1

Тема: Авгло

АВГЛО Мария Иосифовна,
родилась ок. 1860 в д. Унгуры Товянской волости Ковенской губ. Проживала в Петрограде, была прихожанкой одного из храмов. В 1925 — арестована и выслана на 3 года в Чердынь. В мае 1926 — находилась в Соликамске, откуда обращалась в Помполит с просьбой о помощи. Дальнейшая судьба неизвестна.
ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 64. Л. 13-15; Д. 75. Л. 5-6; Д. 78. Л. 3-4.
Следственное дело № 46041 фп // Архив ЦГАОО Украины.

cathol.memo.ru/KNIGA/Ab.html#s.1

cathol.memo.ru – книга памяти Католической Церкви (1918–1980-е)

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share

2

Re: Авгло

АВГЛО Петр Иосифович,
родился 11 мая 1861 в д. Унгуры Товянской волости Ковенской губ. Окончил духовную семинарию в Санкт-Петербурге, 11 февраля 1887 — был рукоположен. С 1887 — служил в приходе в Двинске, с 1888 — в Мстиславле, с 1896 — настоятель прихода в Смоленске, с 1916 — недолго служил в часовне Св. Франциска в Петрограде, в 1917 — вернулся в Смоленске, с 1921 — служил в Петрограде и окрестностях: в пос. Струги Красные и в пос. Овцыно, с сентября 1922 — в храме Посещения Пресв. Девы Марии в Петрограде, позднее стал его настоятелем, обслуживал также приходы в Кронштадте и пос. Вырицы. В 1923 — арестован по групповому делу католического духовенства во главе с архиепископом Яном Цепляком, но был оправдан судом и освобожден. С 1924 — настоятель прихода в Витебске, где в 1927 — был арестован по обвинению «в шпионаже и контрреволюционной деятельности». Отправлен для дальнейшего следствия в Смоленскую тюрьму, через 6? месяца был освобожден. Служил настоятелем прихода в Могилеве. В 1927 — апостольский администратор, епископ Болеслав Слоскан, передал ему полномочия генерального викария. Под воздействием постоянных психических и физических угроз со стороны органов ГПУ находился в состоянии постоянного страха, в 1930 — вынужден был подписать заявление об отсутствии репрессий против католического духовенства и мирян со стороны властей, опубликованное затем в печати (через епископа Пия Неве сообщил в Рим о том, как его заставили подписать его). В 1936 — один из агентов НКВД посоветовал, что для него лучше было бы уйти из жизни "добровольно". 13 июня 1937 — арестован в Могилеве по групповому делу католического духовенства и мирян, 3 июля было предъявлено обвинение как «руководителю повстанческой организации "ПОВ" и агенту польской разведки, передававшему шпионские сведения польскому консульству и французскому разведчику епископу Неве и создавшему в Ленинграде и БССР ячейки "ПОВ" для вооруженной борьбы с Советской властью». После предъявления ему "Справки об окончании следствия" с полным обвинением передал заявление, написанное карандашом, дрожащим почерком, наискось, с множеством исправлений и во многих местах неразборчиво, в котором были такие строки: «Я тоже следовал направлению Цепляка и Слоскана, значит, тоже контрреволюционного направления к коммунизму. В настоящее время с коммунизмом бороться невозможно и нужно уступить место коммунизму <...> Были люди, которые обращались к послам иностранных государств и от этих обращений еще хуже стало для католиков, так как коммунисты к католикам совершенно потеряли уважение, и католики должны ликвидировать свои религиозные дела в коммунистических странах». 25 августа 1937 — приговорен к ВМН и 27 августа расстрелян в Минской тюрьме.
В 1930 — под его руководством было отправлено письмо на имя архиепископа Эдуарда Роппа для передачи в Ватикан, в котором подробно описывалась атмосфера унижений и издевательств над священниками и прихожанами:
«Духовным запрещен доступ в госпитали, больные умирают без исповеди в коммунистических артелях и коллективах. Кто крестит ребенка или венчается, или зайдет в церковь, того увольняют со службы, исключают из профсоюза, даже лишают инвалидной пенсии. Церкви и духовных облагают уже не налогами, а контрибуцией <...> Священникам или набожным католикам не дают даже карточки на хлеб, а кто пустит к себе на квартиру ксендза, того облагают налогом. В ризнице запрещают жить. Кладбище разрушено, кресты поломаны, памятники в развалинах, распятие с крестом вырваны, трупы вырыты в поисках золотого кольца или креста <...> В школе издеваются над католическими детьми, пишут о них в газетах, а потом за то, что они исповедуются и ходят в костел, исключают из школы, как не подходящий элемент. Учителя срывают у детей кресты и медальоны. На Пасху, в Великую Пятницу и Субботу заставляют учеников публично танцевать, заниматься богохульством, кушать мясо».
Архив УКГБ Республики Беларусь;
Dzwonkowski Roman SAC. С. 144-146;
Madala T. С. 20;
Осипова И. 1996. С. 145;
Письмо, составленное под руководством о. Петра Авгло в 1930 // Архив о. Романа Дзвонковского;
Следственное дело Авгло П.И. // Архив КГБ Республики Беларусь;
Шкаровский М., Черепенина Н., Шикер А. С. 211.

cathol.memo.ru/KNIGA/Ab.html#s.1

cathol.memo.ru – книга памяти Католической Церкви (1918–1980-е)

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share