1 (31-10-2014 21:00:27 отредактировано D_i_V_a)

Тема: Микільський Пустинний монастир

Микільський Пустинний монастир (''Малий Миколай'')
Місце розташування: Київ - недалеко від Аскольдової могили
Об'єкт: православний монастир
Рік побудови: заснований в ХІІ столітті, муровану церкву збудовано 1715 року, перебудовано в середині ХІХ століття
Архітектурний стиль: українське (мазепинське) бароко
Сучасне використання: зруйновано у середині 1930-х років
Детальніше: http://forum.genoua.name/viewtopic.php?pid=15116#p15116

Просьба в этой теме оставлять найденные в архивах упоминания данного монастыря с указанием фонда/описи/дела.
А также описания монастыря из разных источников.

Поделиться

2

Re: Микільський Пустинний монастир

1750 рік - с. Дівички Переяславського полку
Справа про звинувачення підданими Києво-Пустинно-Микільського монастиря переяслівського піддячого Андрія Русанова в захоплені грунту Жуківщина в с. Дівички.
6 квітян-5 травня 1750 р.
Генеральна військова канцелярія.
Ф.51, Оп.1, Од.зб.359, Арк.1-6

Поделиться

3

Re: Микільський Пустинний монастир

Ниже приведенное описание Пустынно-Николаевского (Слупского) монастыря взято из книги Лаврентія Похилевича "Краєзнавчі праці" - статистическія и историческія заметки Киевский и Радомысльский уезды написанной в 1865 году.
Для меня описание Похилевичем состояния запустения в середине 19 ст в киевском древнейшем монатыре становится очень хорошо понятным после прочтения анализа состояния российской православной церкви к концу 18-го века данное Орестом Субтельным

