1 ( 28-11-2016 22:05:29 змінене kuks70 )

Тема: Еленовка, Волновахский район Донецкой обл., 1840

1. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Поселок Еленовка основан переселенцами в 1840 году. Шестнадцать крестьянских семей из Полтавской и Харьковской губернии одновременно на добровольных началах были переселены по причине малоземелья в Мариупольский уезд Екатеринославской губернии. Это: Колесник, Коваль, Ковтун, Кулибаба, Коршак, Корниецкий, Кищенко Максим, приехавший со своей семьей из города Лубны Полтавской губернии; Ткаченко, Туник, Остапенко, Горбатенко, Родоус, Хоценко, Ефимович, Пухно и другие. Переселенцы приехали своим гужевым транспортом на повозках со всем своим домашним имуществом.
  Первоначально они остановились у восточной части склона балки Далин-Тарама, простирающейся в направлении с севера на юг и находящейся сейчас с восточной стороны от поселка. Название балке Далин-Тарама дали мариупольские греки. Балка имела пологие откосы с западной ее стороны, и крутые — с восточной, послужившие переселенцам надежной защитой от господствующих восточных ветров. Из истории известно, что в балке была родниковая вода, которая вместе с поверхностными атмосферными водами стекала по дну балки и служила левым притоком реки Сухая Волноваха, расположенной сейчас в районе города Докучаевска. Название балки употребляется и сейчас на топографических планах в маркшейдерской службе Докучаевского флюсо-доломитного комбината.
Перпендикулярно к балке Долин-Тарама прилегает другая балка, берущая свое начало в районе теперешней станции Еленовка и разделяющая ныне поселок на северную и южную части, и простирающаяся от запада на восток.
  Задолго до основания поселка обе балки служили так называемым чумацким шляхом чумакам, ведущим торговые обмены с населением Крыма и Азова. Так в обмен на продукцию растениеводства и животноводства чумаки везли домой рыбу из Азова, соль — из Крыма. Основным средством передвижения чумакам служили длинные колесные повозки, так называемые мажары, тягловой силой которых были лошади и быки.
  Балка, разделяющая ныне поселок, имела много родников с постоянно стекающей ручейками водой в балку Далин-Тарама, затем текла по этой балке вплоть до г. Докучаевска и далее, вступив в карстовую зону, ручьи усыхали, то есть просачивались через карсты в землю и текли далее по подземным карстовым воронкам.
Степные просторы были тогда еще дикие, нетронутые человеком. Они обладали богатой от природы растительностью и полным отсутствием деревьев и кустарников. У оснований балок, в условиях постоянной влажности грунта — произрастали камыши, болотные травы и обилие зеленой растительности.
На пути чумацкого шляха в балке, разделяющей сейчас поселок, в районе водокачки, чумаками была оборудована криница с мощным родником и холодной ключевой, мягкой водой. Караван чумацких подвод, на своем пути следования, останавливался возле криницы на короткий отдых: чумаки пили сами и поили свою тягловую силу водой, стирали в летний зной свое просоленное от пота на теле белье и двигались дальше в путь.
  От криницы, по руслу балки, бежала вода по ручью, не замерзающая зимой. Вдоль ручья по дну и по обочинам росли буйные дикие травы, издающие в летнее время ароматный, благоухающий запах, зеленеющие и зимой. На всем долгом пути следования чумаков, вдоль чумацкого шляха в летнее время чумаки заготавливали на зиму сено, путем укосов трав, и после сушки укладывали его в стога с расстоянием от ближайшего стога к следующему, соответствующему расстоянию передвижения чумаков за световой зимний день. Это сено служило кормовой базой для тягловой силы.
  Когда в 1872 году была проложена железная дорога от Юзовки (ныне г. Донецк) и до Еленовки, потребовалась вода для экипировки паровозов. Первоисточником послужила чумацкая криница, которая была расширена и углублена.
  С восточной стороны от криницы путем перекрытия балки дамбой был сооружен ставок. От ставка проложили подземный водопровод технической воды непосредственно к водонапорной башне, именуемой тогда резервуаром, расположенной в западной стороне от станции. У ставка, в непосредственной близости от уреза воды, сооружена водопроводная насосная станция с водозабором. С помощью насосов вода закачивалась из ставка в водонапорную башню, откуда под давлением водяного столба, вода попадала в водозаборную колонку, расположенную рядом с железнодорожной ниткой и служившей для экипировки паровозов. Впоследствии этот ставок стали называть водокачкой.

2. ИТАК ОНА ЗВАЛАСЬ ...
  В названии поселка Еленовка увековечена память Елены, женщины-первопоселенки, первой ступившей на будущую землю под последующую застройку поселком. Так, в статье «Автографы предков» доктора филологических наук, профессора Донецкого гос. университета тов. Отина Е. С. говорится: «...в названиях населенных мест очень часто находят отражение личные имена, фамилии и прозвища людей, каким-то образом причастных к возникновению того или иного села. Нередко антропонимическая основа такого названия хорошо осознается и сейчас (Андреевка, Еленовка, Марьинка, и т.д.). Таким образом, вслушиваясь в звучание географических имен нашего края, мы можем узнать в них отзвук давно забытых имен наших предков, оставивших свои автографы в книге земли Донецкой».
  История возникновения и заселения территории поселка такова. События 1840 года развивались в следующей последовательности. Глубокой холодной осенью 1840 года по балке Далин-Тарама двигались на подводах 16 крестьянских семей переселенцев. Уставшие и продрогшие от дальней дороги и непогоды, они решили попытаться найти подходящее место для жительства. Таким местом определили восточный склон балки Далин-Тарама, где позже в этом месте начали добывать гончарную глину и уже в наше время силами колхоза им. Ильича в этом районе был сооружен ставок, что примерно в двух километрах южнее сегодняшнего поселка. Здесь переселенцы остановились и сразу приступили к строительству временных укрытий. Баба Елена по пути следования немного отстала от обоза и сделала привал в районе будущего поселка. После беглого осмотра местности, представляющей крутой восточный склон балки, надежно укрывающий эту местность от господствующих восточных ветров, и западный пологий склон балки Далин-Тарама с обилием травяного покрова, черноземным грунтом, пригодным для хлебопашества — баба Елена тут же стала городить для начала укрытия для жилья и скота. Следует отметить, что у бабы Елены, по фамилии Колесник, было много детей — большая, дружная семья, а сама баба была наделена от природы крепким телосложением и завидной работоспособностью. Потому и все работы по обустройству шли быстро и ладно.Сооружения для скота старались делать достаточно надежными от хищников (волков, лисиц и т. д.), рыскающих по степям в поисках добычи. 
  Вот так и началось освоение бабой Еленой земли будущего поселка. Остальные переселенцы за своими заботами не обратили внимания на отсутствие в их стане бабы Елены. В отличие от мужчин, женщины быстрее спохватились об исчезновении Елены и немедленно отправили часть мужчин на поиски затерявшейся переселенки. Проехав на лошадях назад по своим следам, они вскоре ее нашли. Баба Елена сумела убедить их в своем более выгодном месте поселения на западном склоне балки, чем на восточном, и они, возвратившись в свой стан, начали шутить и подсмеиваться над женщинами. Мол, зря те переживали за отставшую бабу Елену, не съели ли ее волки, — и рассказали о ее нахождении. И тогда все 15 семей, собрав свое имущество, возвратились назад и начали обустраиваться на жилье возле бабы Елены.
  Отсюда, с западного склона балки Далин-Тарама, примерно в районе имеющихся сейчас улиц Шевченко и Садовой, началось заселение будущего поселка, застраиваемого в направлении с востока на запад. Таким образом, в честь первой поселенки Елены и было увековечено ее имя в названии поселка — Еленовка. 
  
