1

Тема: Робота із родичами

Данная статья продолжает цикл методических рекомендаций на тему проведения генеалогических исследований, восстановления истории своего Рода. Цель этой работы — разъяснение вопросов и различных аспектов проведения исследовательской работы с родственниками, которые должны стать первым источником информации в деле любого начинающего генеалога.

Работа с родственниками имеет несколько аспектов. Естественно, что первый из них — составление генеалогической базы данных. Но не менее важным аспектом является и расширение дружеских связей между представителями одного Рода. Уже неоднократно писалось, что наш век информатизации и жёсткого индивидуализма приносит полное разобщение. Чтобы этого не было на помощь приходит общение с родственниками. А что может лучше скрепить родственные связи, как не восстановление и составление генеалогических данных?

К сожалению, у большинства людей родня не интересуются генеалогией и родственными связями, поэтому не хотят даже сотрудничать, не предоставляют никаких документов. Такое положение дел оправдывается разными причинами — вплоть до того, что «дело это бесполезное, всё равно это никому не нужно». Многие генеалогические исследования закончились именно на этом этапе. Таких людей сложно мотивировать, ведь генеалогия — это для исследователя серьезно, а для обычного человека — вполне возможно, что и не особо. У родни обычно свои проблемы, хлопот выше головы, поэтому вряд ли кто-то сможет считать себя обязанными сначала искать документы, потом снимать с них копии или сканировать, а потом ещё и тратить вечер, а то и не один, на то, чтобы общаться с самим исследователем.

Всех людей можно разделить на несколько возрастных категорий — дети, подростки, взрослые и старшее поколение. Так складывается жизнь, что наиболее легко заинтересовать исследованиями подростков, а проводить интервью легче с представителями старшего поколения (однако, как и во всех вещах, и тут бывают исключения). Хорошо то, что именно старшее поколение обычно помнит больше всего, поэтому тут сама жизнь помогает. Единственное, что остаётся — заинтересовать людей, мотивировать их потратить своё время, которого и так осталось совсем немного, на генеалогические исследования.

В первую очередь необходимо работать с ближайшими родственниками. Необходимо расспросить родителей, бабушек и дедушек, тёть и дядь обо всём, что они помнят. Родственников, проживающих в других городах мжно интервьюировать письмами, а лучше по телефону или электронной почте. Использование современных способов связи ускоряет процесс, и может быть использован для общения с теми родственниками, кто понимает современные технологии (по крайней мере, может использовать электронную почту). Со старшим поколением лучше всего общаться при помощи обычной почты, тем более, что практика показывает, что представители старшего поколения (особенно деревенские) любят получать письма и отвечать на них.

Не стоит обижаться, если вновь найденные родственники не приглашают в гости — мало ли какие у них условия или обстоятельства. Тем не менее, если родня живёт в одном населённом пункте, желательно не переписываться, а общаться лично. Проводить интервью необходимо в приятной, расслабляющей обстановке, лучше всего дома у интервьюируемого, но может подойти и что-то другое. Главное, чтобы опрашиваемый никуда не спешил — двадцатиминутный обеденный перерыв для серьезного опроса не годится. Если родня иногда собирается на праздники, свадьбы, дни рождения — этот случай можно использовать по максимуму для получения генеалогической и иной смежной информации.

Удобнее всего, конечно, было бы записывать всё на диктофон, т.к. довольно трудно запомнить сразу всю информацию. Если возможности использования диктофона нет, то по крайней мере, необходимо записывать все ключевые моменты в блокнот, и одновременно записывать вопросы, которые пришли в голову в процессе рассказа. Понятно, что большинство людей смущается, когда кто-то записывает их слова, поэтому разговор надо вести так, чтобы человек увлёкся рассказом. Если у есть фотоаппарат, обязательно надо взять его с собой — возможно, представится возможность сфотографировать какие-то семейные реликвии, документы и самого рассказчика.

Назначая встречу с родственником, необходимо его предупредить, что в процессе интервью всё будет фиксироваться при помощи диктофона и/или фотоаппарата — человеку нужно заранее психологически подготовится. Естественно, что перед самим собеседованием следует объяснить, зачем всё это делается, каким будет конечный результат и можно ли будет с этим результатом ознакомиться.