Николаевский Слупский монастырь
   На уступе горы, ниже нынешнего Слупского монатыря, который у Нестора назван Угорским местом, по древнему преданию, похоронен князь Аскольд, в христианстве Николай, и над ним, по обычаю, насыпан холм или могила. По сему поводу место это переименовано Аскольдовою могилою. На этом-то месте по Синопсису, блаженной Ольгою, а по другим известиям, сообразующимся с летописью Нестора, гражданином Ольмою на своем дворе (если слово «Ольмин двор» не есть ошибка переписчика, - вместо «Олжин двор»), была построена в память князя церковь святителя Николая, в которой погребено было тело святой княгини, перенесенное отсюда в Десятинную церковь с равноапостольным внуком. С 1036 года при сей Аскольдовой церкви был основан Пустынно-Николаевский монастырь, древнейший между киевскими монастырями. В 1113 году великий князь киевский Мстислав Владимироваич, сын Мономахов, перестроил монастырь вновь деревянным зданием и снабдил его многими имениями. Затем в течении 400 лет судьба его неизвестна. В бедственные времена преобладания Польши он подвергался вместе с другими разорению. «Окрутне од унитов злупіонный, аппараты костельне в нивечь обрацане, ксіенги въ Днѣпр повруцане» - сказано о нем в одном акте XVII века (Архив юго-западной России, том 2, стр.134). Почему в инструкции волынских дворян своим послам, отправленным на варшавский сейм в 1630 году поручено было просить короля о защите прав монастыря. В 1690 году при гетмане Мазепе главная монастырская каменная церковь во имя святителя Николая построена на горе, в 200 саженях от Киево-Печерской Лавры, куда мало-помалу был переведен и весь монастырь. В 1713 году киевским генерал-губернатором, князем Дмитрием Михайловичем Голицыным построена меньшая каменная церковь, тоже во имя святителя Николая, названная по столпообразной форме ее купола Слупскою, или Столповою. Впрочем, вероятнейшей причиной названия монастыря Слупским должно считать то, что напротив этой малой церкви в XVII столетии стоял среди поля каменный столп с уважаемым образом чудотворца Николая. На месте церкви, построенной князем Голицыным, еще с ІХ века существовала среди глухого леса деревянная церковь. Когда бывшая Николаевская церковь, построенная Мазепой, обращена в 1831 году в военный собор и все монастырские здания переданы в военное ведоство под помещение арестантов, то монастырь переведен к церкви малого Николая, отчего наружное состояние монастыря ныне представляется очень жалким: церковь тесная, настоятельские и братские кельи или лучше хижины, убоги и ветхи и неогорожены, хотя же при архимандрите Авксентии Галинском построен по улице каменный двухэтажный дом с лавками, но он пускается в наем для уплаты долгов, сделанных при постройке его.
   Другая монастырская церковь, ныне существующая на Аскольдовой могиле, также во имя святителя Николая, с теплым приделом, во имя Димитрия Ростовского – каменная, небольшая, круглой формы, построена в 1808 году на месте деревянной, на том же месте стоявшей и обветшавшей. До 1852 года при Аскольдовой церкви находилось Печерское кладбище со многими богатыми монументами, которое закрыто, когда начали строить Панкратьевский спуск. В настоящее время Аскольдово отделение монастыря, старанием архимандрита Феоктиста, обведено каменной оградой и построены в нем каменные кельи.
   Все три отделения монастыря большого и малого Николая и Аскольдовой могилы, до 1732 года управлялись игуменами (По значительности монастыря в ряду других Малороссийских, некоторые из игуменов его пользовались особенным уважением. При Митрополите Петре Могиле известен Исайя Козловский, доктор богословия, которому приписывают составление «Изложения православной веры», в то время обнародованного. См. Статью Пекарского: «Представители Киевской учености» в Отеч. Запис. 1862 г. Стр.2-7), а с того времени управляются архимандритами, из коих первым был Иосиф Волчанский «ученнѣйшій Богословія учитель», в последствии епископ Могилевский. В 1786 году, при учреждении малоссийских духовных штатов, Слупский монастырь, лишившийся значительных недвижимых имений, отнесен к первому классу, и с 1842 года ко второму. С 1844 г. Настоятельство в монастыре, по указу Св. Синода, принадлежит ректорам Киевской духовной семинарии, что, к сожалению, крайне стеснительно для монастыря, так как поминальные настоятели беспристанно перемещающиеся, получая лишь от монастыря содержание, не живут в нем, и не могут непосредственно управлять и интересоваться его делами и хозяйством.
     По последним штатам полагается следующее число братии и содержание от казны:
     Архимандрит – 1, ему жалования – 350 р.
     Иеромонахов – 6, каждому из них по 35 р.
     Иеродияконов – 3, каждому из них по 30 р.
     Монахов – 2, каждому из них по 20 р.
     Послушников – 4, каждому из них по 20 р.
     Прибавочных: казначею – 25, ризничему – 20 и двум иеромонахам, исправляющим старшие по монастырю должности по 15 р. На содержание братии пищей 520 р. На церковные потребности и на ремонт монастыря и ризницы – 260 р. На отопление, освещение, экипаж и прислугу настоятеля – 475, взамен 16 штатных служителей – 800 рублей, на письмоводство и прочие надобности – 120 рублей. Кроме этой суммы к средствам содержания монашествующих причисляется:
    а) доходов из лавок при военном соборе, коих считается до 30. Лавки эти оставлены за монастырем, и после обращения главной монастырской церкви в военный собор, в видах обстроения ветхих келий. Впрочем, в настоящее время, по случаю опустения Печерска ломкою многих домов под крепостные строения, доход с лавок сделался незначительным, простираясь лишь до 500 руб. и сами лавки разрушаются.
   б) доход с каменного двухэтажного корпуса составляющий около 500 рублей.
   в) проценты с неподвижного монастырского капитала, до 13,000 рублей простирающегося.
    г) церковный и кружечный доход 1000 руб.
    д) доходы от монастырского хозяйства в следующих хозяйственных угодьях.

1)    При селе Гатном пахотная земля, огород, мельницы водяная и ветряная, лес и загородный двухэтажный дом с садом и три небольших дома для прислуги. Под хутором всей земли состоит 156 десятин, а в 2-х верстах от Гатного, на реке Вете, пруд с мельницей и постоялый двор с усадьбой и огородом, всего здесь 28 десятин. От обоих хуторов монастырь получает до 500 рублей в год чистого дохода.
2)    Сенокос на Оболони, близ Вышгорода, в 59 десятин, доставляет сена примерно на 600 рублей. Вдоль сенокоса тянется озеро, называемое Чернечьим, в коем монастырь имеет исключительное право рыбной ловли. Кроме того, монастырю принадлежит особое озеро, близ Бортнич, котрое по отдаленности, большей частью арендуется рублей за 25. Несмотря на тесноту монастырских помещений в Слупском монастыре всегда находится более, нежели двойное количесво людей против штатов. В настоящее время кроме настоятеля в нем находится:
   Иеромонахов – 5, иеродияконов – 5, монахов – 16, послушников (?) и до 20 человек прислуги.

Комментарии:
1 сажень  = 2,1336 метра
1 десятина - 1,0925 га
1 верста - 1 066,8 метра

Поделиться