  
Начало (продолжение и окончание в двух следующих сообщениях) из книжечки «МАТЕРИАЛ об истории поселка ЕЛЕНОВКА» (1990 г.),  материал собрали и упорядочили супруги: Вера Карповна Кищенко и Александр Давидович Кищенко.  
  
  
Цифровой экземпляр книжечки любезно предоставлен http://forum.genoua.name/profile.php?id=3707

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share

2

Re: Еленовка, Волновахский район Донецкой обл., 1840

(продолжение)


3. РАЗВИТИЕ ПОСЕЛКА
Основным, занятием переселенцев было хлебопашество и попутно животноводство. Землю под пашню наделяли в северо-восточной части от застраиваемого поселка, вдоль западного склона балки Далин-Тарама.
На дне балки, вблизи современной автотрассы Донецк-Мариуполь, была выкопана крестьянами криница с мягкой, ключевой водой. Водой пользовались во время сельхозработ на своих земельных участках, расположенных вблизи криницы. Позже ее стали, именовать криницей Щербака. Она сохранилась и до наших дней.
После Великой Отечественной войны криницу переоборудовали в водозабор и оградили вокруг санитарной зоны. Эту воду употребляют для нужд противотуберкулезного диспансера, расположенного на территории поселка.
Основным источником жизни жителей поселка являлась матушка-земля: она их кормила и поила, одевала и обувала, согревала. Излишки выращенной продукции растениеводства и животноводства крестьяне вывозили своими подводами на рынок в поселок Александровку, возникший в районе построенной в 1841 году шахты Александровской Новосибирским генерал-губернатором Воронцовым. На вырученные за свою продукцию деньги покупали различные промтовары, керосин (для освещения), деготь для смазки сельхозинвентаря, обувь и т. д., покупали все необходимое для домашних нужд. Когда возвращались с рынка домой, дети их встречали с радостью, предвкушая угощение конфетами, пряниками и пр. Но таких праздников для детей было немного, т.к. выращенной продукции, в зависимости от урожая, иногда хватало только для своих потребностей до будущего урожая.
Выращенный урожай обрабатывали вручную - косили, молотили и т. д. Молотили хлеб на зерно следующим образом. Вначале крестьянин на своем подворье принимался делать так называемый ток: выбирал участок земли диаметром 8-10 метров, очищал с помощью струга площадку от травы, заливал водой (замачивал) и накрывал половой. Затем с помощью толока (котка) каменного и впряженной в него лошади делались движения котка по полове по кругу. Толок представлял собой цилиндр диаметром 500 и длиной 700-1000 мм, вытесанный из камня. С обеих торцов толока замоноличены по центрам 2 круглых штыря диаметром 25-30 мм, с выступами от толока 100-150 мм. На эти штыри одевалась деревянная четырехугольная рамка на шарнирах. К этой рамке на крюк одевался полубарок, в который впрягалась лошадь. Толоком толочили ток до тех пор, пока земля высохнет и станет гладкой, как зеркало. Затем полову убирали и на уже готовый ток настилали по кругу с помощью баштармака покосы с Колосьями. Толщина настила была разной, в основном 30-50 см. Баштармак представлял собой деревянные вилы из трех или пяти рожков. Молотьба производилась при помощи котка и впряженной в него лошади. Коток представлял из себя форму цилиндра, высотой около 1 метра с боковой поверхностью, состоящей из пяти или семи рожков, напоминающих при виде с торца - звезду с тупыми рогами. Коток готовили вручную из большого камня. 
На коток, так же, как и на толок, заделывали деревянную раму, к которой подпрягали лошадь. Во время молотьбы коток вращался своими рогами по покосу с определенной силой падения рога, и таким образом из сухого покоса высыпалось зерно. 
Через определенное время покос переворачивали баштармаком и продолжали молотить. После полного обмолота, все тем же баштармаком, вытрушивали зерно из уже полученной соломы и откидали ее в сторону. Для того, чтобы иметь не только солому, но и полову для скота - к котку прицепляли так называемую терку, представляющую собой деревянный челнок из досок и скрепленный по периметру деревянными 50-миллиметровыми брусками. Терка имела спереди загнутое вверх днище (как лыжа). Размеры ее примерно таковы: длина 1,6 м, ширина - сзади 60 см, спереди 30 см. В днище терки набиты стальные заоваленные режущие пластинки, имевшие вид чешуи. Этими резцами и резалась солома частично на полову. Для большей тяжести на терку садился кто-нибудь из детей или подростков. 
Трудными проблемами для крестьян было приобретение промтоваров: одежды, обуви и т. д. Ведь крестьяне для того, чтобы одеться и обуться, должны продавать свою выращенную продукцию растениеводства и на эти деньги приобретать промтовары, что было накладно и разорительно. Нужно было крестьянам искать выход из этого затруднительного положения. И такой выход был найден. Крестьяне начали сеять по низменным местам, по балкам коноплю. Выращенную коноплю подвергали обработке: замачивали в воде, затем после продолжительного замачивания коноплю сушили. Потом при помощи самодельного деревянного станка, именуемого по-украински «терниця», разбивали ветви конопли и освобождали их от кострицы - твердых веществ конопли. После перетрушивания конопли, ее клали на парусную подстилку и босыми ногами месили конопляную массу, чтобы окончательно освободить ее от кострицы.
Полученную массу свертывают в клубок (кудели), одевают на гребень (деревянный гребешок шириной до 30 см и высотой до 20 см), закрепляемый в стоячем положении в специальном деревянном бруске, и приступают к изготовлению пряжи на деревянной прялке. После прялки получают тонкую пряжу в виде ниток. Наконец, из этой пряжи на ткацких станках пряли уже готовую ткань. Из этой ткани шили самую разнообразную нижнюю и верхнюю одежду, паруса для навесов на случай дождя во время молотьбы, мешки для различных продуктов и других потребностей.
Продукция животноводства полностью использовалась крестьянами. С овечьей шерсти вязали вручную различную одежду - носки, свитки, рукавицы и др. изделия. Из выделанных овечьих шкур шили шапки, телогрейки, кожухи, тулупы, рукавицы и прочее. Из шкур забитых быков, коров, после их вычинки, шили обувь кожаную.
Свою одежду крестьяне, по причине дефицита, берегли. В одном случае для будничного, в другом - для праздничного пользования. Так, например, тулупы надевали по великим праздникам в зимнюю стужу, либо при отправлении в дальнюю дорогу на санях. Вот так и жили крестьяне.
В 1928 году мне приходилось часто видеть громадный деревянный ткацкий станок, расположенный в прихожей в доме моего дедушки, Степана Кищенко. Он стоял без действия, и за ненадобностью его потом демонтировали. Дедушка рассказывал мне потом, что ему часто слышится стук работающего ткацкого станка. Видимо, это является следствием долгих десятилетий работы на ткацком станке. 


4. РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ КРЕСТЬЯН
В те, теперь уже далекие от нас времена, переселенцы были совершенно неграмотны, и вся их грамота сводилась к умению возделывания продукции растениеводства и животноводства, умелому использованию выращенной продукции и выгодной продаже своих излишек, надежде на будущий урожай.
Религия имела большое влияние на воспитание людей в духе доброты, милосердия, порядочности, честности и т.д. Такие качества прививались людям с детского возраста: не оскверни, не богохульствуй, не навреди и т.д. Обман, сквернословие и другие подобные явления считались грехом божьим. Большая часть населения поселка относилась к религии с положительной стороны и вступала в самостоятельную жизнь с чувством уважения к старшим, их почитания и доброты к окружающим. Примером тому может послужить рассказ моего дедушки Степана Иосифовича. Однажды он повез подводой свою сельхозпродукцию на базар в поселок Александровку, и когда уже заканчивал продавать, к нему подошел незнакомый мужчина, поздоровался, спросил у дедушки, откуда он и попросил взаймы денег - дедушка занял ему. Окончил продавать и уехал домой. А дома у деда спрашивает бабка: «Ну, Степан, сколько ты наторговал?» — «Да, говорит, наторговал, да почти все деньги занял». — «А кому?» — «Да и не знаю, кому». Бабка пожурила деда за неоправданную доверчивость, и разговор на том кончился. А дня через 2-3 после этого случая приехал на лошадях должник и отдал свой долг. Это был житель пос. Александровка. Вот так и стали эти две семьи друзьями, часто ездили друг к другу в гости, особенно по праздникам. Чего нельзя сказать в наше время.
Священнослужители почитались крестьянами как помазанники божьи, им верили в их возможности в свершении чуда господнего в спасении урожая от надвигающейся засухи, так как жизнь и благополучие крестьян зависели от будущего урожая. И люди, путем подношений батюшке различных даров, старались задобрить его, заслужить покорностью и уважением к батюшке. Он охотно принимал дары, но их просьбу просить бога послать им дождя батюшка не спешил исполнять, мотивируя божьим гневом за богохульство, за непогашенный оброк и т. д.
В засушливые годы, когда степные травы выгорали, желтели несозревшие хлеба на полях, с безоблачного неба безжалостно палило солнце, жители поселка собирались на так называемый сход и, став на колени перед священником, слезно просили его устроить молебен в поле, чтобы пришел на их поля дождь. Батюшка давал согласие, и тогда люди выносили из церкви хоругви, иконы, кресты, и с божьим пением шествие направлялось в степь к одной из имеющихся криниц. Одна криница находилась с северной стороны поселка, другая - с южной, по правой стороне от современной автодороги на с. Александринку (Александринское), примерно в направлении с севера на юг от двух курганов. Эта криница была выкопана гр. Головешкиным. Он был веры отличительной от христианской, и ему было отказано в земельном наделе. И все же этот гражданин выпросил полторы десятины земли неудобной для возделывания сельхозкультур. На этой земле он и выкопал криницу.
Так вот, батюшка, подойдя к кринице, набирал воды, омовлял ее, окроплял этой водой землю, сопровождая этот ритуал молитвой, просьбой Господа Бога снизойти к мирянам и напоить их земли водой. И так уж совпадало, что вскоре на безоблачном небе появлялись небольшие тучки вдалеке и, приближаясь, увеличивались, превращались в дождевые облака и, наконец, шел долгожданный летний дождь. Вся природа преображалась, оживала зелень, воздух наполнялся озоном. Крестьяне ликовали от радости, восхваляли Господа Бога и батюшку.


5. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН
В зимнее время крестьяне занимались ручной добычей строительного камня, называемого еще сахарным, напоминающим по своему цвету и структуре сахар-рафинад. Камень добывали для своих нужд: строили жилые дома, хозяйственные сараи, подвалы, выкладывали колодцы, строили изгороди, короче, камень был основным строительным материалом для жителей поселка. Добычу камня в основном вели открытым способом. Сначала делали вскрышу, т.е. лопатами снимали слой грунта до обнажения камня. Толщина вскрыши в разных местах была разной - от полметра и выше. После вскрыши приступали к добыче камня. В скальном массиве с помощью стальных долотьев били кувалдой ряд шпуров, затем молотами разбивали монолитный камень на отдельные куски, грузили на подводу и увозили домой. Долотья заправляли на небольшом переносном кузнечном горне с крыльчаткой (небольшие ветровые лопасти), приводимой во вращение через ременную передачу с помощью ноги.
Участки добычи камня находились за кладбищем, с южной стороны, в балке, именуемой Каменной балкой. В этой балке добывали и желтую глину (лимонного цвета), используемую для окраски глинобитных полов в жилых зданиях и для других нужд. Место непосредственной добычи камня называли «скели». В этих скелях добычей камня занимались до 1930 года. В 1932-35 годах велось строительство зданий и сооружении созданной на территории поселка МТС (машинно-тракторной станции) - административных, складских, производственных, культурно-бытовых зданий и сооружений. Началось строительство складов «Заготзерно» складских помещений мельницы. И все перечисленные объекты возводились исключительно из строительного камня, закупаемого у жителей поселка по договорным ценам. Мерой объема камня служил один куб, составляющий примерно около 8 метров кубических. Крестьяне реализовали свои излишки камня государственным организациям и предприятиям.
С восточной стороны балки Далин-Тарама, в районе прилегаемой к ней «Каменной балки» добывали вручную гончарную глину почти до 1941 года. Глина для крестьян была незаменимым материалом для устройства полов, внутренней и внешней отделки стен и потолков зданий и сооружений.
Сначала глину добывали единоличники вручную открытым способом, т. к. пласты глины выходили на поверхность грунта. В начале тридцатых годов к глиняному карьеру была проложена железная дорога для добычи глины на промышленной основе, с отгрузкой в вагоны и транспортировкой паровозом на станцию Еленовка II, с последующей перевозкой ее в Еленовские карьеры. Однако эта железнодороная ветка быстро утратила свое назначение из-за наличия сверхдопустимых уклонов пути для паровозной тяги и была демонтирована. Однако, глину продолжали добывать с отгрузкой и транспортировкой автотранспортом на станцию Еленовка II и через эстакаду - в железнодорожные вагоны. Этот карьер действовал до 1941 года.
С южной стороны поселка, у западного склона балки Далин-Тарама, существовал песочный карьер. Песок добывали для строительных целей промышленности. Песочный карьер за многие годы выемки песка находился на большой глубине, и для подачи вагонеток с песком нагора подавались по узкоколейному пути большим углом наклона к горизонтальной плоскости, с помощью сооруженного на поверхности карьера деревянного барабана и троса. Барабан приводился во вращение с помощью лошади. 
Процесс состоял из следующих операций. Вагонетка подавалась в карьер ездовым, путем деревянного торможения на время ее опускания; в карьере вагонетка загружалась вручную песком, цеплялась к тросу, и лебедкой, приводимой в движение лошадью, вытягивали нагора.
На поверхности с помощью поворотного круга вагонетку разворачивали на 90°, впрягали в нее лошадь - и вагонетка доставлялась по узкоколейке до станции Еленовка II. На станции вагонетку, стоящую на деревянной эстакаде, опрокидывали, и песок попадал в железнодорожные платформы. Опрокидывание в вагонетки (кузова) осуществлял так называемый коногон путем откидывания скобы в вагонетке на шарнире, и небольших физических усилий, приложенных к кузову. 
Узкоколейная дорога проходила от карьера до станции над поселком с южной ее стороны, примерно по нынешней улице Октябрьской. Так как узкоколейка на всем ее протяжении от станции Еленовка II имела понижающий уклон, коногон, сопровождающий тару, удерживал вагонетку от излишнего движения вследствие инерционной силы, ручным тормозом, состоящим из деревянного шеста, заложенного между рамой и движущимся колесом. Таким образом, прикладывая силу к шесту, коногон держал скорость движения, нужную ему. В начале тридцатых годов лошадей заменили механической тягой - мотовозом. Первым машинистом мотовоза был тов. Зинченко Егор.
После Отечественной войны песочный карьер был заброшен, и на его месте поселковый Совет организовал мусорную свалку.
Один из жителей поселка в 1850 году организовал у себя во дворе так называемый постоялый двор, для чего построил конюшню и другие подсобные помещения. Постоялый двор находился вблизи балки Далин-Тарама, пятым или шестым по счету от восточной окраины улицы Садовая. Значительно позже, когда началась гражданская война, хозяин продал свой постоялый двор некоему по фамилии Магер, а тот уже переоборудовал дворовые сооружения под жилые и подсобные.


