10 человек. Председателем Комитета избран П.Д. Безпечников.
Денежные средства Общества
Средства Общества составляются из полуторакопеечного налога, ежегодно уплачиваемого членами Общества с каждой квадратной сажени земли, владеемой на правах собственности, а также и из других доходов Общества.
Владельцы земельных участков, которые не пользовались водопроводом и другими благоустройствами поселка, от полуторакопеечного налога освобождались. Полученные суммы расходовались на эксплуатацию водопровода, электрического освещения, наем сторожей и прочее.
Смета Общества на 1911 год сбалансирована в сумме 10.576 рублей 63 копеек. Общество располагает свободной землей в количестве около 8 десятин для продажи по цене от 1 рубля 25 копеек до 1 рубля 75 копеек за квадратный сажень.
За пользование водой и всеми благоустройствами, кроме полуторакопеечного налога, никаких других налогов с поселян не взыскивалось.
В кассу Общества ежегодно поступали платежи (т. е. другие доходы):
за проданную землю – от 1,0 до 7,0 тысячи рублей (т-с по 1,5 коп);
пени за просроченный срок уплаты сбора по 1,5 копейки – более 1,0 тысячи рублей;
за правоучения детей – 180 рублей (1,5 коп);
от продажи билетов купающимся – 100 рублей;
от сдачи помещения общественного дома под спектакли – 280 рублей;
от сдачи помещений под буфет – 75 рублей;
за выпас скота на общественной земле – 294 рубля;
за проданные планы поселка – 215 рублей ;
проценты текущих счетов, находящихся в банке – 676 рубля;
от училищного отдела Южной железной дороги – 150 рублей;
от Харьковской уездной земской Управы (не каждый год) – 500 рублей;
за ошибочно срубленное дерево жителем поселка на улице – 30 рублей;
за пользование общественной лошадью;
от продажи кирпича;
за ловлю рыбы в пруде;
за аренду мест под торговлю на базарной площади;
другие поступления.
Указанные суммы в разные годы незначительно увеличивались или незначительно уменьшались.
Деньги Общества находились на текущем счете в Харьковском городском купеческом байке, находящемся на Павловской площади, ныне, с 1919 года, площадь носит название Розы Люксембург. Сейчас здесь Областная контора Стройбанка. Деньги Общества также находились и в Государственной сберегательной кассе поселка Южный при почтовом отделении.
Ныне деньги Пивденногородского Совета находятся на Расчетном счете №749702 Мерефянского отделения республиканского акционерного коммерческого Агропромбанка “Украина” в г. Мерефа.
Были случаи, когда у Общества своих денег не хватало. Так, 26 февраля 1914 года, Комитет возбудил перед Харьковской Уездной Земской Управой ходатайство с просьбой о выдаче Обществу долгосрочной ссуды в размере 30,0 тысяч рублей на постройку Гимназии и приобретение второго двигателя для электростанции. Просьба Комитета была рассмотрена Земским Собранием и удовлетворена. Ссуда была выдана сроком на 5 лет.
КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
Завод до революции 1917 года
Комиссия, избранная железнодорожными служащими 13-го августа 1906 года, приняла решение с весны 1907 года начать строить кирпичный завод, дабы иметь возможность удовлетворить требования своих потребителей продавать им кирпич по 6-7 рублей за тысячу, вместо рыночной цены 14 рублей.
Для начала стройки ассигновано 1.500 рублей. Отведено земли 3 десятины 2.070 квадратных саженей (42.200 м2). Стоимость земли составляла 5.913 рубля 60 копеек.
В 1908 году началась стройка кирпичного завода и в этом же году была практически закончена. Стоимость стройки – 4.792 рублей 49 копеек. Завод вступил в строй, но строительные работы продолжались и в 1909 году. С учетом стройки в 1909 году израсходовано всего 5.471 рубль 52 копейки. Общество стало иметь собственный кирпичный завод.
Построено: печей обжигательных – 2;
сараев для сушки кирпича – 2;
домик сторожа – 1;
землянка для рабочих – 1.
На стройку завода много уложено кирпича, камыша, дубовых досок, проволоки и других материалов.
Подрядчиком строительства кирпичного завода был Широченко. Он недобросовестно относился к порученному делу. Общество было вынуждено своим заседанием от 12 марта 1909 года сдать завой другому подрядчику Ляшенко.
Приступив к работам, Ляшенко заготовил кирпич-сырец, из него выжег 90 тысяч и отказался выжигать кирпич дровами, чем нарушил параграф 17 договора. Ему было отказано в дальнейшем производстве работ. В газетах публиковались объявления о вызове конкурентов для выделки кирпича. Конкурентов не нашлось. Общее собрание Общества от 26 января 1914 года поручило Комитету сдать кирпичный завод в аренду и, если нет, то производить выработку кирпича хозяйственным способом. В аренду никто завод не взял, и производство кирпича шло хозяйственным способом.
