106 (09-07-2020 14:10:53 отредактировано Balakyn)

Re: Записи о незаконнорожденных

Лютий 1919 року: https://www.familysearch.org/ark:/61903 … cc=1503045

Цікавить інформація:
Махиньки с. Тростинка і с. Шевченківка Васильківського р-ну Київської обл.;
Гарник, Бадьорко, Лисий, Яненко Бершадського р-ну Вінницької обл.;
Шапран, Піскаленко, Григоренко с. Тростинка Васильківського р-ну Київської обл.
Спасибо сказали: Алёна, luvi2

Поделиться

107 (10-07-2020 20:26:59 отредактировано Balakyn)

Re: Записи о незаконнорожденных

Тільки після навідного запитання Алёни подумав: а може, це не "гулящі дівки", а жертви тогочасної революційної безкарності й свавілля? Тому й священник записав не покритками...

Цікавить інформація:
Махиньки с. Тростинка і с. Шевченківка Васильківського р-ну Київської обл.;
Гарник, Бадьорко, Лисий, Яненко Бершадського р-ну Вінницької обл.;
Шапран, Піскаленко, Григоренко с. Тростинка Васильківського р-ну Київської обл.
Спасибо сказали: Алёна1

Поделиться

108 (10-07-2020 22:18:20 отредактировано Sajuka)

Re: Записи о незаконнорожденных

Balakyn, в якомусь зі своїх сіл (теж Київщина) в цей же період бачила, що всі записи "незаконороджен" закреслені. Ймовірніше, уже дійшла якась вказівка.

Спасибо сказали: Balakyn, litar Л, Алёна3

Поделиться

109

Re: Записи о незаконнорожденных

В жизни, конечно, по-всякому бывает. Но давайте рассмотрим довольно типичную ситуацию. Парень встречается с девушкой. Через какое-то время выясняется, что она забеременела. Она хотела бы создать полноценную ячейку общества. И при любом раскладе готова растить своего ребенка. Он же от женитьбы отказывается, брать на себя заботы о ребенке - тем более, при публичном осуждении матери его ребенка в лучшем случае трусливо помалкивает. И кто из них достоин общественного порицания и наказания? Возможно, исходя из той же точки зрения, возможно, из христианского милосердия, а, может, просто из "не судите, да не судимы будете", но церковь не везде была воинственно настроена по отношению к таким девушкам. Я сейчас просматриваю метрические книги церквей Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (периоды - конец XIX века и после 1917 года). Записи о внебрачных детях есть, слово покритка в них не встречал еще ни разу. Так как просмотрел МК уже более десятка церквей, предполагаю, что было какое-то общее указание от руководства епархии.
Приведу также пару примеров, обративших на себя мое внимание.
Первый.
Девушка рожает 30.09.1909 г. ребенка вне брака. 06.11.1909 г. младенец умирает. 17.01.1910 г. девушка в своем селе без проблем выходит замуж. Не могу, конечно, утверждать доподлинно, но думаю, что ее муж и есть отец ее первенца. Почему не поженились до рождения ребенка? Ну, допустим, они собирались жениться, готовились к свадьбе, а у нее случились преждевременные роды.
Второй.
29.05.1917 г. две девушки из разных деревень одного прихода рожают дочерей вне брака. При нормальном сроке беременности зачатие этих детей произошло где-то в конце августа 1916 г. - о революционной безнаказанности и произволе речи тогда еще не шло. И к тому же в обеих записях в крайней правой графе указаны имена отцов детей.
В первом случае я составлял древо, поэтому в итоге прочитал все три записи. Во втором - просто случайно попались. Это я к тому, что на ситуацию всё же лучше глядеть полностью, а не строить предположения по единственной записи. Тем не менее, попытался представить, какие вообще теоретически возможны ситуации, когда парень не отказывается жениться, всё село знает, кто отец ребенка, но родившегося младенца всё-таки записывают, как внебрачного.
Как уже писал выше, один из вариантов - преждевременные роды. При этом отец находился рядом с матерью, но ведь он мог и отсутствовать перед родами продолжительное время. Допустим, уехал далеко и надолго на заработки еще до известия о беременности невесты и писем не писал (не все же грамотные были). Могли забрать в армию, могли посадить в тюрьму, мог погибнуть от несчастного случая.
Не пытаюсь оправдать всех девушек, рожавших вне брака. Но и ситуаций, когда их вины в этом не было, считаю, могло быть предостаточно.