Заранее необходимо подготовить список вопросов, причём формулировки должно делать таким образом, чтобы на сами вопросы нельзя было ответить односложно. К примеру, вопрос: «А Вы помните, как звали родителей дедушки?» не годится, т.к. в ответ очень легко получить простое «Нет». Даже вопрос: «А что Вы помните о родителях вашего дедушки?» не слишком хорош, т.к. на него можно получить ответ: «Ничего». Вопрос должен прозвучать так, чтобы человек отвечал на него как можно дольше, поэтому нужно сначала спросить о самом дедушке, о его характере, о том, что он рассказывал о своём детстве, а если не рассказывал, то почему, а потом уже постепенно переходить к его родителям. Если в процессе диалога всё-таки получен односложный ответ, можно попробовать уточнить: «А почему?»

Поскольку каждая семья уникальна, нельзя заранее составить список вопросов, подходящий для всех. Но вот некоторые темы, которые можно обсудить:

    Когда в семье появилось фамильное имя (фамилия), есть ли какие-нибудь истории о его происхождении, менялась ли оно когда-нибудь?
    Есть ли традиционные для семьи имена? Какими уменьшительными именами звали предков и родственников и откуда они взялись?
    Переселялась ли семья с место на место, сколько лет семья живёт на этом месте, есть ли какие-то семейные предания, связанные с местом жительства, предметы, привезённые со старого места? Какие самые старые вещи были в доме, когда интервьюируемый был маленьким? Существуют ли какие-то семейные реликвии? Имеется ли какая-то связанная с ними история? Кто изображен на старых фотографиях? Кто, когда и по какому поводу делал эти фотографии? Есть ли какие-то старинные документы?
    Были ли в семье какие-то традиции, которые со временем пропали или изменились? В чём они состояли и откуда взялись? Как в семье отмечали праздники? В каких случаях собиралась вся семья? Что при этом делали, о чём говорили? Если это прекратилось, то почему? Кого в семье уважали и выражали ему особое почтение? Были ли в семье нарушители традиций, люди, которых не любили, побаивались или такие, связь с которыми была потеряна?
    Есть ли какие-то семейные особенности разговорной речи, семейные шутки и непонятные другим слова?
    Известны ли какие-то яркие случаи из жизни родителей, дедушек и бабушек, более ранних предков, любых родственников. Есть ли легенды о родственных связях с какими-то колоритными личностями и знаменитостями? Есть ли истории про соседей и знакомых? Как предки собеседника встретились и поженились?
    Есть ли какие-то специальные семейные блюда? Передавались ли какие-то рецепты из поколения в поколение? Откуда они взялись, как и почему менялись со временем? Была ли какая-то традиционная праздничная пища? Есть ли в семье какие-то истории, связанные с едой?
    Как на семью повлияли разные исторические события, кто в семье пострадал или совершил героический поступок? Хранятся ли в семье какие-то награды? Какие браки не могли бы состояться если бы не какое-то историческое событие?

Лучше всего начать с какого-то простого вопроса, на который можно отвечать не задумывась — про время и место рождения, или о какой-то ранее рассказанной этим собеседником истории.

Выдумывая вопрос, необходимо в первую очередь представить реакцию собеседника. Лучше всего начинать разговоры с тех родственников, кто заведомо хорошо к относится как к самому исследователю, так и к препринимаемым им усилиям. В процессе разговора вполне возможно узнать что-то и о других источниках, что-то вроде: «Бабушка Авдотья может про это рассказать намного больше — у неё как раз память лучше всего работает на тот интервал времени».

В процессе собеседования ни в коем случае не следует зацикливаться на заданном списке вопросов и стремиться все задать их все — задававать надо только те вопросы, которые подходят к разговору. Если человек задумался, не следует его торопить. Если возникла не предусмотренная списком вопросов тема, не стоит прекращать разговора, т.к. пригодится всё. Не надо пытаться говорить только о прошлых временах и событиях — необходимо фиксировать всё, что интервьюируемые хотят и могут сказать. Можно стимулировать рассказывать семейные истории, казусы и анекдоты. Они интересны даже и в том случае, если не соответствуют историческим фактам, т.к. позволяют понять историю семьи во всей полноте, со всеми мечтаниями и предрассудками предков, со смыслом их жизни и со смыслом существования самой семьи.

