1 (08-01-2015 20:51:58 отредактировано lurkingevil)

Тема: Лютеране г. Киев

Доброго времени суток

Нашел на https://familysearch.org/pal:/MM9.1.1/XTDC-HBJ

Имя:    Alexander Paul Von Rental
Пол:     Male
Дата крещения:     02 Jun 1835
Место крещения:     Lutheran Church, Kiev, Russia
Дата рождения:     23 Mar 1835
Имя отца:    Paul Von Rental
Имя матери:    Anna Mordwillowicz

Имя:    Carl Ludwig Von Reese
Пол:     Male
Дата крещения:     02 May 1841
Место крещения:     Simpferopol, Russia
Дата рождения:     29 Mar 1841
Место рождения:     Simpferopol
Имя отца:    Alexander Von Reese
Имя матери:    Julie Mordmiliwitsch

Хотел бы уточнить где мне найти более подробную информацию об этой записи (возможно у кого-то есть выписки лютеранского прихода г. Киев) и возможно как-то увидеть оригинал? так как я думаю что тут опечатка и фамилия писалась как Мордмиллович (я часто встречал ошибки на этом сайте в распознавании)

Спасибо всем кто откликнется.

Поделиться

2

Re: Лютеране г. Киев

Возможно всё! :-)
Можете сходить в ЦСИ и там посмотреть.
Можете найти людей, кто сможет достать.

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Поделиться

3

Re: Лютеране г. Киев

Вот Киев
https://familysearch.org/pal:/MM9.3.1/T … %3D1469151

А вот Симферополь
https://familysearch.org/pal:/MM9.3.1/T … %3D1469151

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Поделиться

4 (08-01-2015 21:04:39 отредактировано lurkingevil)

Re: Лютеране г. Киев

простите - а в чем эти шайтан ссылки открыть? о_О

ЦСИ - центр семейных исследований вроде как? у меня их рядом нет(((

Поделиться

5

Re: Лютеране г. Киев

lurkingevil пишет:

простите - а в чем эти шайтан ссылки открыть? о_О

ЦСИ - центр семейных исследований вроде как? у меня их рядом нет(((

http://forum.genoua.name/viewtopic.php?pid=8595#p8595

Кременецкие, Лазаренко, Бабенко, Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.