В 1909 году выработано кирпича:
1 сорта по 12 рублей – 196.380 штук;
2 сорта по 11 рублей – 95.580 штук;
3 сорта по 10 рублей – 6.760 штук.
Завод получил чистой прибыли 2.221 рубль 50 копеек.
В 1910 г. прибыль составила 4.218 рублей 25 копеек.
Примерно такая выработка кирпича была и в последующие годы. По проекту годовая производительность завода по выпуску кирпича в 600 тысяч не достигнута.
Постройка Гофманской печи с производительностью в год до 2-х миллионов не осуществилась. В 1914 году завод не дал прибылей ввиду возникшей войны (Великой войны народов) и, почти приостановив выпуск кирпича, дал убытки в 258,60 рублей.
В 1910 году, вследствие нарушений правил пожарной безопасности, возник пожар, при котором сгорели сараи для сушки кирпича, построенные из камыша. Завод понес убытки. Последствия пожара в короткий срок были ликвидированы. В 1911 году завод дал 238 тысяч штук кирпича. В 1912 году – 468 тысяч штук. В 1916 году ответственным за работу завода был Г. Вильчинский.
Завод после революции 1917 года
После революции 1917 года завод перешел в ведение Харьковского объединения местной промышленности (Райпромкомбината) и был ему подчинен до 1960 года.
Работало постоянных 30-35 человек, сезонных до 70 человек. В период Великой Отечественной войны завод не работал.
В 1947 году сбылась мечта 1910 года “Общества устройства и благоустройства поселка Южный”: построена Гофманская печь с производительностью до 3-х миллионов штук кирпича в год. Но столько кирпича она не давала.
В 1965 году, после реконструкции, печь давала близко к трем миллионам штук кирпича. Она отапливалась углем. Расход угля за сезон составлял до 350 тонн. В зимние месяцы (3-4 месяца) завод не работал. Велись ремонтные работы.
Для рабочих завода было построено два жилых дома. Как и в первые годы работы завода, так и в последующие, сырье для изготовления кирпича – глину, песок брали на месте, в собственном карьере, находящимся рядом с заводом. Воду давала своя скважина. При заводе была своя трансформаторная подстанция, которая полностью обеспечивала завод электроэнергией, своя линия электропередачи протяженностью 2,5 км. Завод имел свою мастерскую, в которой работали станки: токарный, шлифовальный, фрезерный, сверлильный, сварочный аппарат, а также завод имел свой колесный трактор с прицепом, бульдозер и другую технику.
При заводе был свой продовольственный магазин Будянского Смешторга. Завод обеспечивал кирпичом жителей поселка Южного, села Комаровка и прилегающих поселков: Зеленый Гай, Высокий, Покотиловка и Березовка. Жители села Комаровка получали кирпич по нарядам, выдаваемым Комаровским сельсоветом. Изготовленный кирпич на лицевой стороне имел отпечаток буквы “Ю”. Стоимость одной тысячи штук кирпича – 26 рублей, а затем 36 рублей.
С 1960 года завод передан в подчинение Будянскому кирпичному заводу.
С 1973 года завод передан в подчинение Мерефянскому кирпичному заводу.
В 1975 году завод снова в подчинении Будянского кирпичного завода Министерства стройматериалов УССР, являясь его цехом. Завод работал в три смены, затем в две, затем в одну.
Передача завода в разные подчинения привели к ухудшению его деятельности. Из-за отсутствия средств завод продолжительное время капитально не ремонтировался. Хозяйство пришло в упадок. Он стал работать с пониженной производительностью. Снизились заработки. Увеличилась текучесть рабочей силы. В ту пору широко входило в практику применение железобетона при строительстве. Производство кирпича шло на убыль. Решено – завод закрыть. Рабочие завода обратились в редакцию газеты “Известия” с просьбой против закрытия завода. Их просьба не была удовлетворена.
В декабре месяце 1975 года завод прекратил свою деятельность. Он был списан на слом. Обжигательные печи, сараи были разобраны. Одну из заводских труб, высотой около 60 метров, демонтировали путем взрыва. Ныне на территории бывшего кирпичного завода, продукция которого так остро нужна жителям города Пивденное и прилегающих к нему поселков, осталась в память одна бездействующая заводская труба.
Руководителями завода были Шубников, Иванов и многие другие.
Последним руководителем завода, в течение последних 3,5 лет, был Спивак Петр Вячеславович.
Такова история кирпичного завода.
но это и осложняет поиски по этому роду, т.к. я не знаю откуда они прибыли.
Дорогие Онацкие и не только оставляйте здесь ваши находки и сообщения