1 (08-11-2016 16:00:40 отредактировано kbg_dnepr)

Тема: Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС)

Главк организован 4 января 1940 г. приказом НКВД № 0014 на базе Отдела железнодорожного строительства ГУЛАГа НКВД и Управления железнодорожного строительства НКВД на Дальнем Востоке (УЖДС) под названием Главное управление железнодорожного строительства НКВД СССР (ГУЖДС). Наименование «Главное управление лагерей железнодорожного строительства» впервые упоминается 26 февраля 1941 г. (пр. НКВД № 00212).

При образовании в ведение ГУЖДС было передано девять ИТЛ. К 31 января 1941 г. их число увеличилось до 13. Основная специализация главка — строительство железных дорог (до войны — на Дальнем Востоке, на севере европейской части СССР и в Закавказье); отдельные лагеря были заняты строительством шоссейных дорог на Украине и аэропорта в Московской области.

+ открыть текст

В июне—августе 1941 г. часть лагерей ГУЛЖДС была закрыта, а их лагерные подразделения переданы в другие ИТЛ или в территориальные УИТЛК. Строительство ж.д. на Дальнем Востоке (БАМ) вскоре после начала войны было приостановлено и законсервировано. В европейской же части страны в первый военный год объемы работ возросли (см., напр., СЕВЕРО-ДВИНСКИЙ ИТЛ, ИТ лагеря УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ САРАТОВ–СТАЛИНГРАД). Кроме того, в 1941–1942 гг. на ГУЛЖДС было возложено строительство части аэродромов с обслуживанием работ заключенными лагерей железнодорожного строительства, ХАБАРОВСКОГО ИТЛ и др. (пр. НКВД № 00343 от 02.04.41). Аэродромные организации в системе ГУЛЖДС просуществовали до начала 1943 г., после чего приказом НКВД № 0029 от 8 января 1943 г. были переданы в ГУАС. В 1942–1943 гг. лагеря ГУЛЖДС вели строительство ряда дорог в Поволжье. Помимо этого главку из ГУЛГМП приказом НКВД № 0453 от 24 октября 1941 г. были переданы крупнейшие лагеря по добыче топлива: ВОРКУТИНСКИЙ и УХТО-ИЖЕМСКИЙ; чуть позже к ним добавился ИНТИНСКИЙ ИТЛ (пр. НКВД № 001583 от 17.11.41). Эти лагеря в системе ГУЛЖДС оставались до осени 1943 г., когда приказом НКВД № 0385 от 5 октября 1943 г. были возвращены в ГУЛГМП.

В 1943 г. с организацией УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500 в составе трех ИТ лагерей (пр. НКВД № 00894 от 26.05.43) строительство БАМа (его восточного участка) было частично возобновлено. С окончанием войны работы на БАМе развернулись в полном объеме. Для этого во исполнение Постановления ГКО № 9898сс от 23 августа 1945 г. и приказа НКВД № 001026 от 8 сентября 1945 г. было развернуто восемь лагерей ГУПВИ, в которые предполагалось направить 200 000 японских военнопленных; начальниками лагерей были назначены начальники соответствующих строительств НКВД. Кроме того, в 1947 г. начата реализация крупных проектов по строительству железных дорог на севере Тюменской области (см. ИТ лагеря СЕВЕРНОГО УПР. ЛАГЕРЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГУЛЖДС) и на территории Монгольской Народной Республики (Строительство 505).

