1

Тема: Албанцы Приазовья

Д.С. Ермолин "ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АЛБАНЦЕВ ПРИАЗОВЬЯ: ЭТАПЫ, ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

скачать: journal.iea.ras.ru/online/2012/2 … rmolin.pdf

----------------------------------------------------
из статьи:

Принято полагать, что трансбалканская одиссея албанцев началась на рубеже XV и XVI вв. (Широков 1962: 35), когда албанцы покинули родные земли, спасаясь от османского преследования (Иванова 2000: 40), однако не исключено, что переселение преследовало и иные цели – желание  разместиться на более плодородных равнинных землях4 .
В 1861–1862 гг., вместе с болгарами, гагаузами, украинцами и русскими, албанцы заселили степи Приазовья – на месте ногайских поселений выходцы из Каракурта основали три села, существующие и по сей день. В настоящее время албанские поселения носят названия Георгиевка, Девнинское5 и Гаммовка (Приазовского р-на Запорожской обл.), хотя сами жители этих сел, говоря на албанском языке, употребляют и старые тюркские (ногайские) топонимы – Тюшки, Таз и Джандран соответственно. Таким образом, на территории Украины сохраняются четыре села с албаноязычным населением, первым из которых является с. Жовтневое (Каракурт) в Одесской обл., где в настоящее время совместно проживают албанцы, болгары и гагаузы, а также представители иных этносов (всего около двадцати).
Подробное отечественное описание заселения Буджака и Приазовья колонистами приведено, в частности, в работах Н.С. Державина и Ю.В. Ивановой (см.: Державин 1914: соответствующий раздел; Иванова 1981: 95–96, 103–105; Иванова, Чижикова 1979: 3–11)...

В с. Жовтневом с 1994 г. существует краеведческий клуб «Каракурт», в рамках ко-
торого проводятся четыре заседания в год. На встречах участники клуба обсуждают во-
просы истории, культуры и этнического состава села. Помимо этого, школьники сред-
них и старших классов под руководством учителей истории регулярно пишут работы по
краеведению и успешно участвуют в районных конкурсах. Уроженец с. Жовтневое
Ф. Дерментли написал книгу по истории села, изданную на русском и переведенную на
албанский язык (Дерментли 2003; Dermentli 2004).

В с. Георгиевка создан Музей истории села, экспозиция которого состоит из предме-
тов быта и одежды албанцев, старых фотографий, документов и книг по истории албан-
ских сел Украины, а также Республики Албания. Посетив музей, не только заезжие ту-
ристы, но и сами местные албанцы могут узнать многое о том, как трудились, отдыхали
и в чем ходили балканские колонисты, полтора века назад обосновавшиеся в приазов-
ских степях. Более того, набирающему популярность на Украине так. наз. «зеленому ту-
ризму» и любителям путешествий по сельской местности жители албанских сел готовы
предложить маршрут «Приазовская Албания» с посещением албанской усадьбы, воссоз-
данной в с. Гаммовка усилиями местной интеллектуальной элиты (Желнова 2009). Оче-
видно, что в настоящее время среди албанского населения Приазовья мы можем наблю-
дать подъем самосознания, в основе которого лежит чувство этнического «голода», на-
копившегося за советское время. Попытки подобной консервации и ревитализации тра-
диционной культуры и языка зачастую приводят к их реконструкции (возможно – с их
ненарочным переосмыслением). Именно эти процессы и их результаты, как представля-
ется, могут раскрыть новые перспективы в исследованиях этнографов (этнологов, куль-
турных антропологов), лингвистов, историков.

Поиск предков и потомков, сбор информации, генеалогические исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=suIDmZgUApM https://www.youtube.com/watch?v=srru9cQ7Eqk

Поделиться