Історико-статистичний опис Харківської єпархії [Т. 3, 1857]
ЧЕРВЛЕНАЯ СЛОБОДА
На правом берегу Псла в 8 верстах от Лебедина и Михайловки
В архиве нынешней Николаевской Червленской церкви хранятся следующие древние документы:
а) Духовная запись Вассы Иванихи, писанная в 1667 году, которою она отказывает червленской Николаевской церкви для вечного поминовения её и её рода два мукомольных постава на реке Псле, с тем, чтобы половина доходов употреблялась на церковь, а другая шла священно- и церковнослужителям. В сем акте упоминаются два причта Червленской Николаевской церкви:
Духовное завещание 1667 г.
Во имя пресвятыя, Живоначальныя и Нераздельныя Тройцы, Отца и Сына и Святаго Духа, стание речь ниже выраженная к увечной и несмертельной памяти. Аминь.
Я, Васса, по небижчику мужу моему Иваниха Мельничка, жителька села Червленого, любо естем на сей час хоробою от Господа Бога на теле заражона и навежона, але естем при добром памятанью, изуполного разуму будучи и зознаючи, а ведаючи в том добре, иж каждый человек здоровый хоробы неуходит, а у хоробы смерти близшия зостает, и оной сподиватися мает, а речи вшелякие сего светния, которые за часу письмом вированы не бывают, теди но потим рихло, с памяти людской выплывают, и в забытие приходят, за чим постерегаючи я того, абы по смерти моей между кревными то есть приятелями моими оубогую по мне позосталую маетность и субстанцию мою жадной турбации и заводов правых и неправых не было, теди ведомо чиню и ознамую тим моим тестаментом остальной воли моей, каждому засобно, кому бы о том ведати надлежало теперь и потом завше, иж где мене Господь Бог в той хоробе моей до хвалы святой своей повалаты будет рачил; теди на предь душу мою в руки пресвятаго милосердия Божьего полецевше, тело мое грешное, от земли взятое, яко долг позиченый, изнову в землю отдано и поховано быть мает при храму в том селе Червленом Чудотворца Христова Николая, коштом з убожества моего позосталого, а працею и стараньем опекунов моих нижеименованных, а що ся ткнет, распоряжаю и порядок чиню таковым способом, и диспопую на предь: на Николаевскую церковь села Червленого на Пеле в средней клетце две коле с каменьями, да на заднем коле двое Валющ суконных с казаном, а на соборную Лебединскую Успенскую церковь две кухвы горелки да двадцать осмачек борошна, на Троицу Живоначальную там же в Лебедине три осьминки борошна, пояс сребран- ный; в село Курган, до храму Архангельскую церковь, доправивши виноватые на Андрею Овцаку пьятнадцать коп, на Матвею Волку тринадцать коп, и отдать тии гроши на дзвон; да на вышеупомянутую Николаевскую церковь на наместный образ Пресвятыя Богородицы намыста червонных коралей три разы; на другий образ Пресвятой Богородицы тогож намыста коралевого два разы; двор, в котором мешкаю, со всем строениям, сродственнику моему Петру Пересыпченку; и зо млина, который отказала на церковь, зо всего быти мает, ежели будет в нем сидети и дозорцею быти, оному Петру семая мерочка, а будеж не похочет, то ничого с того млина не позволяю дать, только двором владеть; Юхнови да брату его Панькови двор по полам Севериновский, особливе Паньковы лошак сивый;
Ивану малому Шолудковское подворье из садком да кобыла рыжая лысая; брату моему Василию Брекиде вместо двору половина с хатою; а половина с коморою Юхнови, на котором позволяю ему хату поставить; ему ж и мушкет; жене Брекидовей сукня синяя и в городе в рынку месце коморнее; сынам Брекидиным филандымовый жупан, а Юхниси синий и особливе юпку; Паньку да Ивану по единому казану винокурному; отцу Гаврилу Андреевичу винница. А хто що змеж своих виноват, же бы з оных не важился нихто доправляти и абы ся каждый з них тим контентовался, що есть описано, и жадной турбации межи собою не всчинали (Здесь выдраны в подлиннике слова.) ... в целости заховали; а умышленья, который млин отказала на Червленовскую церковь, же бы нихто з родичев моих и ни з сторонних людий невжился от оной отдаляти или откупливать да в посемью себе задерживать; тильки сродственник мий Юхно, по смерти моей, в потребе того млина на всякие посудки и подилки повинен деревню достачати и в дозорцях безпрестанно быти; а що з убожества мого позосталось, яко вшелякого хлебнаго борошна, рухляди и прочее собрание отправивши, як пристойне, по трестинску за душу мою, злецело на отца моего духовнаго; он повинен знати, кому що на убогие роздати. А хтобы кольвек важился мой тестамент в чим кольвек нарушити и турбацию якою кольвек меж собою подимовати, таковаго на страшный суд Божий позываю и тим ся зо мною пред Судиею справедливым, который приидет судить живых и мертвых, расправиться будет повинен; а при сем тестаменту моем был душевный мой отец, соборный Успенский протопоп, Иван Кирилов; Троицкий поп Андрей Михайлов; Преображенский поп Алексей Прокофиев; Архангельский поп Григорий Федоров, села Червленого Николаевские попы: Иван Александров и Таврило Андреев; мельники: Андрей Михайлов да Прокоп Матвеев и многих на теж час людий добрых и вероугодных, при сем тестаменте моем будучих зоставало; деялось в селе Червленом в дому моем.
Року 1667 генваря 11 дня сию духовную писал писарь Прокоп.
При сей духовной Лебединской Успенской протопоп Иван был и вместо духовной дочери своей Вассы Ивановой дочери по ея прошению руку приложил.
При сей духовной Троицкой поп Андрей был и руку приложил.
При сей духовной Преображенский поп Алексей был и руку приложил.
При сей духовной Архангельский поп Григорий был и руку приложил.
При сей духовной села Червленого Никольский поп Иван был и руку приложил.
При сей духовной села Червленого Никольский поп был Таврило и руку приложил.
При сей духовной Андрей Михайлов был и руку приложил.
При сей духовной Прокоп Матвеев был и руку приложил.
с. Червленое Лебединского р-на Сумской обл.
Хотіли розстріляти цей народ? / Не вийшло – хочете його ділити?Хоч прикладіть усіх своїх щедрот, / Не вийде – ми ж Господні діти...Кочан (Кочановский, Кочаненко)Шолудько (Шолудченко, Жолудко)