В обязательном порядке необходимо просить собеседника использовать в разговоре старые документы, семейные фотографии, даже какие-то бытовые предметы, если они сохранились — всё это помогает вспомнить. Когда диалог будет подходить к концу, можно просмотреть список вопросов и ответов на них — может быть, в ходе разговора какая-то тема не была затронута. Если собеседник устал, не следует настаивать на продолжении, лучше договориться о следующей встрече. Опыт показывает, что нормальная продолжительность беседы — от часа до двух.

После окончания интервью необходимо без откладывания в долгий ящик систематизировать все вновь полученные данные, всю информацию, отметив особо то, что поможет в дальнейшем поиске. Все полученные материалы также должны быть систематизированы и подготовлены к дальнейшей работе. При получении письма от родственника, живущего в отдалении, текст письма желательно перевести в электронный вид, а само письмо положить в архив — это поможет дольше его сохранить, т.к. в дальнейшем работа будет вестись с электронной копией.

В процессе интервью (даже посредством писем) очень помогают так называемые опросные карточки. Они могут иметь различный формат и различное предназначение. Интервьюируемый может сам заполнить такие карточки, а может предоставить этот процесс исследователю. Примерный формат и структура опросной карточки по одной персоне может выглядеть следующим образом:

В верхней части листа пишется фамилию, имя, отчество. Для женщин также указывается девичья фамилию (урождённая такая-то). Далее следуют данные:

    Число, месяц, год и место рождения, а для усопших ещё и число, месяц, год смерти, место погребения.
    Фамилии, имена, отчества отца и матери.
    Фамилии, имена, отчества восприёмников (крёстных отца и матери).
    Для рождённых до 1917 года — сословие.
    Места жительства, в какие годы.
    Вероисповедание.
    Где воспитывался, какое образование получил.
    Места работы или службы, звания, должности.
    Участвовал ли в войнах, сражениях, когда, где.
    Какие имеет награды (знаки отличия, медали, ордена).
    Фамилия, имя, отчество супруга.
    Имена, даты и места рождения детей.

Но в любом случае надо стараться записывать всё, даже описания внешности, привычек и смешные истории. В обязательном порядке необходимо записывать, кто и когда это всё рассказал.

Особое внимание необходимо уделить старым фотографиям. При возможности их следует сразу же отсканировать, причём с как можно более высоким разрешением (практика показывает, что разрешение сканирования должно быть не менее 600 dpi). Электронные образы фотографий позволят без проблем делать копии (даже с изменением масштаба), причём с предварительной ретушью (улучшением качества, что предполагает убирание царапин, помятостей и т.п.). Естественно, что такие копии можно будет распространить среди всех заинтересованных лиц (с согласия предоставившего фотографии, разумеется) — это ещё больше сможет мотивировать родню на проведение генеалогических исследований.

Для каждой фотографии необходимо делать не только цифровой образ, но и, по возможности, записывать, кто изображён на фотографии, когда была сделана фотография, какое событие на ней запечатлено. При работе с фотографиями обязательно надо изучать не только лицевую сторону, но и оборотую. Очень часто на оборотах имеются пометки, записи и даты, которые очень могут помочь в дальнейших исследованиях. По возможности у владельца фотографии также надо спрашивать, что обозначают найденные пометки.

Все фотографии желательно оформлять в виде электронного фотоальбома на компакт-дисках — так их проще распространять, копировать и модифицировать. Из компакт-дисков со старыми фотоальбомами можно составлять целые архивы фотографий, которые со временем будут иметь всё большую и большую ценность в качестве семейной реликвии.