В 1945–1947 гг. была проведена структурная перестойка ГУЛЖДС. Она началась с реорганизации управления строительством БАМа. В дополнение к УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 500 приказом НКВД № 001133 от 4 октября 1945 г. были созданы Управление Тайшетского строительства БАМ, Управление Ленского строительства БАМ и Управление Амурского строительства БАМ (последнее — в составе Амгуньского строительства и Ургальского строительства). Все эти организации не имели в подчинении ИТ лагерей; заключенных и другие «спецконтингенты» привлекали для работ на контрагентских началах. Менее чем через полгода было проведено частичное слияние перечисленных управлений и одновременно организованы в их составе ИТ лагеря при низовых строительствах (см. АМУРСКОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА БАМ И СТРОИТЕЛЬСТВА 500 ГУЛЖДС). В дальнейшем такие управления, имевшие промежуточный статус между статусами главка и управления ИТЛ (см. раздел II: «Управления лагерей на правах главков»), осуществляли координацию деятельности нескольких ИТЛ, обслуживающих строительство одной железнодорожной магистрали (в случае БАМа — крупного его участка). В 1948–1949 гг. эти управления были расформированы, а входившие в них ИТЛ подчинены непосредственно ГУЛЖДС.

В 50-е гг. география работ ГУЛЖДС продолжала расширяться. Началось строительство ряда стратегически важных железных дорог на Кольском полуострове (СТРОИТЕЛЬСТВО 509 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 511 И ИТЛ), в Архангельской области (СТРОИТЕЛЬСТВО 510 И ИТЛ), на Дальнем Востоке (СТРОИТЕЛЬСТВО 506 И ИТЛ, СТРОИТЕЛЬСТВО 507 И ИТЛ). Строительство этих последних объектов, как и ряда начатых ранее, ГУЛЖДС не было окончено.
Лагеря ГУЛЖДС обслуживали также строительные и строительно-монтажные работы, не связанные с железнодорожным транспортом: Михайловского содового комбината (АЛТАЙСКИЙ ИТЛ), Ангренского угольного разреза (АНГРЕНСКИЙ ИТЛ), жилых домов (КАРАГАНДАЖИЛСТРОЙ И ИТЛ, КЕМЕРОВОЖИЛСТРОЙ И ИТЛ).
18 марта 1953 г. производственные структуры ГУЛЖДС Постановлением СМ СССР № 832–370сс были переданы Министерству путей сообщения СССР, а ИТЛ, входившие в состав главка, приказом МЮ № 0013 от 2 апреля 1953 г. переданы ГУЛАГу МЮ; ГУЛЖДС прекратил существование.

Численность заключенных:  01.01.40 — 347 994, 01.01.41 — 421 412, 01.01.42 — 355 123, 01.01.43 — 267 821, 01.01.44 — 121 462, 01.01.45 — 136 140, 01.01.46 — 93 181, 01.01.47 — 148 228, 01.01.48 — 214 478, 01.01.49 — 236 452, 01.01.50 — 294 070, 01.01.51 — 253 859, 01.01.52 — 199 847, 01.01.53 — 205 956.
Первым руководителем ГУЛЖДС стал корпусной инженер (впоследствии генерал-лейтенант инженерно-техической службы) Н.А.Френкель (пр. НКВД № 68лс от 16.01.40). 28 апреля 1947 г., согласно пр. МВД № 525лс, его сменил генерал-майор И.Г.Петренко, исполнявший обязанности до 18 июня 1948 г. (пр. МВД № 750лс). 5 августа 1948 г. приказом МВД № 994лс начальником ГУЛЖДС назначен генерал-майор инженерно-технической службы Ф.А.Гвоздевский. 21.08.51 (пр. МВД № 1097лс) его сменил инженер-подполковник (позднее инженер-полковник) А.А.Смольянинов.

Д.Шкапов

www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r1/r1-9.htm

Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)
Спасибо сказали: kuks701

Поделиться

2

Re: Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС)

Производственная деятельность ИТЛ ГУЛЖДС НКВД/МВД на западном участке БАМа :1937-1953 гг.
тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Селезнев, Евгений Сергеевич

Год: 2009
Автор научной работы: Селезнев, Евгений Сергеевич
Ученая cтепень: кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: Иркутск
Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Специальность: Отечественная история
Количество cтраниц: 290

