"Война 1941-1945гг. разрушила не только объекты недвижимости, находящиеся в зоне военных действий, но и нанесла значительный вред хранилищам документов, в том числе архивам. Поэтому главными задачами этого периода в данной сфере народного хозяйства являлись восстановление утраченных документов,
а также новая инвентаризация сохранившихся зданий и сооружений. Именно эти обстоятельства предопределили принятие Инструкции НККХ РСФСР и НКЮ РСФСР от 5 октября 1942 г. N 506 (Б-И-7) "О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки", в соответствии с которой основными документами, подтверждающими право владения строениями и право пользования земельными участками, признавались:
а) нотариально засвидетельствованные договоры купли-продажи, мены, дарения и завещания права владения строениями;
б) договоры на право застройки;
в) решения народных судов, подтверждающие право собственности или право застройки;
г) договоры аренды;
д) выписки из реестров нотариальных контор об удостоверении договора отчуждения строений или права застройки.
Если указанные документы или заверенные надлежащим образом копии с них, отсутствовали, то юридической силой обладали документы, косвенно подтверждающие вышеуказанные права, в частности к ним относили:
а) обязательства по банковским ссудам на строительство жилых домов;
б) акты отвода участков под строительство;
в) выписки из решений исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся об отводе земельных участков под строительство и о разрешении этого строительства;
г) справки сельских Советов об отводе участков под строительство жилых домов (в рабочих поселках и городах, преобразованных из сельских населенных пунктов);
д) платежные документы (земельная рента и налоги со строений);
е) страховые полисы;
ж) инвентаризационные документы;
з) счета на строительство;
и) утвержденные проекты застройки;
к) домовые книги.
На основании вышеперечисленных документов коммунальные органы могли восстановить право владения строениями или пользования земельными участками и выдавали соответствующие удостоверения или возобновляли договоры о праве застройки или договоры аренды.
Если коммунальные органы на основании косвенных документов отказывались удостоверить право владения или право пользования, то заинтересованное лицо могло обратиться в суд с заявлением о вынесении решения на право владения строениями или на право пользования земельным участком.
При отсутствии косвенных документов, а также при сомнениях в их подлинности, право владения строениями или право пользования земельными участками устанавливались судом на основании свидетельских показаний.
После окончания военных действий возникла необходимость провести полную инвентаризацию имеющихся строений, поэтому Инструкция 1942 года была отменена и принята Инструкция НККХ от 25 декабря 1945 г. «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», которая давала руководящие разъяснения бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов по вопросам уточнения права владения строениями и учета их по фондам.
Так, подлежали отдельной регистрации:
а) строения на праве государственной собственности, находящиеся в ведении местных Советов;
б) строения на праве государственной собственности, находящиеся в ведении государственных учреждений и предприятий;
в) строения кооперативных и других общественных организаций;
г) строения отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки.
Заслуживает внимания факт, который свидетельствует о комплексном подходе к регистрации объектов недвижимости, а именно: ст.ст. 5 и 6 указанной Инструкции устанавливали, что объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения.
Строения регистрировались лишь после того, как были закончены строительством вместе с обслуживающими их земельными участками. При этом право пользования земельным участком, обслуживающим строение, отдельно не регистрировалось.
Эта инструкция действовала довольно длительный период времени и была отменена Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 № 83, утвердившем новую Инструкцию "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", которая вводилась в действие в целях осуществления правовой регистрации всех строений, независимо от их ведомственной принадлежности. Эти мероприятия следовало провести в течение 1968 - 1970 гг.
Вместе с тем, из данного общего правила предусматривались исключения, например, указанная Инструкция не применялась к строениям, находящимся:
а) на территориях, изъятых из ведения местных Советов на основании постановлений Правительства;
б) на территориях, отведенных промышленным предприятиям (на промплощадках).
Процедура установления права собственности на строения имела два этапа. На первом - бюро технической инвентаризации готовили заключение о принадлежности строения на праве собственности конкретному лицу. Второй этап состоял в контроле законности и правильности подготовленных БТИ документов соответствующим исполкомом рай(гор)совета депутатов трудящихся. На основании его решения производилась первичная регистрация строения, и собственнику строения выдавалось регистрационное удостоверение.
В соответствии с Инструкцией 1968 г. БТИ осуществляло двойной учет строений:
а) в каждом населенном пункте велись в реестровые книги, в которых отражались сведения о праве собственности на строения на основании решений исполкомов рай(гор)советов депутатов трудящихся;
б) на каждого собственника строений города (поселка) открывалась инвентаризационная карточка, с указанием фамилии, имени и отчества (для граждан) и полного наименования организаций, учреждений и предприятий, которая заносилась в алфавитную картотеку.
Таким образом, к средине ХХ века в РСФСР была признана необходимость единства учета и регистрации земельных участков и расположенных на них зданий, сооружений, а также прав на указанные объекты. Вместе с тем, функции инвентаризации строений и регистрации прав на них по-прежнему выполняли
органы местного самоуправления, полномочия которых были очень широкими, т.е. отсутствовала единая (общегосударственная) система инвентаризации строений и земельных участков, а также регистрации прав на них.
С введением в Советском Союзе «новых форм хозяйствования» в виде хозрасчета и аренды предприятий появилась необходимость принципиального реформирования законодательства, регулирующего гражданский оборот особо ценного имущества, в том числе недвижимого. Наиболее значимым среди таких актов является Закон СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», статья 3 которого устанавливала, что в собственности могут находиться земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, здания, сооружения, оборудование, предметы материальной и духовной культуры, деньги, ценные бумаги и иное имущество. Казалось бы, этот закон сделал революцию в праве собственности на объекты недвижимого имущества.
При этом земля хотя и была «неотъемлемым достоянием советского народа», но не принадлежала ему на праве собственности. Так, в перечне объектов права собственности граждан отсутствовали земельные участки (ст.7). Поэтому кадастровый учет земельных участков, принадлежавших гражданам на праве собственности, отсутствовал."