Таким образом, взаимодействие с родственниками, их мотивация на поприще генеалогических исследований позволяет решить несколько задач. Во-первых, это проведение первоначальной границы Рода, очерчивание областей поиска и проведение основных направлений дальнейших исследований. Во-вторых, это сбор и накопление сведений, систематизация и архивирование в одном месте всей информации о Роде, о фамилиях, о семьях. В-третьих, это помогает сблизить родственников, укрепить родственные связи и наладить общение с новыми представителями Рода.
Напоследок далее описываются две истории из опыта автора, которые наглядно показывают, насколько важна работа с родственниками для определения родственных связей, восстановления генеалогической информации и понимания того, что в обществе Русских людей существуют прочные связи, которые, к сожалению, нами перестали осознаваться.

roman-dushkin.narod.ru/gen_paper_03.html

Фирфир

Share

2

Re: Робота із родичами

Есть один аргумент, которым я иногда пользуюсь, в случае, когда родственник не идет на контакт, мотивируя свой отказ тем, что это, мол, никому не нужно или лично его не интересует.
"Вам бы хотелось, чтобы о Вас вспоминали через много лет, чтобы информация о Вас осталась в памяти потомков?"
Человек, обычно, задумывается - скрытость начинает бороться со тщеславием. Конечно, каждый хочет, чтобы его имя не поросло травой и через время его вспоминали добрым словом и внуки и правнуки. И здесь уместно привести очередной аргумент: "Я думаю, нашим предкам (или конкретной бабушке Марии -смотря как складывается разговор) тоже было-бы приятно, чтобы их вспоминали и через 200 лет. Ведь Вы поможете мне в этом".
Я думаю, идея понятна. smile

Васильківський, Київський, Звенигородський повіти Київської губернії
Ніжинський повіт Чернігівської губернії
Сайт програми GedcomReport go.inf.ua

Сайт ww2

Share

3

Re: Робота із родичами

А як ставитися до усиновлених та позашлюбних дітей?

Прізвища українські та народів чорноморського регіону

Share

4

Re: Робота із родичами

Ярематойсамий пише:

А як ставитися до усиновлених та позашлюбних дітей?

Як Володимир Антонович, запитувати все що знає про теперішню родину.

Фирфир

Share

5

Re: Робота із родичами

Ні, я про те, як їх подавати в генеалогічному древі?

Прізвища українські та народів чорноморського регіону

Share

6

Re: Робота із родичами

Ярематойсамий пише:

Ні, я про те, як їх подавати в генеалогічному древі?


   Парфении — сословие потомков детей, рождённых спартанками от илотов, во время Мессенских войн, обладали урезанными гражданскими правами, и были бедны даже по спартанским меркам (сословие прекратило существование после попытки государственного переворота, когда их, в связи с их многочисленностью, вместо казни просто отселили за пределы Спарты).
   Чунъин — сословие потомков детей наложниц дворян в средневековой Корее (несмотря на свою законность, были менее полноправны, чем незаконнорождённые дети европейских дворян, хоть и имели более высокое положение, чем простолюдины)
   Иногда к внебрачным еврейским детям неверно применялся термин «мамзер», что снижало их социальный статус по сравнению с другими евреями. Однако согласно еврейской традиции, мамзер — это ребёнок, родившийся в результате запрещенной непосредственным указанием Торы связи, за которую полагается суровое наказание, например, дети, рождённые у замужней женщины в результате прелюбодеяния или инцеста, поэтому в современном Израиле статус мамзера к внебрачным детям официально не применяется.[2]
   Бастарды (исп. bastardo) — в Западной Европе в Средние века — внебрачные дети владетельной особы (короля, герцога и т. д.). Незаконнорождённые дети дворян получали, как правило, пересечённый перевязью слева родительский герб. Эта геральдическая деталь обыгрывается в названии романа Владимира Набокова «Под знаком незаконнорождённых» (англ. Bend Sinister — буквально «перевязь слева»). Слово бастард в этих странах сейчас также используется как обсценное (см. значения в викисловаре — bastard).
   В средние века на Руси внебрачные дети назывались бeзбатешными, пауголоками, байстрюками.
   Воспитанник (воспитанница) — так в России называли детей (обычно сирот), взятых на воспитание в приёмную семью. Иногда так же называли и внебрачных детей дворян, о воспитании которых заботились отцы, поскольку часто такие воспитанники жили в семье отца-дворянина, будучи записанными на фамилию матери.