Оглавление диссертации

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НКВД/МВД
В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (1937-1953 ГТ.)
1Л. Формирование региональной системы исправительно-трудовых лагерей
1.2. Численность, динамика, состав рабочей силы управлений строительства и ИТЛ ГУЛЖДС западного участка БАМа
Глава 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНО
ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЕЙ ГУЛЖДС НКВД/МВД СССР.
2 Л. Строительство железной дороги Тайшет - Братск - Усть-Кут западный участок БАМа).
2.2. Подсобно-вспомогательные производства строительства западного участка БАМа.
Глава 3. ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ЗАПАДНОГО УЧАСТКА БАМА
3.1. Трудовое использование подневольной рабочей силы
3.2. Физическое состояние подневольной рабочей силы
3.3. Нормирование и денежное стимулирование труда.
Введение диссертации (часть автореферата)
На тему "Производственная деятельность ИТЛ ГУЛЖДС НКВД/МВД на западном участке БАМа :1937-1953 гг."

+ открыть текст

Актуальность темы. История исправительно-трудовых лагерей НКВД/МВД, одной из структур пенитенциарной системы СССР, широка и многогранна. Лагеря Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) - Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) - Министерства внутренних дел (МВД) СССР были одним из мощных инструментов обеспечения социально-экономической модернизации в годы первых пятилеток и послевоенного индустриального развития СССР. Труд заключённых являлся существенной частью системы принудительного труда в стране. Богатые природными ресурсами, но малонаселенные и слабо развитые сибирские регионы в значительной степени осваивались именно лагерями и лагерно-производственными комплексами НКВД/МВД.
Иркутской области отводилось особое место в карательно-репрессивной политике советского государства. Для Главного управления лагерей (ГУЛАГ) она являлась важной территорией экспансии. На протяжении значительного времени область была местом дислокации специальных, особых, каторжных лагерей, колоний, ссылки и депортации. Высокая степень концентрации спецпереселенцев (трудпоселенцев), заключённых, депортированных, японских военнопленных предопределила такую же степень их трудового использования.
Лагеря Главного управления железнодорожного строительства НКВД/МВД (ГУЛЖДС НКВД/МВД) занимали особое место среди исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) центрального подчинения Иркутской области. Заключённые и военнопленные осуществляли строительство железной дороги Тайшет — Падун - Усть-Кут, грунтовых дорог, военных аэродромов, промышленных предприятий, поселков и городов с необходимой для них сетью объектов социального, культурного и бытового назначения, вводили в оборот сельхо-зугодия, в больших объемах вели заготовку и производство строительных материалов и т. д. Основы некоторых отраслей промышленности Приангарья были созданы непосредственно заключёнными ИТЛ. Их трудом решалась такая важная проблема, как доставка жизненно необходимых грузов в северовосточные регионы страны. Сооружение западного участка БАМа, основной транспортной коммуникации севера Иркутской области, создало благоприятные условия формирования в будущем Братско-Усть-Илимского территориально-промышленного комплекса (ТПК).

Список литературы диссертационного исследования
кандидат исторических наук Селезнев, Евгений Сергеевич, 2009 год