6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ПОСЕЛКОМ
С появлением в городе Донецке металлургической промышленности, жители поселка начали попутно подрабатывать. В зимнее время они нанимались в поденщики к заводчику подвозить своим гужтранспортом железную руду, добываемую вручную возле поселка Александринка и со Стылы, а также флюсовые известняки из Еленовских карьеров.
Металлургический завод в г. Донецке возник в 1871 году. В начале 1868 года в Россию прибыл иностранный концессионер, техник-металлург Джон Джеймс Юз - управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Земли верховья Кальмиуса принадлежали помещикам. Здесь под степным ковылем лежал уголь, местами выходивший на поверхность; в районе Кара-куба и села Александринки находилась железная руда, в Еленовских карьерах - камень-известняк и совсем рядом - речная вода. Все это создавало благоприятную базу для постройки железоделательного завода. Джон Юз, выгодно купив и арендовав земли, заключил с Комитетом министров России "Договор на образование Новороссийского общества камнеугольного, железного рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии". 
В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о постройке металлургического завода. Управляющим делами назначили Джона Юза. Летом 1869 года Юз поселился в хуторе овечьем на берегу Кальмиуса и устроил во дворе кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом. Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные и приезжие мужики построили для рабочей колонии землянки, деревянные бараки. Возникший поселок был назван Юзовкой. С ним соседствовали поселения: хутор Овечий, Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Александровка. Юз построил небольшую доменную печь и 25 апреля 1871 года была выдана первая плавка чугуна. Поскольку в то время в Донецке еще не было железной дороги, завод работал на местном сырье, поставляемом гужевым частным транспортом.
Росту поселка Юзовка способствовала прокладка в 1872 году через Юзовку железнодорожной линии Константиновка-Ясиноватая-Еленовка, в дальнейшем доведенной Бельгийским акционерным обществом до города Мариуполя. Жители Еленовки железную дорогу называли «чугункой» или «бельгийкой».
В 1886 году юзовский завод перешел на более богатую железом криворожскую руду. Однако, многие годы еще продолжали использоваться и местные руды. Известняки, добываемые вручную в Еленовских карьерах, поставлялись гужтранспортом прямо на завод, вплоть до 1873 года - с этого времени известняки с Еленовки отгружались в железнодорожные платформы и транспортировались железной дорогой до Юзовки. И лишь с 1912 года, когда была проложена железная дорога от станции Еленовка до Еленовских карьеров, гужевой транспорт потерял целесообразность применения.
Еленовские карьеры (ныне Докучаевский флюсодоломитный комбинат) именовались так по той причине, что карьероуправление первоначально находилось на территории станции Еленовка в специально построенном каменном здании. Позже, после перехода карьероуправления непосредственно на территорию карьера, это здание было переоборудовано под общежитие, затем в 1930-е годы - под семилетнюю школу.
Железная дорога, проложенная в 1872 году от Юзовки, заканчивалась в Еленовке поворотным кругом для разворота паровозов и вагонов на 180°. Поселок в то время застраивался в направлении с востока на запад и был от железной дороги на значительном расстоянии. Станции, как таковой, еще не было, как не было и других пристанционных зданий и сооружений. Между поселком и железной дорогой лежала целинная земля, поросшая высокими травами да бурьянами, и на этих землях дети крестьян пасли свой скот.
О том, насколько жители поселка были неграмотны, можно судить хотя бы на одном таком примере. Однажды группа подростков пасла скот вблизи станции и случайно нашла метрах в десяти от чугунки, в густой траве, широкий кожаный ремень с пряжкой, надетым на ремень загадочным предметом круглой формы и размером почти с блюдце. Мало того, что предмет был для ребят в диковинку, он еще и тикал. Дети сгорали от сильного любопытства к этой находке, однако боялись даже прикоснуться к нему. Думали они, думали, как с этой находкой быть, пока один из них, по фамилии Ефимович, древком кнута поддел ремень с блюдцем и понес к отцу с надеждой на получение исчерпывающего ответа. Отец, впервые увидевший такой предмет и боясь остаться в долгу с ответом перед сыном, сообразил вслух, что это не что иное, как нечистая сила, и положив на камень блюдце, он разбил часы вдребезги другим камнем. Кстати, эти часы были швейцарской марки фирмы "Павел Бурэ". Такие часы выдавались машинистам паровозов вместе с ремнем на врема работы. Поскольку тогда не было еще уборной на станции, машинист вынужден был идти в бурьян и там оставил свой ремень с часами. 
С пуском Юзовского завода крестьяне поселка подрабатывали своим транспортом, путем перевозки сырья на завод. Сырье, после перевески, разгружали и тут же получали оплату наличными за перевозку. Зачастую, во время ожидания перевески, собиралось много подвод подъезжающих с различных окрестных сел. Иногда нашим крестьянам оказывала помощь во внеочередном обслуживании их землячка по фамилии Лычман Прасковья Лукьяновна, проживавшая ранее в пос. Еленовка. Она была молода, удивительной красоты девушка, с правильными чертами лица, стройная, как тополь, с глазами дикой серны. Ее родители жили бедно, и она вынуждена была идти внаймы. Ее стройности и красоты не мог на заметить сын Юза Юз младший, и путем мелких подачек он сумел ее заставить во всем повиноваться. Будучи в его полной материальной и моральной зависимости и боясь потерять работу, она вынуждена была поступаться своей совестью и волей и исполнять желания Юза. Так между ними завязалась тайная любовная связь, закончившаяся в конце концов плачевным исходом для служанки - у нее должен был появиться ребенок. Юз-младший боялся прежде всего Юза-старшего. Шло время, и тайное стало явным - хозяину стало известно о любовной связи его сына. О женитьбе его, сына заводчика на батрачке, да еще и другой национальности, не могло быть и речи. Не желая вызвать каких-либо негативных последствий для своего престижа, Юз-старший разрешает любовный узел мирным путём: покупает в Юзовке небольшой жилой домик, покупает для нее лавку, дает ей "приданое" английской одежды. Позже она выходит замуж за гр. Москаленко, и они переезжают жить в поселок Еленовку. Девочка, родившаяся от Юза-младшего, жила недолго и вскоре умерла.

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share

3

Re: Еленовка, Волновахский район Донецкой обл., 1840

(окончание)

