Советы Бывалого (см. пост 15 http://forum.genoua.name/viewtopic.php? … 2#p143942)
— Допустим, что после прочтения всего этого желание заниматься родовыми корнями как минимум не пропало, что делать дальше?
— Недавно ко мне обратились два взрослых отпрыска, захотевшие к юбилею своего отца, носящего весьма известную в республике фамилию, написать родословную их семьи и испытавшие шок оттого, что на самом деле они об этом мало что знают. У большинства в таких случаях возникает непреодолимое желание бежать в архив, тогда как архив должен стать последним шагом в этом деле. Спрашиваю у юношей, у вас есть пожилые родственники в семье, вы с ними разговаривали на эту тему? Нет. Поэтому вторая моя рекомендация будет такой — переговорить со всеми старейшими родственниками, у кого может остаться зерно информации, переданной им более взрослыми предками, старые фотографии. Рекомендую съездить на родовое кладбище в своей деревне, переписать даты жизни прадедушек-прабабушек, которые помогут соотнести по времени какие-то события. И только когда все эти шаги пройдены и у вас накопился материал, понимание, что вы собственно ищете, только тогда можно отправляться в архив.
Попав в архив, самое первое, вы должны определиться — какую церковь необходимо «отработать», а для этого надо знать, в каком селе-деревне-волости эта церковь была. Важно это потому, что церковь в дореволюционные времена, которые всех в основном и интересуют, исполняла обязанности нынешнего загса. Зная все это, вероисповедание ваших предков, мы ищем в архиве так называемые метрические книги, то есть те самые церковные записи о рождении, бракосочетании и смерти всех, кто жил в данной деревне. Начинать естественно надо с ближайшего, с тех самых годов, когда родились ваши прадедушка и прабабушка. Сразу скажу, что метрические книги, являясь на сегодня самым массовым архивным источником для поиска, сохранились далеко не по каждой церкви и даже не по каждому году и не по каждой волости. К сожалению, огромная часть архивных материалов была безвозвратно утрачена в период гражданской войны, первых десятилетий Советской власти. Например, Кяхтинская Воскресенская церковь впервые освящалась в 1727 году, повторно в 1836 году, а книги сохранились с 1822 года. Верхнеудинская Спасская церковь освящалась в 1696 году, восстанавливалась после пожара в 1765 году, а метрические книги уцелели только с 1860 года.
Тем не менее всего, согласно моим исследованиям, на сегодня в Государственном архиве Бурятии по крестьянским, мещанским, посадским, казацким родам сконцентрировано около тысячи метрических книг. Именно они являются наиболее ценным источником для поиска родовых связей, потому что позволяют установить родственные связи по материнской линии. Дело в том, что в них существовала отдельная графа, куда вносились имена крестных ребенка. Поскольку в те времена зачастую крестными становились самые близкие родственники матери и отца (в случае смерти родителей они чаще всего и брали ребенка на воспитание), то по отчествам и фамилиям этих людей возможно установить девичью фамилию матери, имя и фамилию ее отца и других близких родственников по материнской линии. К примеру, при составлении собственной родословной мне приходилось трижды «отрабатывать» одни и те же метрические книги, потому что каждый раз находились все новые и новые родственники.
— Как человек, который сам занимался исследованием своей родословной и столкнулся с тем, что метрические книги по нашей церкви не сохранились, спрошу, а что делать в этом случае?
— На самом деле сохранилось множество других материалов по церковным, административно-полицейским и военно-мобилизационным учетам, в которых также встречается масса сведений на эту тему. Речь идет в первую очередь о ревизских сказках (тогда так называли всероссийскую перепись населения), посемейных и рекрутских списках, исповедных росписях, окладных и подушных книгах и так далее.
belovetc.livejournal.com/626469. … dium=socia
Пошук предків: Глушак (Брянськ.) Ковальов Федосенко (Могилевськ.)
Оглотков (Горбат. п. НГГ) Алькин Душин Жарков Кульдішов Баландин (Симб. губ.)
Клишкін Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний (Новомоск. Дніпроп.)