1. Неопубликованные материалы1. Архивные документы
2. Государственный архив Российской Федерации
3. Ф. 9414 (Главное управление мест заключения МВД СССР). On. 1. Д. 150, 330, 342, 441, 463, 527, 572, 630, 654, 1140, 1257, 1282, 1801, 1866, 2007, 2334.
4. Государственный архив новейшей истории Иркутской области
5. Ф. 199 (Тайшетский районный комитет КПСС) Оп. 36. Д 130, 196; Оп. 10. Д. Д. 7, 24, 224.
6. Ф. 968 (Политотдел УИТЛК УМЗ УНКВД/МВД по Иркутской области) On. 1. Д. 21. 32, 36, 38, 43, 44, 45,46, 53, 54, 69, 74, 75, 76, 82, 97, 98, 99.
7. Ф. 4470 (Политотдел Китайского ИТЛ) Оп. 3. Д. 1, 5, 40, 90, 144, 165, 697.
8. Ф. 5342 (Политотдел особого лагеря № 7 «Озёрный»). On. 1. Д. 7, 32, 37, 43, 45, 48, 90, 93, 204, 1127, 1455; Оп. 10. Д. 92.
9. Ф. 4765 (Политотдел управления Ангарского ИТЛ) On. 1. Д. 160, 257.
10. Архивный отдел администрации города Братска
11. Ф. 148 (Управление Ангарского строительства) On. 1. Д. 18.
12. Информационный центр Главного управления Внутренних дел по Иркутской области
13. Ф. 5 (Управление ИТУ УВД Иркутской области) On. 1. Д. 164, 335, 340, 341, 341а, 342, 343, 345, 764; Оп. 2. Д. 55, 242, 253.
14. Архивный отдел администрации Тайшетского района Иркутской области
15. Ф. 1 (Тайшетский исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся) On. 1. Д. 19.
16. Ф. 77 (Шиткинский исполнительный комитет районного Совета депутатов трудящихся) Оп. 1. Д. 1.
17. Авторефераты диссертаций и диссертации
18. Афанасов, О. В. История Озерного лагеря в Иркутской области (19481963 гг.) Текст. : дис. .канд. ист. наук : защищена 29.06.2001 : утв. 16.11.2001 / О. В. Афанасов. Иркутск, 2001. - 264 с.
19. Азаров, О. И. Железнодорожные лагеря НКВД (МВД) на территории Коми АССР (1938-1959 гг.) Текст. : автореф. дис. . канд. ист. наук : защищена 12.10.2005 : утв. 15.01.2006 / О. И. Азаров. Сыктывкар, 2005. - 23 с.
20. Миронова, В. Г. Культурно-воспитательная работа в лагерях ГУЛАГа НКВД/МВД в 1930-1950-е годы (на примере лагерей Иркутской области) Текст. : дис. .канд. ист. наук : защищена 18.11.2004 : утв. 18.02.2005 / В. Г. Миронова. Иркутск, 2004. - 265 с.
21. Рокайтис И. И. Воспоминания Текст. / Записаны автором исследования 12.07.1981.
22. Ярлыков А. Е. Воспоминания Текст. / Записаны автором исследования 2.09.2001.
23. Бабий А. А. Воспоминания Текст. / Записаны автором исследования 12.03.2007.
24. Шадрина JI. С. Воспоминания Текст. / Записаны автором исследования 4.10.2007.
25. Художественно-изобразительные источники
26. Генплан Центрального авторемонтномеханического завода в г. Тайшете Схема. // Личный архив автора исследования.
27. Общий вид моста через р. Ангара. 1951 г. Фото. // ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 18 а.
28. Ледовая переправа через р. Ангара. Март 1951 г. Фото. // ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 21.
29. Отход парома от левого берега. Переправа через Ангару Фото. // ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 21а.
30. Паромная переправа через р. Ангара. Общий вид правой стороны Фото. //ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 216.
31. Погрузка грунта на ж/д платформы экскаватором ППГ-1,5. Погрузка грунта на автотранспорт экскаватором ОМ-201 Фото. // ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 79а.
32. Механизация земляных работ. Работа скреперов по отсыпке станционной площадки Фото. //ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 85в.