Поделиться

6

Re: Лютеране г. Киев

Д. Д. Из истории евангелическо-лютеранской церкви и общины в Киеве (Geschichte der Evangelisch-lutherischen Kirche und Gemeinde in Kiew, von N. Neese, Kiew, 1882) // Киевские епархиальные ведомости. — 1883. — 15 апреля. — №7. — С. 142-145.
Хотя Киев искони признавался и признается колыбелью и центром русского православия, тем не менее, православное население составляет в нем в настоящее время только 77,43%, остальная же часть его состоит из иноверцев, а именно: 10,85% евреев, 8,18% католиков, 2,45% протестантов и 1,34% других вероисповеданий (см. Киев и его окрестности, соч. г. Тарановского, К. 1882, стр. 7). Некоторые из иноверных общин очень хорошо организованы и имеют в настоящее время весьма важное значение в различных сферах общественной жизни Киева. Это, прежде всего, следует сказать о Киевской евангелическо-лютеранской общине, которая, не смотря на свое кратковременное (столетнее) существование, находится в цветущем состоянии. История ее основания и развития хотя не сложна, но весьма поучительна. Она показывает, как подобного рода общины, первоначально состоявшие из немногих лиц, живших грубым Физическим трудом и обладавших очень ограниченными средствами, с течением времени, благодаря взаимному тесному единению своих членов, неутомимой предприимчивости, энергии и настойчивости в осуществлении своих стремлений и желаний, постепенно возвышают свое благосостояние и социальное положение и достигают сильного влияния, на жизнь того общества, среди которого они основываются. Поэтому мы считаем не лишним, хотя в общих чертах, познакомиться с историею Киевской лютеранской общины и с наиболее характерными особенностями в ее жизни и строе, пользуясь для этого единственным, на сколько нам известно, систематическим изложением этой истории, недавно явившимся в Киеве на немецком языке под вышеприведенным заглавием и принадлежащим перу г. Неезе. Главными источниками для автора были документы, хранящиеся в местном церковном лютеранском архиве. Но он не ограничивается заключающимся в них материалом, и оживляет свое изложение множеством разнообразных личных сведений и пояснений, стараясь при этом соблюдать полное беспристрастие и не скрывать темных сторон в жизни общины, что придает его сочинению особый интерес.
Киевская лютеранская община своим происхождением обязана главным образом аптекарю Георгу Бунге (деду теперешнего министра финансов И. X. Бунге, бывшего прежде профессором политической экономии в Киевском университете), который поселился в Киеве около 1760 г. Кроме его семейства в Киеве было и еще несколько лиц лютеранского вероисповедания. Бунге в наставники к своим детям пригласил из Германии «доктора философии и магистра свободных искусств» Граля, который вскоре после своего приезда в Киев, несмотря на свою молодость (ему было 23-25 лет), заявил себя человеком солидным) и в высшей степени религиозным. Поэтому хотя он и не получил специально богословского образования, тем не менее Бунге, отличавшийся также религиозностью, и прочие Киевские лютеране поручили ему в 1767 г. совершение богослужения и исполнение церковных треб.
Но в первые 15 лет Киевская лютеранская община была очень не многочисленна. Она заключала в себе не более 20 лиц из оседлого населения Киева. Кроме семейства Бунге в состав ее входило лишь несколько ремесленников (портных, булочников, мясников, шорников, парикмахера) и лиц, имевших занятия в частных домах (гувернеров, садовников, поваров, кучеров, горничных), а также один купец. Половина же ее состояла из лиц, принадлежавших к военному сословию. Пастырская деятельность [С. 142] Граля простиралась и за пределы Киева, — на некоторые местности Киевской, Черниговской и отчасти Волынской и Каменец-Подольской губерний, в которых также было несколько лютеран.
Особого здания для богослужения община первоначально не имела, — оно совершалось в нанимавшемся для этой цели доме на Подоле, где жило большинство лютеран, не принадлежавших к военному сословию. Только в 1794 г. на средства, собранные путем подписки, в которой приняли участие также русские и поляки, была выстроена на Подоле небольшая деревянная церковь. В 1787 г. Императрица Екатерина II, очень высоко ценившая торговое и стратегическое значение Киева и старавшаяся привлекать сюда купцов и разного рода ремесленников, с особым вниманием отнеслась, во время своего пребывания в Киеве, к лютеранской общине и назначила пастору Гралю, вследствие особого ходатайства о нем, постоянное ежегодное содержание из государственного казначейства в 300 руб. При преемнике же Граля, Бауршмиде (1799-1810), эта сумма была удвоена (в 1806 г.) вследствие упадка курса наших ассигнаций. Кроме того Бауршмид получал еще от прихожан 300 рублей дополнительного жалованья и от 180 до 200 руб. квартирного пособия. Церковные доходы простирались при нем до 200 и более рублей. Весьма важную статью дохода составляла плата за церковный катафалк и прочие погребальные принадлежности, которыми, как единственными в городе, пользовались и впоследствии не редко даже лица других вероисповеданий.