Спасибо сказали: Balakyn, Алёна, kuks703

Поделиться

110

Re: Записи о незаконнорожденных

Тараща 1917

Не розберу точно приписки між іменем дитини і в честь кого, але, схоже, по-батькові він отримає Пантелеймонович, тобто або по восприємнику, або то й правда батько. Як бачимо, жодних "вне брака" чи покриток.

Поделиться

111 (11-07-2020 17:53:41 отредактировано litar Л)

Re: Записи о незаконнорожденных

Я сейчас просматриваю метрические книги церквей Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (периоды - конец XIX века и после 1917 года). Записи о внебрачных детях есть, слово покритка в них не встречал еще ни разу

     "Покрытка" встречала неоднократно. А вот после февральской революции, не помню точно с какого месяца, перестали указывать сословие и не писали "девица" и т.п.

Post's attachments

МК.jpg
МК.jpg 306.55 Кб, файл не был скачан. 

You don't have the permssions to download the attachments of this post.
Коли добром ніхто не дасть нам світла, – Його здобути треба – не молить,
Бо без борні нікчемні всі молитви. І свічки мирної не варта та країна,
Що в боротьбі її не запалила.
Спасибо сказали: serp1

Поделиться

112

Re: Записи о незаконнорожденных

1915 г.
  Мария
подкинута к дому кр-на Покровскаго Общества с. Б. Белозерки Никиты Климентову Плихуну.

Коли добром ніхто не дасть нам світла, – Його здобути треба – не молить,
Бо без борні нікчемні всі молитви. І свічки мирної не варта та країна,
Що в боротьбі її не запалила.
Спасибо сказали: Алёна, Balakyn2

Поделиться

113

Re: Записи о незаконнорожденных

litar Л пишет:

    "Покрытка" встречала неоднократно. А вот после февральской революции, не помню точно с какого месяца, перестали указывать сословие и не писали "девица" и т.п.

По поводу покрытки я, конечно же, не берусь утверждать за все записи о внебрачных детях Новомосковского уезда, а только за те, которые просматривал. Впрочем, я не концентрировал свое внимание на поиске этого слова, так что вполне мог и пропустить. Прошу прощения, если кого-то невольно ввел в заблуждение своим предыдущим постом.
Что касается отсутствия сословий в записях после февральской революции, то Вы абсолютно правы. Правда, к примеру, в МКБ церкви села Магдалиновка с октября 1918 г. их снова стали указывать, а с января 1919 г. вернулись к форме гражданин/-ка. Подозреваю, что в этот период Магдалиновка находилась на территории, которую контролировали белые.

Спасибо сказали: litar Л1

Поделиться

114

Re: Записи о незаконнорожденных

serp,
Вы никого не ввели в заблуждение, т.к. форма записей менялась все время и, наверное, были местные особенности.

Коли добром ніхто не дасть нам світла, – Його здобути треба – не молить,
Бо без борні нікчемні всі молитви. І свічки мирної не варта та країна,
Що в боротьбі її не запалила.
Спасибо сказали: serp1

Поделиться

115

Re: Записи о незаконнорожденных

От незаконного брака у жительки села Копачов Иулианны Терентиевой рекрутки родилась дочь Анастасия.

Радомисльський повіт 1822 рік

Спасибо сказали: litar Л, Алёна2

Поделиться