33. Строительство железнодорожного моста через р. Ангара. Монтаж 8-й панели последнего пролета. Монтаж 9-й панели последнего пролета Фото. // ГАРФ. Ф. 9407. On. 1. Д. 1399. Л. 186.
34. Женщины-заключённые на торфяных разработках. Сельхоз № 11 Озер-лага. 1954 г. Фото. // Личный архив автора исследования.
35. Женщины-заключённые на земляных работах по сооружению земляного полотна железной дороги Братск Усть-Кут. 1949 г. Фото. // Личный архив автора исследования.
36. Женщины-заключённые на полевых работах. Сельхоз № 12 Озерлага. 1954 г. Фото. // Личный архив автора исследования.
37. Женщины-заключённые на полевых работах. Сельхоз № 12 Озерлага. 1954 г. Фото. // Личный архив автора исследования.
38. Законодательные и нормативно-правовые акты
39. Постановления ВЦИК, СНК РСФСР и ВКП (б)
40. Об использовании труда уголовно-заключённых Текст. : постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 11 июля 1929 г. // ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под общ. ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2002. - 888 с.
41. Об утверждении положения об исправительно-трудовых лагерях Текст. : постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. // ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под общ. ред. А. Н. Яковлева. М.: МФД, 2002. - 888 с.
42. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР Текст. : постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. // ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под общ. ред. А. Н. Яковлева. М. : МФД, 2002. - 888 с.
43. О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Текст.: постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 1402-317с от 17 августа 1937 г. // Сталинские стройки ГУЛАГа. 1930—1953 / под ред. А. Н. Яковлева. -М.: Материк, 2005. 568 с.
44. Делопроизводственные материалы
45. Военнопленные в СССР. 1939-1956: документы и материалы Текст. / сост. М. М. Загорулько, С. Г. Сидоров, Т. В. Царевская ; под ред. М. М. Заго-рулько. М. : Лотос, 2000. - 1120 с.
46. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 : документы Текст. / сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров ; под общ. ред. А. Н. Яковлева. М. : Материк, 2002.- 885 с.
47. Еланцева, О. П. БАМ страницы истории: документы и материалы Текст. / О. П. Еланцева. - Владивосток, 1993. - 245 с.
48. История сталинского ГУЛАГА. Конец 20-х первая половина 50-х годов Текст. : собр. док. В 7 т. Т. 3. Экономика Гулага / отв. ред. и сост. О. В. Хлевнюк. - М. : РОССПЭН, 2005. - 624 с.
49. Сталинские стройки ГУЛАГА. 1930-1953 : документы Текст. / сост. А. И. Кокурин, Ю. Н. Моруков ; под ред. А. Н. Яковлева. М. : Материк, 2005.- 568 с.3. Статистические источники
50. Иркутская область. Экономико-статистический сборник областной плановой комиссии и областного УНХУ Текст, таблицы. Иркутск : ОГИЗ, 1941.- 425 с.
51. Развитие отраслей народного хозяйства Иркутской области: статистический сборник Текст. Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1957. - 199 с.
52. Источники личного происхождения
53. Дьяков, Б. А. Повесть о пережитом Текст. // Октябрь. — 1964. № 7. -С. 49-142.
54. Озерлаг: как это было Текст. / сост. Л. С. Мухин. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992.-462 с.
55. Жигулин, А. В. Черные камни Текст. / А. В. Жигулин. М. : Кн. палата, 1989.-240 с.5. Справочные издания
56. Росси, Ж. Справочник по ГУЛАГу Текст. : в 2 ч. / Ж. Росси. М. : Проссвет, 1991.-Ч. 1.-269 с.
57. Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923-1960 Текст.: справочник / Об-во Мемориал, ГАРФ ; сост. М. Б. Смирнов ; под ред. Н. Г. Охотина, А. Б. Рогинского. М.: Звенья, 1998. - 600 с.
