(продолжение)
3. РАЗВИТИЕ ПОСЕЛКА
Основным, занятием переселенцев было хлебопашество и попутно животноводство. Землю под пашню наделяли в северо-восточной части от застраиваемого поселка, вдоль западного склона балки Далин-Тарама.
На дне балки, вблизи современной автотрассы Донецк-Мариуполь, была выкопана крестьянами криница с мягкой, ключевой водой. Водой пользовались во время сельхозработ на своих земельных участках, расположенных вблизи криницы. Позже ее стали, именовать криницей Щербака. Она сохранилась и до наших дней.
После Великой Отечественной войны криницу переоборудовали в водозабор и оградили вокруг санитарной зоны. Эту воду употребляют для нужд противотуберкулезного диспансера, расположенного на территории поселка.
Основным источником жизни жителей поселка являлась матушка-земля: она их кормила и поила, одевала и обувала, согревала. Излишки выращенной продукции растениеводства и животноводства крестьяне вывозили своими подводами на рынок в поселок Александровку, возникший в районе построенной в 1841 году шахты Александровской Новосибирским генерал-губернатором Воронцовым. На вырученные за свою продукцию деньги покупали различные промтовары, керосин (для освещения), деготь для смазки сельхозинвентаря, обувь и т. д., покупали все необходимое для домашних нужд. Когда возвращались с рынка домой, дети их встречали с радостью, предвкушая угощение конфетами, пряниками и пр. Но таких праздников для детей было немного, т.к. выращенной продукции, в зависимости от урожая, иногда хватало только для своих потребностей до будущего урожая.
Выращенный урожай обрабатывали вручную - косили, молотили и т. д. Молотили хлеб на зерно следующим образом. Вначале крестьянин на своем подворье принимался делать так называемый ток: выбирал участок земли диаметром 8-10 метров, очищал с помощью струга площадку от травы, заливал водой (замачивал) и накрывал половой. Затем с помощью толока (котка) каменного и впряженной в него лошади делались движения котка по полове по кругу. Толок представлял собой цилиндр диаметром 500 и длиной 700-1000 мм, вытесанный из камня. С обеих торцов толока замоноличены по центрам 2 круглых штыря диаметром 25-30 мм, с выступами от толока 100-150 мм. На эти штыри одевалась деревянная четырехугольная рамка на шарнирах. К этой рамке на крюк одевался полубарок, в который впрягалась лошадь. Толоком толочили ток до тех пор, пока земля высохнет и станет гладкой, как зеркало. Затем полову убирали и на уже готовый ток настилали по кругу с помощью баштармака покосы с Колосьями. Толщина настила была разной, в основном 30-50 см. Баштармак представлял собой деревянные вилы из трех или пяти рожков. Молотьба производилась при помощи котка и впряженной в него лошади. Коток представлял из себя форму цилиндра, высотой около 1 метра с боковой поверхностью, состоящей из пяти или семи рожков, напоминающих при виде с торца - звезду с тупыми рогами. Коток готовили вручную из большого камня.
На коток, так же, как и на толок, заделывали деревянную раму, к которой подпрягали лошадь. Во время молотьбы коток вращался своими рогами по покосу с определенной силой падения рога, и таким образом из сухого покоса высыпалось зерно.
Через определенное время покос переворачивали баштармаком и продолжали молотить. После полного обмолота, все тем же баштармаком, вытрушивали зерно из уже полученной соломы и откидали ее в сторону. Для того, чтобы иметь не только солому, но и полову для скота - к котку прицепляли так называемую терку, представляющую собой деревянный челнок из досок и скрепленный по периметру деревянными 50-миллиметровыми брусками. Терка имела спереди загнутое вверх днище (как лыжа). Размеры ее примерно таковы: длина 1,6 м, ширина - сзади 60 см, спереди 30 см. В днище терки набиты стальные заоваленные режущие пластинки, имевшие вид чешуи. Этими резцами и резалась солома частично на полову. Для большей тяжести на терку садился кто-нибудь из детей или подростков.