7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПОСЕЛКА
С развитием промышленности в Юзовке развивалась и сеть железных дорог. Для экипировки паровозов водой был сооружен ставок путем перекрытия дамбой русла балки ниже существующей криницы. Эта балка служила когда-то чумацким шляхом. Рядом со ставком построили водопроводную насосную станцию, проложили подземный водопровод. Насосная станция перекачивала воду по подземному водопроводу в водонапорную башню, расположенную на территории станции Еленовка. С башни вода подавалась самотеком на водоумягчительную установку и далее, в водоразборную колонку (паровозную).
Рядом с водопроводной насосной станцией построили каменный жилой дом для рабочих по обслуживанию насосной станции. В этом доме и жила семья. Ставок стали называть водокачкой, а рабочего - водокачник,
Прошли годы, и водокачка обмелела, заилилась, воды становилось все меньше, а железнодорожный транспорт интенсивно развивался, количество паровозов возрастало, и потребность в воде уже не могла удовлетворить водокачка. Руководство железной дорогой принимает решение о реконструкции водокачки. В 1928 году были начаты работы. Вначале спустили со ставка воду через прорытый в плотине ров. Затем нужно было расчистить днище водокачки, т. е, очистить его от ила. Так как в это время землеройной техники еще не было, работы по расчистке днища велись вручную грабарями-единоличниками, на основании договоренности с администрацией МПС по найму поденно, с ежедневной оплатой за количество сделанных ходок.
После того, как расчистили и углубили днище водокачки, в ров, прорытый в старой дамбе для спуска воды, заложили металлическую трубу на случай надобности спуска воды, отсыпали и подняли дамбу, внутренний откос выложили постелистым камнем. Криницу, находящуюся на середине водокачки, расчистили и расширили, выложив ее камнем на цементном растворе, в диаметре около трех метров, перекрыли, оставив квадратный люк в 1 метр. На время этих строительных работ воду из криницы откачивали насосом, приводимым в движение от двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе. Двигатель был установлен рядом с криницей на днище водокачки, где он так и остался поныне.
Возле водопроводной насосной станции был сооружен глубокий колодец для забора воды водозаборной трубой.
Кто такой грабарь? Название произошло от их основного орудия труда - лопаты-грабарки. Грабарь имел в своей собственности лошадь и четырехколесную ходовую тележку с деревянным кузовом. Кузов имел вид лежащей деревянной бочки, разрезанной вдоль пополам и крепился к тележке на двух шарнирах, опрокидыванием: кузова на боковую сторону. Для устойчивости кузова от произвольного опрокидывания он фиксировался откидной скобой на шарнире. Весь цикл работы грабаря заключался в следующем: заезд колымагой в основания днища водокачки, наполнение вручную с помощью грабарки кузова илом, выезд за пределы днища водокачки и разгрузка путем откидывания скобы и опрокидывания кузова. Таким частным путем и была реконструирована водокачка.
До 1908 года жители поселка производили помол зерна на частных ветряных мельницах, сохранившихся еще до 1935 года. Всего было восемь мельниц, выстроенных на возвышенных северной и южной сторонах поселка. Ветряные деревянные мельницы принадлежали частным владельцам: ТкаченкоКолесникКовтунПухноРодоус и др.
В 1908 году на территории поселка, с восточной стороны от станции Еленовка, была построена паровая мельница и маслобойка частным владельцем гр. Якубенко А. А., потом продана гр. Абрамовичу. После Октябрьской революции мельница была национализирована и после ее реконструкции стала государственной мельницей имени Урицкого. Вплоть до начала Великой Отечественной войны, колхозники поселка пользовались услугами мельницы и маслобойки в части обмена зерна на муку и масло.
В 1911 году была выстроена школа из красного кирпича, именуемая трехклассным земско-приходским училищем на пять отделений. Первым директором школы был гр. Коноваленко Илья Андреевич. По состоянию на начало 1917 года в школе имелось: учительского состава 6-7 человек, учащихся - 70-80 человек. Из учителей, работавших в этой школе как до, так и после Октябрьской революции, вплоть до 1933 года, были: Шамжинов Михаил Кузьмич и его жена Лидия Ивановна, награжденная за свой долголетний труд высокой правительственной наградой - орденом Ленина, с присвоением ей звания заслуженной учительницы. Мы с супругой начинали учиться в этой школе во время работы там М. К. Шамжинова и хорошо помним его моральное и физическое воспитание школьников. Но надо сказать и то, что он был очень требователен к ученикам, непримирим к фальши, сквернословию, лжи и наказывал за эти проступки. Он провинившегося больно драл за уши, или с силой бил ученика по ушам деревянной линейкой, при этом еще и приговаривал: «Ах ты, паскудина!» Это был учитель дореволюционной закваски с присущим ему методом бурсацкого воспитания. 
На начало 1917 года в поселке насчитывалось: домохозяйств - 240 дворов, удобных пахотных земель - 2666 десятин, неудобных земель - 400 десятин. Земля в поселке наделялась только на мужской пол, «на едока». На каждого родившегося едока - по 24 сажня.
Перед Октябрьской революцией в поселке насчитывалось 740 человек мужского пола, имевших право пользоваться землей. Священник, проживающий в поселке, держал в своей собственности 60 десятин пахотной земли, а псаломщик - 15 десятин.
В поселке имелась небольшая деревянная церковь, которая вследствие вспыхнувшего вблизи пожара, загорелась, и несмотря на принятые меры против пожара и его ликвидацию, церковь была уже непригодной для дальнейшей ее деятельности, поэтому ее закрыли. Потом это здание продали одному крестьянину, который переоборудовал его и потом использовал под закрома (зернохранилище).
В 1907 году в поселке была выстроена новая церковь из красного кирпича с двумя деревянными куполами-надстройками со звонницами (колоколами). Церковь была названа «Храмом святой Покровы». Она находилась почти рядом со школой № 1, по диагонали на юго-восток.
После Октябрьской революции церковь была закрыта. В середине тридцатых годов здание церкви колхоз использовал под склады зерна. Поскольку в то время религия находилась вне закона, многие исторические, религиозные ценности подвергались умышленным уничтожениям. Не обошел стороной этот произвол и нашу церковь. По инициативе поселкового Совета было решено переоборудовать церковь для склада, т. е. снять деревянные надстройки и, тем самым уничтожить религиозный очаг. Для этой работы подобрали двух энтузиастов-комсомольцев тт. Ефимовича Виктора и Нужного. Для ускоренного демонтажа они применили взрывчатку, и в результате взрыва дерево воспламенилось, покрытое сверху оцинкованной сталью, т. к. было очень сухое. Несмотря на принимаемые пожарными командами со всей Донецкой области меры по ослаблению и локализации очага пожара, все деревянные конструкции сгорели, а также сгорели вороха пшеницы в самом здании.
Мы, поколение 30-х годов, помним, как красочно выглядела церковь, особенно ее блестящие на солнце купола. Вокруг церкви была металлическая ограда на кирпичных столбиках. Во дворе росла мягкая травка, словно сплошной ковер из зелени. Мы в школе во время больших перемен часто бегали поиграть и полежать на этой травке. И все это было, было...
В 1927 году в поселке был организован СОЗ - совместная обработка земли. Первыми добровольными членами СОЗа были: Туник И. П.Емец С. К.Кулибаба А. Д.Голуб Д. А.Судник Г. Ф.Кочубей Г. А.Кониецкий А. Ф.Кулибаба Л. Ф.Василицын С. А.Хоценко МиронКовтун Иван АрхиповичТютюнник. Председателем был Кочубей Гордей Артемович, механиком - Емец С. К. Первым трактористом был тов. Доценко Алексей, затем: Мазур Василий ИвановичЕфимович Григорий Ефремович. В хозяйстве СОЗа имелся в наличии один трактор «Форд».
В 1930 году вместо СОЗа был организован колхоз имени РККА (рабоче-крестьянской Красной Армии), переименованный потом в колхоз имени Буденного, а после Отечественной войны - в колхоз имени Ильича.
В 1932 году в поселке организовали МТС (машинно-тракторную станцию). Первым ее директором был тов. Моргун Матвей Данилович; начальником политотдела - тов. Алышев Николай Федорович; заместителем директора — тов. Кулибаба Феодосий Игнатович, который в 1936 году был назначен директором МТС.
В 1936 году в хозяйстве колхоза им. Буденного имелось: тракторов СТЗ - 6 штук, комбайнов прицепных - 1 шт, молотилок - 2 шт, самоскидок - 4 шт. Первыми колхозниками в 1930 году были: Санжар Степанида ЛукьяновнаДоценко Феодора ТереатиевнаЛаврик Федор ЛаврентиевичМузыка Агриппина ВасильевнаКищенко Давид СтепановичКолесник Дмитрий Иванович и другие.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году из колхоза, где был председателем тов. Скляренко, секретарем парторганизации тов. Санжар С. А., заведующим МТФ (молочно-товарной фермой) тов. Шокал В. И. - был эвакуирован в глубь страны весь скот и другое хозяйство. Ответственными за сохранность скота были сопровождающие: Санжар С. А.Шокал В. И.Доценко Ф. Т. и Ткаченко Неонила Герасимовна. За время эвакуации тт. Санжар и Шокал погибли.
К шестидесятым годам в хозяйстве колхоза имелось в наличии 16 автомашин, 15 тракторов, 10 комбайнов.
В 1951 году построена скоростная автодорога Донецк-Мариуполь, проходящая по территории поселка. Строительством автодороги и координацией действий руководил непосредственно председатель Донецкого облисполкома тов. Алышев Николай Федорович.
В 1971 году автотрасса Донецк-Мариуполь была реконструирована, расширена с устройством посредине проезжей части зеленой зоны с оборудованными бортами и разделяющей дорогу на левое и правое движение. Вдоль скоростной автотрассы в пределах территории поселка была выстроена автодорога местного назначения, шириной 3 метра с обеих сторон основной магистрали и только с правосторонним движением. Основную и местную автодороги разделяет металлическое ограждение. Заезды и выезды с той или иной дороги на другую осуществляются в районе Дома быта с северной стороны, а также с южной стороны поселка.
В 1972 году окончено сооружение двух автостанций (с обеих сторон автотрассы) и соединенных между собой подземным переходом под автотрассой. Автостанции расположены возле кинотеатра "Родина".
В 1958 году выстроен силами ОКСа (отдела капитального строительства) Докучаевского флюсо-доломитного комбината кинотеатр "Родина" на 450 мест. 
Памятник погибшим воинам, участвовавшим в освобождении поселка против немецко-фашистских захватчиков, попадавший под строящуюся автотрассу, был перенесен в парк у центральной площади.