58. Указатель журнала Социалистический вестник, 1921-1963 Текст. / сост. JI. С. Ландэ, Б. М. Сапир. Париж, 1992. - 391 с.
59. I. Литература 1. Научно-исследовательские и научно-популярные работы
60. Бородкин, J1. И. Экономика принудительного труда Текст. / Л. И. Бородкин,
61. A. К. Соколов, О. В. Хлевнюк. М. : РОССПЭН, 2005. - 316 с.
62. Братющенко, Ю. В. Ангарск как дитя лагерной зоны Текст. / Ю. В. Братющенко. СПб.: Агентство РДК-принт, 2004. - 324 с.
63. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. (Раскулачивание и гонения на Православную Церковь пополнили лагеря ГУЛАГа) Текст.: сб. ст. и док. / под. ред. И. В. Добровольского. Франкфурт-на-Майне ; М.: МОГГЧ, 2001. - 456 с.
64. Иванова, Г. М. История ГУЛАГа, 1918—1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты Текст. / Г. М. Иванова. М.: Наука, 2006. - 438 с.
65. Индустриальное освоение Сибири: Опыт послевоенных пятилеток. 1946-1960 гг. Текст. / В. В. Алексеев [и др.]. Новосибирск : Наука, 1998. -312 с.
66. Карасёв, С. В. Проблемы плена в советско-японской войне и их последствия (1945-1956 годы) Текст. / С. В. Карасёв. Иркутск : ИрГТУ, 2006. - 354 с.
67. Карпов, В. Т. Индустриальное развитие Иркутской области Текст. /
68. B. Т. Карпов. — Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1955. 85 с.
69. Катасонова, Е. Л. Японские военнопленные в СССР: большая игра великих держав Текст. / Е. Л. Катасонова. М. : Крафт +, 2003. - 460 с.
70. Корзинников, Н. Промышленность Иркутской области за 40 лет Текст. / Н. Корзинников. Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1957 г. - 150 с.
71. Кузнецов, С. И. Японские военнопленные в сибирском плену (19451956 гг.) Текст. / С. И. Кузнецов. Иркутск, 1997.- 260 с.
72. Наумов, А. В. Тюрьмы и лагеря Иркутской области Текст. /
73. A. В. Наумов. Иркутск, 2004. - 300 с.
74. Плющенкова Т. История Ангарлага: использование труда заключённых на строительстве железной дороги Тайшет — Лена (1945-1958 гг.) Текст. / Т. С. Плющенкова, Ю. А. Петрушин // Вестн. Иркут. ун-та. 2006. - Спец. вып. -С. 79-80.
75. Рубцов, С. Н. История формирования и развитая трудового потенциала промышленности Восточной Сибири в 1955-1985 гг. Текст. / С. Н. Рубцов. -Иркутск : ВСИ МВД РФ, 1998. 138 с.
76. Селезнева, Т. А. Лагерное прошлое Тайшета. Брошюра № 4. Серия «Тайшет город, рожденный Транссибом» Текст. / Т. А. Селезнёва, Е. С. Селезнёв. — Тайшет, 2000. - 77 с.
77. Сиголов, М. Р. Железнодорожное строительство в практике хозяйственного освоения Сибири Текст. / М. Р. Сигалов, В. А. Ламин. Новосибирск : Наука, 1988.- 133 с.
78. Солэюеницын, А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования Текст. : в 5 т. / А. И. Солженицин. -М. : Новый мир, 1990.
79. Тряхов, В. Н. ГУЛАГ и война: жесткая правда документов Текст. /
80. B. Н. Тряхов. Пермь : Пушка, 2005. - 400 с.
81. Эпплбаум, Э. Паутина Большого террора Текст. / Э. Эпплбаум. М. : Моск. школа полит, исследований, 2006. - 608 с.2 . Периодические издания Журналы
82. Земское, В. Н. ГУЛАГ Текст.: [историко-социологический аспект] / В. Н. Земсков // Социологические исследования. 1991. - № 6-7. - С. 10-26.
83. Конквест, Р. Большой террор Текст. / Р. Конквест // Нева. 1989. — №9-12; 1990.-№ 1-12.
84. Колеров, М. Военнопленные в системе принудительного труда в СССР (1945-1950) Текст. / М. Колеров // Отечественные записки. 2003. - № 3. -С. 83. ■
85. Кораллов, М. Следуя алфавиту.: Круглый стол»: мемуары на сломе эпох.[Текст] / М. Кораллов // Вопр. литературы. 2000. - № 1. - С. 19-32.