Трудными проблемами для крестьян было приобретение промтоваров: одежды, обуви и т. д. Ведь крестьяне для того, чтобы одеться и обуться, должны продавать свою выращенную продукцию растениеводства и на эти деньги приобретать промтовары, что было накладно и разорительно. Нужно было крестьянам искать выход из этого затруднительного положения. И такой выход был найден. Крестьяне начали сеять по низменным местам, по балкам коноплю. Выращенную коноплю подвергали обработке: замачивали в воде, затем после продолжительного замачивания коноплю сушили. Потом при помощи самодельного деревянного станка, именуемого по-украински «терниця», разбивали ветви конопли и освобождали их от кострицы - твердых веществ конопли. После перетрушивания конопли, ее клали на парусную подстилку и босыми ногами месили конопляную массу, чтобы окончательно освободить ее от кострицы.
Полученную массу свертывают в клубок (кудели), одевают на гребень (деревянный гребешок шириной до 30 см и высотой до 20 см), закрепляемый в стоячем положении в специальном деревянном бруске, и приступают к изготовлению пряжи на деревянной прялке. После прялки получают тонкую пряжу в виде ниток. Наконец, из этой пряжи на ткацких станках пряли уже готовую ткань. Из этой ткани шили самую разнообразную нижнюю и верхнюю одежду, паруса для навесов на случай дождя во время молотьбы, мешки для различных продуктов и других потребностей.
Продукция животноводства полностью использовалась крестьянами. С овечьей шерсти вязали вручную различную одежду - носки, свитки, рукавицы и др. изделия. Из выделанных овечьих шкур шили шапки, телогрейки, кожухи, тулупы, рукавицы и прочее. Из шкур забитых быков, коров, после их вычинки, шили обувь кожаную.
Свою одежду крестьяне, по причине дефицита, берегли. В одном случае для будничного, в другом - для праздничного пользования. Так, например, тулупы надевали по великим праздникам в зимнюю стужу, либо при отправлении в дальнюю дорогу на санях. Вот так и жили крестьяне.
В 1928 году мне приходилось часто видеть громадный деревянный ткацкий станок, расположенный в прихожей в доме моего дедушки, Степана Кищенко. Он стоял без действия, и за ненадобностью его потом демонтировали. Дедушка рассказывал мне потом, что ему часто слышится стук работающего ткацкого станка. Видимо, это является следствием долгих десятилетий работы на ткацком станке.
4. РЕЛИГИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ КРЕСТЬЯН
В те, теперь уже далекие от нас времена, переселенцы были совершенно неграмотны, и вся их грамота сводилась к умению возделывания продукции растениеводства и животноводства, умелому использованию выращенной продукции и выгодной продаже своих излишек, надежде на будущий урожай.
Религия имела большое влияние на воспитание людей в духе доброты, милосердия, порядочности, честности и т.д. Такие качества прививались людям с детского возраста: не оскверни, не богохульствуй, не навреди и т.д. Обман, сквернословие и другие подобные явления считались грехом божьим. Большая часть населения поселка относилась к религии с положительной стороны и вступала в самостоятельную жизнь с чувством уважения к старшим, их почитания и доброты к окружающим. Примером тому может послужить рассказ моего дедушки Степана Иосифовича. Однажды он повез подводой свою сельхозпродукцию на базар в поселок Александровку, и когда уже заканчивал продавать, к нему подошел незнакомый мужчина, поздоровался, спросил у дедушки, откуда он и попросил взаймы денег - дедушка занял ему. Окончил продавать и уехал домой. А дома у деда спрашивает бабка: «Ну, Степан, сколько ты наторговал?» — «Да, говорит, наторговал, да почти все деньги занял». — «А кому?» — «Да и не знаю, кому». Бабка пожурила деда за неоправданную доверчивость, и разговор на том кончился. А дня через 2-3 после этого случая приехал на лошадях должник и отдал свой долг. Это был житель пос. Александровка. Вот так и стали эти две семьи друзьями, часто ездили друг к другу в гости, особенно по праздникам. Чего нельзя сказать в наше время.
Священнослужители почитались крестьянами как помазанники божьи, им верили в их возможности в свершении чуда господнего в спасении урожая от надвигающейся засухи, так как жизнь и благополучие крестьян зависели от будущего урожая. И люди, путем подношений батюшке различных даров, старались задобрить его, заслужить покорностью и уважением к батюшке. Он охотно принимал дары, но их просьбу просить бога послать им дождя батюшка не спешил исполнять, мотивируя божьим гневом за богохульство, за непогашенный оброк и т. д.