Чрез 50 лет по основании общины произошли значительные изменения в ее составе. По переписи, произведенной в 1811 году, число ее членов простирается уже до 318 (162 муж. пола 156 женского). Большинство ее составляют ремесленники, третью часть — лица, состоящие на военной (49 чел.) и гражданской (51 чел.) государственной службе. Встречаются в ней и лица из ученого сословия (28 чел.) и купцы (15 чел.), художники и фабриканты (13 чел. со включением всех членов семьи). Но на службе в частных домах в это время оказалось только 2 человека, если не причислять сюда нескольких садовников. Главным местом жительства общины служит теперь уже не Подол, а Печерск, бывший лучшей частью города. Поэтому после пожара, опустошившего в 1811 году Подол и истребившего, между прочим, и лютеранскую церковь, печерские лютеране заявили желание устроить новую церковь на Печерске. Но подольские лютеране, как основатели общины, считали себя вправе требовать, чтобы новая церковь была построена у них на Подоле же, тем более, что Печерск тогда был занят почти исключительно деревянными постройками и новой церкви грозила та же опасность, какая постигла прежнюю. Возникшим вследствие этого пререканиям положил конец новый пастор Эйсман (1812-1843), человек весьма энергичный, имевший весьма важное влияние на развитие общины. Благодаря его посредству и энергии, место для церкви было избрано в Липках, на Лютеранской горе, — местности, которая тогда не была еще застроена и которая находилась почти на одинаковом расстоянии от Подола и Печерска, а средства были получены посредством подписки, в которой приняли участие лютеране почти со всех концов России. Община предполагала выстроить каменную церковь, но вследствие недостатка средств должна была ограничиться построением небольшой деревянной церкви (в 1812 году), которая могла вмещать до 150 человек, и деревянного же дома для пастора. Тогда же вместо прежнего кладбища, отведенного лютеранам около 1790 г. (прежде этого они погребались на общем кладбище) между Васильковской теперешней Елизаветинской  улицей и бульваром, было устроено новое кладбище близь Прозоровской башни, откуда оно в 1838 году было снова перенесено на Байкову гору, по ту сторону речки Лыбеди.
В начале 40-х годов настоящего столетия (в 1843 году) число членов общины простиралось уже до 354. Вместе с увеличением состава общины происходили значительные изменения и во внутреннем характере его. Так около 20-х годов в общине начинает заметно увеличиваться число лиц торгового класса. Между членами вновь вступающими в общину начинают встречаться евреи. В 1833 году вследствие издания новых церковных законоположений, имевших обязательную силу для всех лютеранских общин, находившихся в пределах России, произошли значительные изменения в церковной организации Киевской общины, — организации, отличавшейся прежде простотою и неопределенностью. С 1834 года, после открытия в Киеве университета, в общине замечается усиленный прилив интеллигентных лиц, переселявшихся сюда из остзейского края [С. 143] и из заграницы для занятия преподавательских мест в университете. Этот новый интеллигентный элемент не остался, конечно, без оживляющего влияния на жизнь общины, о чем можно заключать уже из того, что вскоре после основания Киевского университета, и именно в 1837 г., была открыта в Киеве в наемном помещении церковная лютеранская школа, которая была сначала, впрочем, очень малочисленною, — в ней обучалось от 10 до 12 детей, потому что более состоятельные лица предпочитали посылать своих детей в русскую гимназию, открытую в Липках в 1812 году.
При преемнике пастора Эйсмана, Абеле (1843-1858), Киевская лютеранская община простиралась уже от 354 до 853 человек кроме лютеран, живших вне Киева, которых в 1858 году было 625 человек. Поэтому в 1850 году был учрежден в Смеле особый пасторат, к которому причислены уезды: Чигиринский, Черкасский и Каневский (впрочем, в 1858 г. Смела перешла в ведение полтавского пастора). Для общины, получившей столь значительное приращение, прежняя церковь, пришедшая уже в ветхость, стала тесною. Поэтому Киевские лютеране, при содействии своих столичных влиятельных единоверцев, исходатайствовали разрешение на построение новой каменной церкви, средства для построения которой были опять приобретены путем подписки, в которой приняли участие также многие члены и других лютеранских общин. В 1857 году была окончена и торжественно освящена новая обширная каменная церковь, постройку которой стоила 25 560 рублей.