86. Миронова, В. Г. Я другой страны такой не знаю.Текст. / В. Г. Миронова // Тайга. 2003. - № 3-4. - С. 38-41.
87. Нахапетов, Б. А. К истории санитарной службы ГУЛАГа Текст. / Б. А. Нахапетов // Вопросы истории. — 1991. № 6. - С. 126-135.
88. Побожий, А. На трассах БАМа Текст. / А. Побожий // Волга. 1977. -№ 1-3.
89. Такасуги, И. Во тьме под северным сиянием Текст. / И Такасуги // Знакомьтесь Япония. - 1993. - № 1.-С. 79-109.
90. Цаплин, Е. В. Архивные материалы о числе заключённых в конце 30-х годов Текст. / Е. В. Цаплин // Вопросы истории. 1991. -№ 4-5. - С. 157-164.1. Газеты
91. Кассандров, А. Г. Под номером «048» Текст.: [о нахождении в заключении]: беседа с бывшим заключённым Озерлага / записал Владимир Мазихин // Бирюсинская новь. 1988. — 3 дек.
92. Комогорцев, И. Труд этот, Ваня, был страшно громаден.Текст. / И. Комагорцев // Сов. молодежь. 1994. - 14 мая.
93. Петров, А. «Тайшетлаг» в Тайшете Текст. / А. Петров // Бирюсинская новь. 1990.-28 нояб.
94. Плющенков, С. Белые пятна ГУЛАГа: Ангарстрой в 1945-1953 годы Текст. / С. Плющенков // Газета Приилимья. 1992. -№91,92,107; 1993. - № 12.
95. Соллертинский, В. Куда бог смотрит Текст. / В. Соллертинский // 2001.-30 окт. № 13.
96. Сутурнин, А. Как я хочу на волю! Текст. / А. Сутурнин // Бирюсинская новь. 1990. - 25-30 сент.
97. Фиделъгольц, Ю. Встречи Текст. / 30 октября. 2001. - №17.1.. Электронные ресурсы
98. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы Электронный ресурс. — Электрон. дан. М. : Музей и общ. Центр им. А. Сахарова, 2003. - 1 электр. опт. диск (CD - Rom).
99. Крахоткин, В. А. Жертвы политического террора в СССР Электронный ресурс. / В. А. Крахоткин, В. В. Фролов. — М. : Мемориал, 2001. — 1 электрон, опт. диск (CD Rom).
100. Петров, Н. История империи ГУЛАГ Электронный ресурс. / Н. Петров. Режим доступа: www.Pseudogi.Org/GULAG.Html. (дата обращения -08.11.2001).
101. Энциклопедия Сибирского ГУЛага Электронный ресурс. / сост. Л. С. Мухин. Электрон, дан. - Иркутск : Восьмое небо, 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-Rom).
102. Яковлев, Б. Концентрационные лагеря СССР Электронный ресурс. / Б. Яковлев, А. Бурцев. Режим доступа: www.Jovot.net/8.htm. — (дата обращения - 08.11.2007).


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat www.dissercat.com/content/proizv … z4PVAW3HnN

Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)

Поделиться

3

Re: Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС)

Строительство железной дороги Салехард – Игарка, в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа.

В 1949 Советским руководством было принято решение о строительстве полярной железной дороги Игарка — Салехард. Ее строили зэки с 1947го по 1953 год под завесой полной секретности. Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели.

Общая запланированная длинна дороги составляет 1263 км. Дорога пролегает на 200 километров южнее Полярного круга. Проблемы строительства упирались не только в климатические и географические проблемы — вечную мерзлоту и десятимесячную зиму. Трасса должна была пересечь множество ручьев, речек и крупных рек. Через небольшие реки наводились деревянные или бетонные мосты, через Обь переправа осуществлялась летом — тяжелыми паромами, зимой — по рельсам и шпалам, положенным прямо на лед. Лед для этого специально укреплялся.

ru-railway.livejournal.com/1418839.html

Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)

Поделиться