В засушливые годы, когда степные травы выгорали, желтели несозревшие хлеба на полях, с безоблачного неба безжалостно палило солнце, жители поселка собирались на так называемый сход и, став на колени перед священником, слезно просили его устроить молебен в поле, чтобы пришел на их поля дождь. Батюшка давал согласие, и тогда люди выносили из церкви хоругви, иконы, кресты, и с божьим пением шествие направлялось в степь к одной из имеющихся криниц. Одна криница находилась с северной стороны поселка, другая - с южной, по правой стороне от современной автодороги на с. Александринку (Александринское), примерно в направлении с севера на юг от двух курганов. Эта криница была выкопана гр. Головешкиным. Он был веры отличительной от христианской, и ему было отказано в земельном наделе. И все же этот гражданин выпросил полторы десятины земли неудобной для возделывания сельхозкультур. На этой земле он и выкопал криницу.
Так вот, батюшка, подойдя к кринице, набирал воды, омовлял ее, окроплял этой водой землю, сопровождая этот ритуал молитвой, просьбой Господа Бога снизойти к мирянам и напоить их земли водой. И так уж совпадало, что вскоре на безоблачном небе появлялись небольшие тучки вдалеке и, приближаясь, увеличивались, превращались в дождевые облака и, наконец, шел долгожданный летний дождь. Вся природа преображалась, оживала зелень, воздух наполнялся озоном. Крестьяне ликовали от радости, восхваляли Господа Бога и батюшку.
5. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ КРЕСТЬЯН
В зимнее время крестьяне занимались ручной добычей строительного камня, называемого еще сахарным, напоминающим по своему цвету и структуре сахар-рафинад. Камень добывали для своих нужд: строили жилые дома, хозяйственные сараи, подвалы, выкладывали колодцы, строили изгороди, короче, камень был основным строительным материалом для жителей поселка. Добычу камня в основном вели открытым способом. Сначала делали вскрышу, т.е. лопатами снимали слой грунта до обнажения камня. Толщина вскрыши в разных местах была разной - от полметра и выше. После вскрыши приступали к добыче камня. В скальном массиве с помощью стальных долотьев били кувалдой ряд шпуров, затем молотами разбивали монолитный камень на отдельные куски, грузили на подводу и увозили домой. Долотья заправляли на небольшом переносном кузнечном горне с крыльчаткой (небольшие ветровые лопасти), приводимой во вращение через ременную передачу с помощью ноги.
Участки добычи камня находились за кладбищем, с южной стороны, в балке, именуемой Каменной балкой. В этой балке добывали и желтую глину (лимонного цвета), используемую для окраски глинобитных полов в жилых зданиях и для других нужд. Место непосредственной добычи камня называли «скели». В этих скелях добычей камня занимались до 1930 года. В 1932-35 годах велось строительство зданий и сооружении созданной на территории поселка МТС (машинно-тракторной станции) - административных, складских, производственных, культурно-бытовых зданий и сооружений. Началось строительство складов «Заготзерно» складских помещений мельницы. И все перечисленные объекты возводились исключительно из строительного камня, закупаемого у жителей поселка по договорным ценам. Мерой объема камня служил один куб, составляющий примерно около 8 метров кубических. Крестьяне реализовали свои излишки камня государственным организациям и предприятиям.
С восточной стороны балки Далин-Тарама, в районе прилегаемой к ней «Каменной балки» добывали вручную гончарную глину почти до 1941 года. Глина для крестьян была незаменимым материалом для устройства полов, внутренней и внешней отделки стен и потолков зданий и сооружений.
Сначала глину добывали единоличники вручную открытым способом, т. к. пласты глины выходили на поверхность грунта. В начале тридцатых годов к глиняному карьеру была проложена железная дорога для добычи глины на промышленной основе, с отгрузкой в вагоны и транспортировкой паровозом на станцию Еленовка II, с последующей перевозкой ее в Еленовские карьеры. Однако эта железнодороная ветка быстро утратила свое назначение из-за наличия сверхдопустимых уклонов пути для паровозной тяги и была демонтирована. Однако, глину продолжали добывать с отгрузкой и транспортировкой автотранспортом на станцию Еленовка II и через эстакаду - в железнодорожные вагоны. Этот карьер действовал до 1941 года.
С южной стороны поселка, у западного склона балки Далин-Тарама, существовал песочный карьер. Песок добывали для строительных целей промышленности. Песочный карьер за многие годы выемки песка находился на большой глубине, и для подачи вагонеток с песком нагора подавались по узкоколейному пути большим углом наклона к горизонтальной плоскости, с помощью сооруженного на поверхности карьера деревянного барабана и троса. Барабан приводился во вращение с помощью лошади.