8. ОНИ УЧАСТВОВАЛИ В ЗАВОЕВАНИИ ОКТЯБРЯ
Год 1917 - год начала гражданской войны, в которой принимали участие и жители поселка. В 1918-1920 годы первыми комиссарами были товарищи: Магер Григорий АндреевичВолков Алексей ПетровичОнищенко Алексей Антонович.
Участниками гражданской войны были: Судник Иосиф Иванович, Березняк Александр Архипович, Голуб Федор Андреевич, Яценко Тарас Фомич, Кищенко Давид Степанович, Закревский Михаил Герасимович, Корниецкий Филимон Алексеевич, Потапенко Константин Матвеевич, Ручка Федор Денисович, Тарасенко Дмитрий Пантелеевич, Плут Лукьян Ефимович, Лаврик Харитон Логинович, Колесник Александр Сафронович, Корниецкий Трофим Алексеевич и многие другие.
В период военной интервенции 25 марта (по старому стилю) 1919 года между поселком Еленовка и селом Любовка вели тяжелые бои части Красной Армии в составе седьмого Таврического полка с бандой Шкуро. На месте боев пали смертью храбрых 18 бойцов Красной Армии, среди которых был уроженец поселка тов. Шевченко. Все погибшие были похоронены в братской могиле на старом кладбище пос. Еленовка, расположенным с юго-восточной стороны поселка.

9. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ПОСЕЛКА
До 1917 года в поселке еще не было медперсонала по обслуживанию населения, т.к. не было ни больницы, ни амбулатории. Поселок Еленовка был приписан к больнице, расположенной в селе Ново-Михайловка, в 12-ти км от поселка Еленовка, в западном направлении от станции Еленовка. Поэтому посещение больницы больными осуществлялось в основном своим гужтранспортом.
В селе Александринка, в шести километрах на юг от пос. Еленовка, имелась амбулатория, обслуживаемая фельдшером Смирновым Семеном Петровичем. За платные услуги фельдшер оказывал помощь и больным пос. Еленовки.
В пос. Еленовку была направлена акушерка-практикантка Бабочкина Полина Артемовна, вышедшая замуж за Якова Ставровича Минайлоса (родом из Большого Янисоля). Проживали они временно на станции Еленовка, позже в доме по улице Чапаева. У Полины Артемовны родились сын Ярослав и дочь Елена. Дочь вышла замуж за Задоенко Антона Власовича, у которых родился и сейчас здравствует сын Ярослав Задоенко. Из всей медицинской аппаратуры и инструмента, имеющихся в наличии у акушерки, были в то время только кружка для клизмы да грелка.
Во время боя с бандой Шкуро красноармейцами был взят в плен белогвардейский офицер-фельдшер Мельник Иван Наумович. Он до революции окончил Киевское медицинское училище и во время войны был призван в армию. Как пленному, ему была сохранена жизнь из-за дефицита медперсонала. Так он остался жить в пос. Еленовка.
После окончания войны и изгнания интервентов, когда страна приступила к ликвидации разрухи, медфельдшер Мельник организовал в поселке амбулаторию. На средства, собранные им у жителей поселка в виде добровольных пожертвований, он закупил медицинскую аппаратуру и инструмент для амбулатории.
Здание, переоборудованное под амбулаторию, принадлежало до революции богатому владельцу по фамилии Щербак. Он держал в собственности около 30-ти лошадей и занимался с помощью наемных ездовых перевозкой почтовых и частных грузов и пассажиров. Организованная в его здании амбулатория и стационарная больница функционировали вплоть до 1941 года.
После войны в 1944 году амбулатория, позже переименованная в Еленовскую городскую больницу, находилась и сейчас находится на территории пристанционного сада, рядом со стационарной больницей. Эти здания до революции принадлежали одному богатому собственнику с высшим образованием, насадившему вокруг зданий парк. Здание стационарной больницы, которое после периодических ремонтов функционирует и сейчас, было построено владельцем из красного кирпича. А в бывшем здании амбулатории после Отечественной войны разместилась колхозная контора; в стационарном отделении - колхозный клуб, склады.
Фельдшер Мельник Иван Наумович трудился до глубокой старости, отдавая всю свою энергию и знания больным, был на редкость вежлив, обходителен, внимателен к больным, очень бережлив и экономен. Его экономность заключалась в большом и малом, и в доказательство этого я расскажу один пример, услышанный мной от одной из бывших работников связи. Так, т. Мельник каждый месяц откладывал со своего скромного заработка часть денег на сберегательную книжку, что нередко вызывало у работников почты любопытство его экономной жизни, о чем иногда его и спрашивали. Однажды он ответил им: «А хотите я и вас научу экономной жизни? Вот, к примеру, вы зашли в продовольственный магазин купить хлеба. На полках лежит белый и серый хлеб. Конечно, вам хочется покушать белого хлеба - душистого, пахучего, но он и значительно дороже серого. Так вот, вы купите серого хлеба и при его употреблении внушайте себе, что это тот же душистый белый хлеб. Или вот другой пример. Вы хотите купить себе шелковые чулки - взяли в руки, подержали, полюбовались и... купили чулки простые. Носите на здоровье и внушайте себе, что на вас надеты чулки шелковые. Вот вам и весь секрет экономии».
После Отечественной войны правление колхоза имени Будённого для восстановления разрушенного колхозного хозяйства взяло взаймы у тов. Мельника И. Н. крупную сумму денежных средств. Однажды, после уборки бахчевых (колхоз продавал бахчевые по ценам в зависимости от сорта), тов. Мельник решил выписать себе арбузов в счет долга. Ему пошли навстречу, выписали. Мельник попросил зав. складом отпустить ему самых-самых мелких арбузов, значит самых дешевых. Вот так он экономил свои средства.
После смерти своей жены, он, будучи уже пенсионером, ходил и летом и зимой в литых галошах, легко одетым. А мог бы жить и безбедно, но выработанная за всю его долгую жизнь такая экономия и уменьшила срок его жизни. Вот такой был первый фельдшер.
В середине двадцатых годов в поселок приехал по распределению на постоянную работу молодой, образованный врач по фамилии Несвяченый Григорий Петрович с женой Софией Евменовной, болгаркой по национальности, и с двумя детьми - Юрием и ГалинойНесвяченый работал в амбулатории вместе с фельдшером т. Мельником до 1937 года.
Семья Несвяченых была культурной, чистоплотной с одной стороны, и самой доступной и простой - с другой стороны. София Евменовна преподавала в Еленовской семилетней школе № 1 немецкий язык до начала Отечественной войны. Ее мужа, Григория Петровича, за близкие, дружеские контакты (по переписке) с Григорием Ивановичем Петровским - всеукраинским старостой - репрессировали. Сын Юрий во время оккупации нашего поселка немецкими захватчиками пошел служить к немцам с целью мести за своего отца. Его дочь Галина была угнана в Германию. Жена так и преподавала в школе немецкий язык.
Во время войны врач Несвяченый Г. П. был реабилитирован и работал в прифронтовых госпиталях. За такой тяжелый труд ему было присвоено звание заслуженного врача СССР. После войны, возвратившись домой и узнав о незавидной участи его семьи, он сказал своей бывшей жене, что вы, дескать, враги народа, - и с тем уехал.
Во время повальных репрессий (в эпоху троцкизма) был репрессирован директор школы № 1 тов. Алексеенко, преподававший геометрию. Его жена, Магдалина Филипповна, тоже учительница, вскоре выехала из нашего поселка.
В пос. Еленовка родился, рос, учился и уходил на фронт в начале Великой Отечественной войны тов. Бойко Григорий Филиппович. Родился он в семье служащего. Окончил семилетку. Среднее образование получил в Еленовской рудничной средней школе № 1 (ныне гор. Докучаевск). Григорий Бойко с июля 1941 г. по октябрь 1945 г. находился на фронте. После войны - он студент украинского отделения филологического факультета Донецкого педагогического отделения филологического факультета Донецкого педагогического института, который в 1949 году окончил с отличием. Три года работал в областной газете «Радянська Донеччина», был литконсультантом Донецкой областной писательской организация.
В 1950 году вышла его первая книга стихов «Моя Донеччина». Через год он издает книгу стихов для детей «Будемо шахтарями», которая на всесоюзном конкурсе «Детгиза» и министерства просвещения СССР была отмечена поощрительной премией. 
Г. Ф. Бойко в основном писал для детей и издал около тридцати книг. Среди них: "Ми з Донбасу", "Вереда", "Хлопчик Ох", "Смішинки", "Ростіть дубочки", "Веселинки", "Ніс у сметані", "Здоровий будь", "Про діда Тараса" и др. В доступной для юных читателей форме Грицько Бойко рассказывает о Родине, о Ленине, науке и труде, о родной природе. Каждое его произведение - это, своего рода, открытие мира для ребенка. Грицько Бойко - гордость донецкого края. Он был искренним другом нашей детворы, щедро дарил им свой талант. И потому его произведения - бессмертная сокровищница в украинской советской литературе. 

ЕЛЕНОВКА СЕГОДНЯ
На территории поселка функционирует Еленовская городская больница со стационарным отделением и скорой помощью, противотуберкулезный диспансер районного значения, кинотеатр «Родина» на 450 мест, клуб комбината хлебопродуктов, два детских садика, дом быта «Темп» в трехэтажном здании, школа № 1 с восьмилетним обучением, школа № 2 со средним обучением, 6 продовольственных магазинов, 2 промтоварных магазина, магазин смешанных пром. и прод. товаров, магазин уцененных товаров, магазин культтоваров, магазин хозяйственных товаров - 2 шт., мебельный магазин, книжный магазин, комбинат хлебопродуктов областного значения, сметной стоимостью 33,5 млн. рублей, три 32-квартирные 4-этажные жилые дома, введенные в эксплуатацию в 1989 году.
Непосредственно к станции Еленовка примыкает станция Передаточная, где круглосуточно формируют железнодорожные маршрутные составы с готовой товарной продукцией: с флюсовыми известняками, доломитами, доломитизированными известняками и обожженными доломитами для металлургической промышленности Украины, а также строительный щебень для многих строительных предприятий. Вся эта продукция поступает из Докучаевского флюсо-доломитного комбината.
Поселок Еленовка расположен на пути «из варяг в греки», т. е. основные транспортные артерии из Донецкой области к берегам Азовского моря проходят через Еленовку, короче, Еленовка является воротами к Азовскому морю. 16 сентября 1990 года вся общественность поселка, все жители Еленовки широко отмечали юбилей - 150-летие поселка. После торжественной части с импровизированной сцены на площади звучали стихотворения в честь юбилея; лучших механизаторов, доярок колхоза им. Ильича чествовали караваем, изготовленным из урожая 1990 года; звучали песни самодеятельных коллективов; вручали сувениры, юбилейные значки. Была выставка декоративно-прикладного искусства работ жителей поселка и учащихся школ, выставка-продажа магазинами сельПО дефицитных товаров, массовые гулянья и т. д. 

ЕЛЕНОВКА ЗАВТРА
Окончены строительно-монтажные работы 32-квартирного жилого дома. Закончены изыскательные работы и находятся в стадии проектирования работы по хозпитьевому водопроводу, газоснабжению и телефонизации поселка. Уже заложен фундамент под строительство автоматической телефонной станции на 500 номеров, которая должна вступить в эксплуатацию в 1991 году. Запроектирован еще один детский садик, школа, баня, строится аптека.
В перспективе намечается строительство на территории поселка церкви на два купола.

1990 г.

Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.

Share