В дореволюционной России также употреблялось понятие «незаконнорождённый».
В современных обществах (включая украинское) внебрачные дети
практически полностью приравнены в юридических правах к детям, рождённым
в браке.

Фирфир

Share

7

Re: Робота із родичами

Спасіба за розповіді про байстрюків та воскормлеників! Поясню на пальцях. Один мій родич уже стареньким, але ще дай боже та ходив крадькома до молодої удови. Вони нажили хлопчика. Всі і вся це знають. Він такий був похожий на свою старшу сестру по батькові "законну", що це помітила її дочка, спитала у матері, а та прикинулася простенькою. Дівчина, моя ровесниця, не з таких простих була і вскорости підслухала, як мати з бабою  перешіптуються у кухні і все докумекала. Той хлопець на 5 літ тільки за неї старший, а вона одна була в матері, діда та баби. Їй так хотілося іміть молодого вродливого дядька, так хотілося з ним родичаться, але........Складаю родовід їхній і думаю, що мені робить? Обминуть мовчки руки не лежать і дурна голова не дає. Занести - а чи не буде в мене потім бита морда лиця?

Прізвища українські та народів чорноморського регіону

Share

8

Re: Робота із родичами

Ярематойсамий, писати правду, як є, яка відома.

Share

9

Re: Робота із родичами

Ярематойсамий
Такі речі Вам ніхто дистанційно не порадить, бо в дорадників немає відчуття відповідальності і небезпеки. Бити то ж Вас будуть. Ну або навпаки.

P.S. Одна моя родичка видала книгу "про село", де розписала хто пив, а хто до сусіднього двору ходив, то її трохи били.

Share

10

Re: Робота із родичами

Мариненко пише:

Ярематойсамий, писати правду, як є, яка відома.

Я готовий писати "голу правду". Тільки про чужу станицю, а ще лучче про якесь чернігівське село й під псевдом.

Прізвища українські та народів чорноморського регіону
Thanks: Ann1

Share

11

Re: Робота із родичами

Ярематойсамий пише:
Мариненко пише:

Ярематойсамий, писати правду, як є, яка відома.

Я готовий писати "голу правду". Тільки про чужу станицю, а ще лучче про якесь чернігівське село й під псевдом.

тоді писати два варіанти, зручний для сучасників та правдивий для нащадків smile

Share

12

Re: Робота із родичами

Я готовий писати "голу правду". Тільки про чужу станицю, а ще лучче про якесь чернігівське село й під псевдом.

Назвіть книгу "Поки станиця спить" ггг

Share

13

Re: Робота із родичами

Краще всього я нічого не напишу - обличчя , євровікна та папір цілі будуть.

Прізвища українські та народів чорноморського регіону

Share

14

Re: Робота із родичами

На третій день святок по обіді прийшла на одвідини до Палажки сусіда Левадиха з дочкою й невісткою. Петро сів за столом і зумисне почав читати бабам ту книжку. Баба Палажка слухала дуже вважливе, і як Петро дочитав до кінця, Палажка мовчала й задумалась: вона таки втямила, що в книжці написано зовсім-таки не за преподобницю, як вона сподівалась.

Share

15

Re: Робота із родичами

я теж видав спогади мого родича, так мене потім деякі шукали ))) а мене там вже і немає, хоча я ж книгу видавав, а не писав ))

Херсон губ Сердюк Задорожний Москалець С(Ш)ушко Білий; Піщане Переяслав полк Шарата Чмир Прилипко; Галичина Ільків Ilkow Рабик Гавриляк Келлер Keller Боднар Кохан Щавинський Червинський Чайкі[о]вський Папп; Могильов губ Тве[a]рдовский Немиленцев Шпаков; Моринці Артеменко Філіпович А(Га)ркуша; Новосілки Київ пов Кучер Ігнат'єв Кошевий Михайлов Малишенко Федоров; Київ Коноваленко R1A1A/T2B5

Share