Процесс состоял из следующих операций. Вагонетка подавалась в карьер ездовым, путем деревянного торможения на время ее опускания; в карьере вагонетка загружалась вручную песком, цеплялась к тросу, и лебедкой, приводимой в движение лошадью, вытягивали нагора.
На поверхности с помощью поворотного круга вагонетку разворачивали на 90°, впрягали в нее лошадь - и вагонетка доставлялась по узкоколейке до станции Еленовка II. На станции вагонетку, стоящую на деревянной эстакаде, опрокидывали, и песок попадал в железнодорожные платформы. Опрокидывание в вагонетки (кузова) осуществлял так называемый коногон путем откидывания скобы в вагонетке на шарнире, и небольших физических усилий, приложенных к кузову.
Узкоколейная дорога проходила от карьера до станции над поселком с южной ее стороны, примерно по нынешней улице Октябрьской. Так как узкоколейка на всем ее протяжении от станции Еленовка II имела понижающий уклон, коногон, сопровождающий тару, удерживал вагонетку от излишнего движения вследствие инерционной силы, ручным тормозом, состоящим из деревянного шеста, заложенного между рамой и движущимся колесом. Таким образом, прикладывая силу к шесту, коногон держал скорость движения, нужную ему. В начале тридцатых годов лошадей заменили механической тягой - мотовозом. Первым машинистом мотовоза был тов. Зинченко Егор.
После Отечественной войны песочный карьер был заброшен, и на его месте поселковый Совет организовал мусорную свалку.
Один из жителей поселка в 1850 году организовал у себя во дворе так называемый постоялый двор, для чего построил конюшню и другие подсобные помещения. Постоялый двор находился вблизи балки Далин-Тарама, пятым или шестым по счету от восточной окраины улицы Садовая. Значительно позже, когда началась гражданская война, хозяин продал свой постоялый двор некоему по фамилии Магер, а тот уже переоборудовал дворовые сооружения под жилые и подсобные.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ПОСЕЛКОМ
С появлением в городе Донецке металлургической промышленности, жители поселка начали попутно подрабатывать. В зимнее время они нанимались в поденщики к заводчику подвозить своим гужтранспортом железную руду, добываемую вручную возле поселка Александринка и со Стылы, а также флюсовые известняки из Еленовских карьеров.
Металлургический завод в г. Донецке возник в 1871 году. В начале 1868 года в Россию прибыл иностранный концессионер, техник-металлург Джон Джеймс Юз - управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Земли верховья Кальмиуса принадлежали помещикам. Здесь под степным ковылем лежал уголь, местами выходивший на поверхность; в районе Кара-куба и села Александринки находилась железная руда, в Еленовских карьерах - камень-известняк и совсем рядом - речная вода. Все это создавало благоприятную базу для постройки железоделательного завода. Джон Юз, выгодно купив и арендовав земли, заключил с Комитетом министров России "Договор на образование Новороссийского общества камнеугольного, железного рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии".
В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о постройке металлургического завода. Управляющим делами назначили Джона Юза. Летом 1869 года Юз поселился в хуторе овечьем на берегу Кальмиуса и устроил во дворе кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом. Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные и приезжие мужики построили для рабочей колонии землянки, деревянные бараки. Возникший поселок был назван Юзовкой. С ним соседствовали поселения: хутор Овечий, Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Александровка. Юз построил небольшую доменную печь и 25 апреля 1871 года была выдана первая плавка чугуна. Поскольку в то время в Донецке еще не было железной дороги, завод работал на местном сырье, поставляемом гужевым частным транспортом.
Росту поселка Юзовка способствовала прокладка в 1872 году через Юзовку железнодорожной линии Константиновка-Ясиноватая-Еленовка, в дальнейшем доведенной Бельгийским акционерным обществом до города Мариуполя. Жители Еленовки железную дорогу называли «чугункой» или «бельгийкой».
В 1886 году юзовский завод перешел на более богатую железом криворожскую руду. Однако, многие годы еще продолжали использоваться и местные руды. Известняки, добываемые вручную в Еленовских карьерах, поставлялись гужтранспортом прямо на завод, вплоть до 1873 года - с этого времени известняки с Еленовки отгружались в железнодорожные платформы и транспортировались железной дорогой до Юзовки. И лишь с 1912 года, когда была проложена железная дорога от станции Еленовка до Еленовских карьеров, гужевой транспорт потерял целесообразность применения.