В 1859 году на место умершего пастора Абеля был назначен Свенсон (1859—1874), отличавшийся всесторонним образованием и блестящим красноречием. Поэтому его проповеди привлекали массу слушателей, между которыми нередко встречались и лица других вероисповеданий. Чтобы дать возможность лицам, делавшим пожертвования в церковь и с особым усердием посещавшим ее, всегда иметь определенное место в церкви, установлена была плата за места в церкви, вследствие чего ежегодные церковные доходы увеличились на сумму от 200 до 450 руб. Краткий отчет о расходовании церковных сумм ежегодно прочитывался в церкви, а с 1873 года вместо этого вошло в обычай рассылать членам общины печатный отчет. С 1870 г. был изменен и порядок сбора церковных пожертвований. Прежде сбор производился церковными старостами, которые с этою целью должны были ходить по квартирам членов общины, причем не редко приходилось им получать отказ в грубой Форме, выслушивать резкие замечания и подвергаться другим разного рода неприятностям, что заставляло некоторых отказываться от принятия на себя этих обязанностей. Поэтому признано более удобным возложить сбор пожертвований в домах прихожан на церковного прислужника (кистера), а старостам поручено заведывание сбором пожертвований в самой церкви.
Но время пастырской деятельности Свенсона в особенности останется памятным по принятым тогда мерам к усилению религиозного образования, по преобразованию церковной школы и по организации благотворительных учреждений. Вследствие ходатайства церковного совета в учебных заведениях Киева введено преподавание закона Божия для лютеран, сначала в кадетском корпусе и в двух мужских гимназиях, а затем в реальном училище, в трех женских гимназиях и в женском институте, так что в настоящее время пастор состоит законоучителем в восьми учебных заведениях. В 1864 году было выстроено прекрасное двухэтажное здание для лютеранской церковной школы, помещавшейся прежде в наемном доме, и преобразована самая школа. Прежде она имела характер элементарного училища и была общею для мальчиков и девочек. Теперь же женская школа отделена от мужской. В первой удержан курс начального училища, а вторая преобразована в прогимназию лишь с некоторыми отступлениями от курса последней, сделанными с целью придать некоторую законченность получаемому в ней образованию и дать ученикам наиболее нужные предварительные сведения для приготовления к разным родам практической деятельности, в особенности же для ремесел и коммерции. Преобразование школы повлияло и на увеличение числа учеников, которое достигло 66, а впоследствии доходило до 161 и 165, из которых было 30 девочек и около 40 детей других вероисповеданий. При школе находится библиотека, состоящая из 875 томов. Ежегодный бюджет школы в настоящее время составляет 5000 руб. Для детей, не могущих постоянно посещать эту школу, пастором Ваземом, вступившим в 1874 г. на место [С. 144] умершего Свенсона, была открыта в 1880 г. воскресная школа, в которой уже обучается 36 мальчиков и девочек.
Для вспомоществования бедным в 1861 г. было учреждено благотворительное общество из дам, средствами которого, кроме денежных пожертвований, служат также доходы от ежегодно устраиваемой лотереи. Общество оказывает пособие деньгами и вещами лицам, вследствие каких либо несчастных обстоятельств лишившимся возможности жить собственным трудом, дает воспитание бедным детям и выдает ежегодную субсидию в 600 руб. церковной школе. В 1882 году оно выстроило обширный каменный дом для бедных в память исполнившегося в 1880 г. двадцатипятилетия со времени вступления Императора Александра II на престол. Кроме того в Киеве существует отделение евангелическо-лютеранской вспомогательной кассы, имеющей целью оказывать вспомоществование бедным и школам.
Что же касается до самого состава общины, то в последнее двадцатипятилетие он увеличился вдвое. По переписи, произведенной в 1874 году, в Киеве оказалось 2736 лютеран и из них 2330 принадлежащих к немецкой национальности, при общем населении Киева в 127 250 человек. А так как в настоящее время лютеране составляют по исчислению г. Тарановского, около 2½% общего населения Киева, простирающегося до 165 000 человек, то Киевская лютеранская община должна заключать теперь в себе около 4000 или, по крайней мере, до 3500 членов. Кроме того вне пределов Киева к ней принадлежат 2900 человек. В последнее время пастором ежегодно посещаются следующие колонии: Фридрихсвадьде, Вильгельмсвальде, Павлиновка, Еленовка, Русановка, Казимировка, Таубовка, Иозефовка, Яблоновка, Строевка, Старая и Новая Заваловка, Неграбовка, Выдумка, Накот, Паперна, Романсдорф (Долива), Людвигсдорф, Клименсдорф, Нейдорф, Малин, Коломшин, Шнуровилас, Цапки, Выгода, Миргород и Грюнталь, а также местечки: Коростышев, Белая Церковь и Корсунь. Вместе с увеличением числа членов общины постепенно возвышалось и общественное положение их. В настоящее время грубым физическим трудом в Киеве живет лишь незначительное меньшинство лютеран; большая же часть их или занимается коммерческими операциями, или состоит на военной и гражданской службе, или же заведует фабриками, заводами, разного рода ремесленными учреждениями и т. под.
Мы далеко не исчерпали всего содержания брошюры г. Неезе, но и извлеченного нами из нее, надеемся, достаточно для того, чтобы познакомиться в общих чертах с характером и развитием Киевской евангелическо-лютеранской общины. Желающим же иметь более обстоятельные сведения по этому предмету рекомендуем обратиться к самому сочинению г. Неезе, полному глубокого интереса и отличающемуся живостью и ясностью изложения. [С. 145]

Спасибо сказали: DVK_Dmitriy, Dobrovolsky, Julia_R13

Поделиться