Еленовские карьеры (ныне Докучаевский флюсодоломитный комбинат) именовались так по той причине, что карьероуправление первоначально находилось на территории станции Еленовка в специально построенном каменном здании. Позже, после перехода карьероуправления непосредственно на территорию карьера, это здание было переоборудовано под общежитие, затем в 1930-е годы - под семилетнюю школу.
Железная дорога, проложенная в 1872 году от Юзовки, заканчивалась в Еленовке поворотным кругом для разворота паровозов и вагонов на 180°. Поселок в то время застраивался в направлении с востока на запад и был от железной дороги на значительном расстоянии. Станции, как таковой, еще не было, как не было и других пристанционных зданий и сооружений. Между поселком и железной дорогой лежала целинная земля, поросшая высокими травами да бурьянами, и на этих землях дети крестьян пасли свой скот.
О том, насколько жители поселка были неграмотны, можно судить хотя бы на одном таком примере. Однажды группа подростков пасла скот вблизи станции и случайно нашла метрах в десяти от чугунки, в густой траве, широкий кожаный ремень с пряжкой, надетым на ремень загадочным предметом круглой формы и размером почти с блюдце. Мало того, что предмет был для ребят в диковинку, он еще и тикал. Дети сгорали от сильного любопытства к этой находке, однако боялись даже прикоснуться к нему. Думали они, думали, как с этой находкой быть, пока один из них, по фамилии Ефимович, древком кнута поддел ремень с блюдцем и понес к отцу с надеждой на получение исчерпывающего ответа. Отец, впервые увидевший такой предмет и боясь остаться в долгу с ответом перед сыном, сообразил вслух, что это не что иное, как нечистая сила, и положив на камень блюдце, он разбил часы вдребезги другим камнем. Кстати, эти часы были швейцарской марки фирмы "Павел Бурэ". Такие часы выдавались машинистам паровозов вместе с ремнем на врема работы. Поскольку тогда не было еще уборной на станции, машинист вынужден был идти в бурьян и там оставил свой ремень с часами.
С пуском Юзовского завода крестьяне поселка подрабатывали своим транспортом, путем перевозки сырья на завод. Сырье, после перевески, разгружали и тут же получали оплату наличными за перевозку. Зачастую, во время ожидания перевески, собиралось много подвод подъезжающих с различных окрестных сел. Иногда нашим крестьянам оказывала помощь во внеочередном обслуживании их землячка по фамилии Лычман Прасковья Лукьяновна, проживавшая ранее в пос. Еленовка. Она была молода, удивительной красоты девушка, с правильными чертами лица, стройная, как тополь, с глазами дикой серны. Ее родители жили бедно, и она вынуждена была идти внаймы. Ее стройности и красоты не мог на заметить сын Юза Юз младший, и путем мелких подачек он сумел ее заставить во всем повиноваться. Будучи в его полной материальной и моральной зависимости и боясь потерять работу, она вынуждена была поступаться своей совестью и волей и исполнять желания Юза. Так между ними завязалась тайная любовная связь, закончившаяся в конце концов плачевным исходом для служанки - у нее должен был появиться ребенок. Юз-младший боялся прежде всего Юза-старшего. Шло время, и тайное стало явным - хозяину стало известно о любовной связи его сына. О женитьбе его, сына заводчика на батрачке, да еще и другой национальности, не могло быть и речи. Не желая вызвать каких-либо негативных последствий для своего престижа, Юз-старший разрешает любовный узел мирным путём: покупает в Юзовке небольшой жилой домик, покупает для нее лавку, дает ей "приданое" английской одежды. Позже она выходит замуж за гр. Москаленко, и они переезжают жить в поселок Еленовку. Девочка, родившаяся от Юза-младшего, жила недолго и вскоре умерла.
Поиск предков в Херсонской губ.: Лапа, Лаппа, Кривошея, Бабенко, Стародуб, Твердоступ, Дубровинский; в Екатеринославской губ.: Белемеря (Беломеря), Дядькин, Балдинов, Вергелес, Вегеря, Магдычавский, Бабич, Милюк, Коваленко, Бойе, Бабаенко, Акольцев; в Волынской губ., с. Авратын: Шлапак, Переймибіда, Порохончук; в городах Пенза и Харьков, на Дальнем Востоке: Мутилин.